=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Святые: Иоанн Златоуст

Автор: Е.А.Смирнова?
Из книги Сборник писем свт. Иоанна Златоуста "Слава Богу за все"
Опубликовано: Москва, Изд-во Сретенского монастыря, 2005 г.
www.pravoslavie.ru/put/050713122007


 

> Ты оживил меня и привел в восторг тем, что, сообщая печальные известия, присоединил к ним изречение, которое надобно прилагать ко всем случайностям в жизни, — сказавши: слава Богу за всё. Это изречение — роковой удар диаволу. Кто его употребляет, для того оно величайший залог неприкосновенности и радости среди всякого рода опасностей. Как только произнесешь его, мгновенно разгоняются облака печали. Не переставай же повторять его всегда и учи других употреблять его во  всех случаях...

> "НИКАКОГО ДОГОВОРА С АДОМ"

> Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст воссиял на духовном небосклоне в IV веке по Рождестве Христовом. Церковь уже пережила эпоху страшных гонений, на престоле римских императоров воссели ее сыны, однако в народах еще происходило великое смятение духа. Одни чувствовали спасительность христианства и шли за него на страдания. Другие были отравлены ядом язычества, с его гибельными суевериями и растлением нравов. Но особую опасность представляли собою ереси, самой опасной и распространенной из которых было арианство.

> В это время Господь даровал Церкви величайших богословов и борцов за христианское учение. Среди них наиболее прославлены святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и, конечно, Иоанн Златоуст. "Умный истолкователь таин Божиих, око Церкви византийской и всех Церквей" — так говорил о нём преподобный Исидор Пелусиот. Блаженный Феодорит называл Златоуста великим светом мира, сохранившим апостольское предание веры.

> Вдохновенный святитель, окруженный славой мученика, оставил после себя огромное множество творений, <но> не все из которых, к сожалению, дошли до нас. <...>

> Родился святитель около 347 года в Антиохии, в богатой семье военачальника. Рано лишившись отца, он остался на руках у юной тогда матери. Вдова Анфуса всецело отдалась воспитанию сына. Ее благочестие восхищало христиан и поражало язычников. Знаменитый ритор Ливаний, у которого учился Иоанн, в восторге говорил об Анфусе: "Ах, какие у христиан есть женщины!"

> Получив всестороннее образование и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката, однако вскоре решает всецело отдаться служению одному Богу и принять монашество. Уже в своем доме он начинает вести суровую воздержную жизнь. Вместе с друзьями  — Максимом, Феодором (будущий епископ Мопсуестский) и Василием (будущий епископ Рафанский) — Иоанн углубленно изучает Священное Писание в богословской школе Диодора Тарсийского.

> В 370 году святителем Мелетием Антиохийским Иоанн был назначен чтецом. Около 375 года, узнав, что за блестящие дарования его хотят поставить во епископы, он скрывается в монастыре, где в свое оправдание пишет знаменитые беседы о священстве как надмирном чине, посреднике между небом и землей. Четыре года он проводит в монашеских подвигах, а затем еще два года предается аскезе и богомыслию в уединенной пещере. В своих сочинениях к враждующим против монашества Иоанн со всем пылом боголюбивого сердца воспевает пустынное житие, в котором очищенная душа сладостно собеседует с Творцом. Сохранились свидетельства, что в это время у него открылся дар целительства и чудотворений. Но он всё же вынужден был вернуться в Антиохию из-за болезни: чрезмерные подвиги изнурили его плоть.

> В начале 381 года Иоанна рукополагают в диаконы. В этом сане он пребывает пять лет, будучи помощником епископа и занимаясь делами нищелюбия и благотворительности. Пишет сочинения, среди которых  — "Три слова к подвижнику Стагирию", укрепляющие в вере в спасительный Промысл Божий и в терпении скорбей.

> В 386 году его посвящают в сан священника. Предание сообщает, что во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна — как символ Святого Духа и чистоты души. Смирившись пред божественными судьбами, в первой своей проповеди будущий святитель, однако, не переставал сокрушаться, как это он, "низкий и презренный юноша (в 39 лет!), возведен на такую высоту достоинства".

> Двенадцать лет его священства в Антиохии явились истинно проповедническим служением. Не менее раза в неделю проповедовал он слово Божие, объясняя Священное Писание. Но и забота о бедных, о вдовицах, о странниках и заключенных оставалась любимым его занятием. Уже через несколько лет при Антиохийской Церкви питались около трех тысяч вдов и дев.

> Слава об Иоанне как о дивном пастыре, духоносном проповеднике, подвижнике и нищелюбце скоро разнеслась по всем пределам империи. Послушать его приходили не только православные, но и ариане, иудеи и язычники. Слово его, приправленное любовью, трогало любую душу и сердце. Проповеди дышали силой и жизнью, ибо поучал он, как и жил сам, и толковал божественное учение через известные и понятные каждому предметы.

