Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце этого выпуска форма для выражения Вашей его оценки. |
|||||||||
Автор:
свящ. Александр Шмеман Предыдущие части: > 5 > В утверждении "я верю в Бога" мы распознали, почувствовали пускай даже и неясно, "ощупью души" прежде всего некий дар, подарок свыше. Я не столько сознательно, дедуктивно, разумно прихожу к вере в Бога, сколько нахожу ее в себе, нахожу с удивлением, радостью и благодарностью. Нахожу как присутствие, таинственное, но столь ясно ощутимое, Того, Кто весь мир, радость, тишина, свет. Это присутствие не может быть от меня, ибо нет ни во мне, ни в окружающем меня мире ни этой радости, ни света, ни тишины. Откуда же они? И вот я говорю слово, которое всё это выражает, всё это называет и которое в отрыве от этого опыта, от достоверности этого присутствия не имеет никакого смысла: я говорю слово "Бог". Я не мог бы сказать этого непонятного слова, если бы не было у меня этого опыта, однако, произнося его, я как бы освобождаю этот опыт, это чувство от их субъективности, мимолетности, расплывчатости. Я называю его содержание и тем самым принимаю этот дар и отдаю ему возвратным движением всего моего существа самого себя. > "Я верю в Бога". И вот оказывается, что
эта вера, которую я нашел на самой глубине своей души, не
только моя, не только мой личный, непередаваемый, несказанный
опыт, а что она по-новому связывает меня с людьми, с жизнью,
с миром, оказывается как бы освобождением от одиночества,
на которое, в той или иной мере, обречены все люди.
Ибо, если радостным было нахождение веры в себе, в своей
душе, в своем сознании, то не менее радостным оказывается
нахождение той же веры, того же опыта и в других. И не только
сейчас, тут, вокруг себя, у людей, схожих со мной,
но и через века, через пространство. Вот открываю я древнюю
книгу, написанную более чем за тысячу лет до нашей эры, в мире,
почти совсем не похожем на наш, теперешний, и читаю: > Это псалом 138, молитва, написанная несколько тысяч лет тому назад. Но вот я читаю ее и удивляюсь: Господи, да ведь это всё как раз так, как я чувствую и переживаю, это мой опыт, это обо мне и от меня сказано, и даже эти детские слова, это косноязычие, пытающееся выразить, "выпеть" то, что выше слов, всё это мое. И значит, вера живет веками, значит, миллионы людей чувствовали то же самое, и наполняется сердце радостью, когда от избытка веры вспыхивают эти удивительные слова: "Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет...". В этом свете я по-новому вижу мир: несмотря на всю его тьму, он светит для меня первозданным светом: действительно, "дивны дела Твои, и душа моя сознает это..." Я по-новому вижу и сознаю себя, грешный, слабый, боящийся, порабощенный, и повторяю слова псалма: "Славлю Тебя, потому что я дивно устроен..." Потому что дан мне этот тайный орган знания внутреннего, потому что могу я узнать то, что высоко и дивно и славно, могу захотеть высокого ведения и высокой жизни, могу различить между путем опасным и путем вечным. > И еще последнее узнаю я этой верой: узнаю, что всё в мире говорит о Боге, являет Бога, светится Им: как лучезарное утро, так и ночная тьма, как счастье и радость, так и страдание и горе. И если столь многие не видят этого, то потому что я и подобные мне верующие оказываюсь слишком слабым свидетелем веры, потому что с самого детства окружаем мы человека мелочностью, ложью, внушаем ему не искать и не жаждать глубины, а желать маленького и призрачного счастья и маленького призрачного успеха, потому что приковываем его внимание к суете и к тщетному. И вот зарастает в нём тайный орган света и любви, и наполняется мир липкими потемками неверия, скепсиса и дальше эгоизма, ненависти и злобы. Но и в этих потемках, и в этом страшном падении и измене не оставил нас Бог. И мои слабые слова о вере в Бога были бы пустыми, если бы, в заключение, я не исповедал веру уже непросто в Бога, а в Того единственного Человека, в Котором Бог пришел в мир, а в мире к каждому человеку, чтобы спасти и возродить его. "Я верю в Бога". Но Бог в полноте радости и обладания открывается во Христе. Смотри также по теме: свящ. Вячеслав Резников: фарисей и мытарь |
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым
темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду
отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь
более высокий рейтинг (средний балл). Другой способ голосования почтой: #### нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо!. |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/053.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. вып. темы | ||||
|
![]() |