> За необыкновенное красноречие Иоанна прозвали Златоустом. Именно в это время он преподал пастве глубочайшие толкования на книгу Бытия, Евангелие от Матфея и Иоанна, на послания апостола Павла, Псалмы, книгу пророка Исаии... Он направлял свое пламенное слово против губительных ересей, обличал иудеев, "иудействующих" христиан и раскольников; разил язычников с их демонскими плясками, комедиями и разными бесчинствами.

> Во время ужасного мятежа антиохийцев против императора весь свой ораторский и миротворческий дар Златоуст направил на собственную нерадивую паству.

> Иоанн вооружался против роскоши надменных и скупых богачей, святотатственно окрадывающих Бога, против их безнравственности и жестокости, негодовал о пустом женском тщеславии и щегольстве, призывал к покаянию, милосердию и целомудрию.

> Златоуст горел отеческой любовью о спасении ближних и этой любовью вел к раскаянию самых закоренелых грешников. "Если ты тысячу раз впал в грех, иди ко мне и будешь исцелен", — взывал он.

> Пастырь бичевал грех, а не грешника; тем же, кто уязвлялся, он говорил: "Хоть бы шестьсот раз ты бранил меня, от чистого сердца, чистым помыслом говорю тебе: мир — и не могу сказать худого, ибо любовь отца во мне... Тем более буду любить вас, чем более любя, менее любим буду. Ибо многое соединяет нас: одна Трапеза предложена, один у нас Отец".

> Часто проповедовал о любви к врагам, часто и своею жизнью доказывал эту любовь и благородное снисхождение к своим гонителям.

> Антиохийцы видели в Златоусте апостола любви и покаяния. Его постоянно сравнивали с Крестителем Господним Иоанном Предтечей и с апостолом Иоанном Богословом.

> Город не представлял себя без Златоуста. Во время его проповедей все бросали работу и бежали в переполненный храм; когда же он был вынужден отлучиться, жизнь горожан замирала, словно во время несчастья. Сам он также не мог и дня прожить без возлюбленной паствы и был уверен, что никогда не покинет Антиохию.

> Но в 397 году умер Константинопольский патриарх Нектарий и было решено избрать на его место знаменитого антиохийского проповедника Иоанна Златоуста. Пастыря хитростью заманили за город и насильно увезли в столицу. Как ни отказывался он от почести, пришлось покориться императорской воле. Горю его и антиохийцев не было предела.

> На троне Восточной Римской империи сидел тогда уже сын Феодосия Великого Аркадий с сумасбродной супругой Евдоксией. Двор его утопал в роскоши и разврате.

> 20 февраля 398 года Иоанн Златоуст был посвящен в сан архиепископа Константинопольского. Хиротония состоялась в великой церкви Святой Софии. Рукополагал святителя Феофил, патриарх Александрийский, которому не удалось провести на кафедру другого епископа, и он не скрывал враждебного отношения к новому архиепископу.

> Во вступительной проповеди святитель Иоанн Златоуст обещал идти по стопам Василия Великого, "не пренебрегать никаким трудом и не бояться пользоваться никаким смиренным словом и делом": "В Константинополе есть еще язычники: я постараюсь привести их к Церкви, представляя им пример христианской жизни... В Константинополе много ариан и других еретиков: я не употреблю против них иного оружия, кроме меча Святого Духа, который есть слово Божие... Я при помощи Божией буду смело обличать пороки; я не буду входить ни в какие соглашения, не буду заключать никакого договора с адом".

> Эта проповедь сразу расположила к святителю сердца православных жителей Константинополя. Вскоре каждая проповедь Златоуста стала восприниматься в столице, как раньше в Антиохии, важнейшим событием, а сердце святителя по-апостольски вместило обширную новую паству.

> Душой его поступков оставалась любовь. Архипастырь по-прежнему бичевал пороки, призывал грешников к покаянию, но, говоря о грядущем Судии, напоминал и о Его милосердии, о любви Беспредельного.

> И богодухновенными проповедями, и собственной христианской жизнью святитель указывал примеры спасительного узкого пути. По приезде в столицу он продал богатую обстановку дома, принадлежавшего бывшему патриарху, перешел жить в одну комнату, где поставил только самую необходимую и простую мебель, а деньги направил на церковные нужды. Его покои всегда были открыты для просителей любого сословия, особенно для бедняков. В Константинополе милостивый святитель строил больницы, <странноприимные дома>, посещал и утешал заключенных, оказывал помощь скорбящим, гонимым и нуждающимся, призывал богачей к милостыне.

> Нашлись знатные и богатые люди, которые вняли его боголюбезному слову и стали помогать от имений. Таковыми стали знатные вдовы, которые всё свое состояние отдали на служение Церкви и поступили в должность диаконисс. В их обязанности входила подготовка к крещению женщин и детей и дальнейшее наставление в христианском благочестии. Среди них <... Олимпиада — верная помощница> святителя, которой он впоследствии посылал из ссылки самые обширные и душеполезные письма +.

> Как обычно, сам Златоуст вел воздержную молитвенную жизнь, со скудной трапезой, без торжественных приемов и пиров. Истинных христиан это восхищало и назидало. Однако для многих знатных горожан и нечестивой части духовенства скромность архипастыря являлась укором их роскошной и изнеженной жизни, казалась вызывающей и странной, — особенно после прежнего патриарха, любившего богатство, обильные обеды, торжественные выезды и приемы в императорском дворе. Александрийский патриарх Феофил, например, посчитал простую трапезу, предложенную ему Златоустом, оскорбительной для своего сана.

> В то время многие столичные священники, вслед за знатью, пред которой заискивали, вели предосудительную жизнь и небрежно относились к церковным делам, без стеснения пользовались достоянием Церкви, сборами для бедных. Процветали симония и <постыдное> сожительство епископов с девственницами — своими воспитанницами. <{см. об этом здесь}>  Видя это и скорбя душою, архиепископ Иоанн Златоуст занялся воспитанием духовенства и благоустроением церковной жизни. Он собрал у себя представителей духовенства и обратился к ним с обличением; устранил от служения тех, кто запятнал звание священника; преобразовал монастыри, оставив там только достойных иноков; упразднил сомнительные обители и очистил Церковь от праздношатающихся монахов, предложив либо поступить в монастырь, либо заняться ремеслом. Им были написаны слова-осуждения: "К жившим вместе с девственницами" и "К девственницам, жившим с мужчинами".

> Златоуст заботился о привлечении православной паствы к церковному богослужению: упростил чин Божественной литургии, устроил всенощные бдения с антифонным пением, ночные крестные ходы — в противовес бесчинным процессиям ариан. Святитель восстал против желания влиятельного военачальника Гайны предоставить арианам церковь в Константинополе и таким своим бесстрашием заслужил его уважение.

> Особой заслугой архипастыря стало попечение о распространении православия среди готов, скифов, финикийцев и других язычников. Он сам подготавливал миссионеров, рукополагал священников и епископов, следил за ходом их апостольского служения, помогал в строительстве храмов. Готам были поставлены священники и чтецы из их народа. Благодаря ревностному усердию святителя, даже в варварской Скифии "суровые воины, не сходившие с коней, преклонились пред Крестом распятого Христа".

> Но святая жизнь Златоуста по евангельским заповедям, его пламенные обличения пороков, стремление восстановить в пастве чистоту нравов и укрепить в истинном православии вызвали бурю недовольства у большинства людей, служащих своим похотям. Возмущение зрело и у обиженного духовенства, и в императорском дворце. Особенно неистовствовала императрица Евдоксия, которую Златоуст обличал в тщеславии и сравнивал с ненасытной и завистливой Иезавелью, когда она попыталась захватить виноградник у бедной вдовы и сирот.

> В 402 году на святого архипастыря Константинопольского начались гонения, воздвигнутые Феофилом, который был возмущен его заступничеством за четырех братьев — нитрийских отшельников, обвинявших Феофила в страшных пороках. Хотя Златоуст всегда великодушно прощал интриги александрийца, тот в 403 году созвал против святителя так называемый собор в Дубе, на вилле, предоставленной императором.

> Святитель Константинопольский не счел каноничным явиться на это сборище, которое клеветнически обвиняло его в ереси оригенизма, в выдуманных бесчинствах, в резком обличении духовенства. Он приглашал Феофила к себе, чтобы мирно решить вопросы и испросить прощение, если в чем согрешил. Однако Феофил отверг приглашение и склонил на свою сторону знать. По наущению Евдоксии, слабовольный император Аркадий утвердил постановление лжесобора об изгнании Златоуста.

> Народ, узнав об этом, собрался для охраны своего возлюбленного пастыря, требуя созыва Вселенского Собора. Однако святитель Иоанн Златоуст, не желая стать виновником мятежа, добровольно пошел в изгнание, а Феофил из опасения за жизнь сбежал. В следующую же ночь в столице началось сильнейшее землетрясение, поколебавшее императорские покои. Испуганная мятежом и стихией, императрица Евдоксия спешно написала изгнаннику письмо, умоляя вернуться в Константинополь. Вначале святитель не хотел возвращаться без созыва Собора, но народ почти силой привез его, сопровождая факельным шествием и пением. В храме все опустились на колени под благословение возлюбленного архипастыря, который со слезами на глазах славословил Господа. Вскоре новый Собор, состоявшийся в Константинополе, отменил постановления в Дубе.

> Однако, Божиим попущением, справедливость вновь была поругана. Теперь святителю предстояло сполна испить чашу страданий и до конца пройти свой крестный путь. Уже через два месяца после землетрясения в Константинополе начались бесчинства, связанные с постановкой статуи Евдоксии рядом с Софийским собором. Празднество совершалось во время богослужения и сопровождалось языческими плясками, песнями и рукоплесканиями. Святитель вынужден был сказать проповедь "Против зрелищ": "Опять беснуется Иродиада, опять пляшет, опять требует головы Иоанна!". Разгневанная Евдоксия и низложенное духовенство вновь приступили к императору, прося изгнать Иоанна Златоуста, и император согласие дал.

> В самый день Святой Пасхи отряд вооруженных воинов ворвался в церковь, где служил Златоуст, и произвел страшное кровопролитие, разгоняя множество крещающихся там людей. Когда те попытались ночью продолжить Таинство в ином месте, то и там была нещадно пролита кровь.

> Под давлением этих событий, а также нескольких попыток его убить, святитель вновь вынужден был добровольно отдаться властям, и 20 июня 404 года его доставили в Никею. В этот же день в Константинополе разразилась буря с грозой, обратившей в пепел Софийский собор, сенат и многие здания. Враги Златоуста поспешили обвинить в поджоге города его соратников, которые сразу были подвергнуты арестам, унизительным судам, заключениям и ссылкам. Многих замучили до смерти.

> Сам страдалец со всяческими притеснениями был направлен в ссылку в Малую Армению, в Кукуз. Неправедно гонимый архипастырь попытался обратиться за защитой к Западной Римской Церкви, однако ходатайство за него папы Иннокентия, других епископов и императора Гонория ни к чему не привело. Осталось безответным и письмо преподобного Нила Синайского. В нем он пишет императору Аркадию: "Как же желаешь увидеть Константинополь избавленным от частых землетрясений и запалений небесным огнем... когда изгнан из него столп Церкви, свет истины, труба Христова, блаженнейший епископ Иоанн?"

> Около трех лет провел святитель в захолустном Кукузе, мучимый болезнями и подвергаясь опасности от нападения дикарей. Огромным утешением для него были друзья и пасомые, особенно антиохийцы, которые навещали святого изгнанника и писали ему письма.

> Сам архипастырь даже в заточении не переставал заботиться о спасении своей паствы. Сохранилось более двухсот его писем из изгнания. Все они проникнуты неподдельной евангельской любовью и к верным, и к малодушным чадам, и к врагам (как, например, письмо епископу Анкирскому Леонтию, который замышлял его убить). Самыми известными письмами являются два письма к папе Иннокентию и семнадцать к диакониссе Олимпиаде. Они дают и много назидательных сведений о жизни святителя-изгнанника.

> Каждое письмо Златоуста свидетельствует о его величайшей вере в Божие Провидение, о несгибаемой силе духа. Святитель учит терпеливо переносить скорби ради будущих венцов и быть благодарным Господу за посланные испытания. Изгнанник не перестает выражать свое восхищение соратникам, заключенным в темницу за благочестие, и наставляет их нести крест как Божие благословение, с радостью. Он благодарит западных епископов и священников, вставших на его защиту и предпринявших для этого опасное путешествие. С апостольской ревностью Златоуст продолжает воодушевлять миссионеров, посланных им в Скифию, к готам и в Финикию. Узнав, что они подверглись жесточайшим гонениям, помогает снарядить новую миссию и достать средства на постройку храмов.

> Небольшое селение Кукуз вскоре по прибытии туда святителя Иоанна Златоуста стало знаменитым и оживленным. Сюда потянулось много паломников. Это не могло не обеспокоить его врагов, поэтому относительное спокойствие изгнанника было недолгим. К тому же из-за набегов диких исаврян он вынужден был переходить с места на место. В начале 406 года пять западных епископов, посланных ходатайствовать о святителе, были заключены в темницу, а сам Златоуст отправлен в далекий Питиунт (нынешняя Абхазия). Три месяца тяжелейшего пути окончательно подорвали и без того слабое здоровье страдальца. Во время остановки в Комане изнуренному святителю явился святой Василиск, замученный здесь при Максимине, и сказал: "Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе". На следующий день святитель Иоанн Златоуст скончался после приобщения Святых Таин. Последними его словами были: "Слава Богу за всё!". Это произошло 14 сентября 407 года.

> В 437 году, когда на престоле уже восседал сын Аркадия, Феодосий Второй, по требованию константинопольской паствы и патриарха Прокла святые мощи Златоуста были с почестями перенесены в Константинополь.

<...>

www.messia.info/r2/1/343.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков*, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»