Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: Единый Бог (1) В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Автор: Яков Кротов
> ЕДИНЫЙ БОГ> Вера в Единственного упоминается лишь в первой строке Символа веры. Ну кто читает первую строку? Всё самое важное - потом, в начале идёт разгончик, пустые формальности. Увы, судя по поведению верующих, большинство из них веру в Единого Бога исповедуют формально, да и вообще никакой веры не исповедуют. > В лучшем случае от греха их удерживает веры в то, что Иисус - единственный Бог, или Мария - единственный Бог, или Николай Мирликийский. Но если Мария - богиня, она хуже индийской Кали, обвешанной черепами. Как можно родить Бога - не только непонятно, но и принципиально не может быть понято, во всяком случае, если веруешь именно в Единого. Беда многих "почитателей" Марии в том, что они почитают Её не за то, за что следовало бы. Они просто ещё не поняли, что произошло в Рождество. Пока это не ведёт к людоедству, беда невелика. Но иногда это к людоедству приводит - во всяком случае, к смертоубийству. > Учёные спорили и, видимо, всегда будут спорить, предшествовала вера в Единственность Бога многобожию или нет. Пока не изобретут машину времени, ответа не будет. Если изобретут, ответа тоже не будет: ведь веру трудно измерить и количественно, и качественно. Многие ли христиане веруют в Единственного? Большинство, во всяком случае, в России - именно в Единого, то есть в единый пучок нескольких божеств, из которых кесарь или собственное "я" отнюдь не последние. > Вот почему остро необходима катехизация - или, как у древних евреев, обряд "возобновления Завета": чтобы вернуться к первому слову через толщу обрядов и наслоений. Вера в Единого Бога, если и не была изначальной, явно не была и маргинальным явлением: она присутствует почти в любой культуре любого народа. Но присутствует как осадочные породы: они древние, они толще любого чернозёма, но они глубоко, до них обычно нужно докапываться. На них построены целые города, но города эти не ведают, на чём стоят. > А докапываться полезно: Единственность Бога - единственное, что может сделать человека спасённым, бессмертным, святым, в общем: нормальным. > В России принято надпись на корешке книги размещать так, чтобы она легко читалась, если книга лежит на столе первой страницей вниз. В англоязычных странах - наоборот. То есть, в России прочёл первый том Толстого - положил на стол, потом на него второй том, и так далее. Первый оказывается погребён. "Верую во Единого Бога" - это должно быть написано так, чтобы быть на первом месте не в тексте, а в кругозоре, в центре внимания, чтобы в любой момент книгу с этой надписью можно было взять сверху стопы. > * * * > Верующих в Единого Бога всегда было меньшинство. Усилия проповедников единобожия - христиан, иудеев, мусульман - приносят определенные плоды, но индуисты, негры и китайцы - оплот многобожия - все равно размножаются с опережением. К тому же большинство "равнодушных к религии" людей мыслит о мире совершенно многобожнически. Наконец, многие христиане (и иудеи, и мусульмане) живут так, как если бы они верили в то, что богов - много. > Но сколько это - "много"? Система счисления проста как "раз-два": "один-много". Два бога - уже слишком, уже многобожие. Вера во многих богов удобнее, практичнее и рациональнее, чем вера в единого Бога. В многобожии у каждого бога точное пространство, за которое он отвечает. Лучше всего это видно в древней римской религии. Юнона отвечала за брак, Эскулап - за торговлю, Термин - за границы земельных участков. Марс воюет, Ганимед пирует. Главное удобство многобожия: за хорошее отвечают одни боги, за плохое - другие, у которых тоже можно кое-что вымолить (соседу - беду, себе - нейтралитет). Собственно, не обязательно почитать десять тысяч богов, чтобы быть многобожником - достаточно верит, что у богов общество классовое, что классов по меньшей мере два и в каждом хотя бы одному божеству: один хороший, один плохой. Один бог отвечает за все хорошее, другой - за всяческое свинство. > "А всё оттого, - говорил кролик медвежонку Винни, - что кто-то слишком много ест..." Это - отличный пример атеистического многобожничества. За всё хорошее отвечает у кролика бог по имени Воздержание, за все плохое - бог по имени Обжорство или, что почтительнее, Многоядение. Проще, правда, всё хорошее приписывать самому себе (так обычно и поступают, и не только атеисты), а всё плохое - ну, здесь выбор безграничен. Добрый бог - это мое "я", кроткое и милое, источник всяческого добра в мире. Злым богом можно объявить недостаток образования или его избыток, масонство или КГБ, - что угодно или все скопом. До сих пор встречаются люди, которые считают причиной всякого зла нежелание или неспособность человечества точно договориться о смысле каждого слова. Чем это не возрожденная вера в бога Термина и в его сатанинского противника по имени Терминологическая Неопределенность? > Желание свалить вину с Бога на кого-то еще (кроме себя) и легкость, с которой разум эту свалку устраивает, стали причиной того, что в ветхозаветные времена иудеи то и дело впадали в поклонение идолам, что в христианнейшее средневековье то и дело зарождались ереси двубожнические, манихейские, богумильские, в которых возрождалась вера в злого бога, что в наше, наконец, время получил такое распространение "Научный Взгляд на Мир" - не ради удовольствия познания большинство людей ценит науку, а за возможность найти вокруг, вне себя, всё новые и новые причины зла в мире. И тогда будет легчо и ясно жить - но тогда человек покидает царство веры и переходит в царство очевидности, материализма, где всё можно объяснить, но ничего нельзя полюбить. > Верить в богов легко. Два их класса - добрые и злые - словно два ящика, в который мы с ходу раскладываем всё, что происходит вокруг. От Бога - от Сатаны, от Творца - от демиурга. Хорошо - от Хорошего, плохо - от Плохого. Хорошее - от соответствия производственных отношений производительным силам, плохое - от несоответствия. > Вера же в Единого Бога - безумие, бред и практический кретинизм, попытка свалить в один ящик и конфеты, и навоз, одной причиной объяснить жару и холод, взвалить на Одного ответственность и за героизм героев, и за подлость подлецов. Спокойно назвать Единого Бога Часовщиком и думать, что сделали Ему комплимент, могли только сытые, холеные, глухие к злу аристократы восемнадцатого века с золотыми брегетами на животах своих. Французская революция напомнила им: мир похож на часы не больше, чем мина с часовым механизмом. И современные атеисты, в отличие от просвещенных баронов, не столько отрицают Бога, сколько сердятся на Него. > Разумных объяснений единобожию быть не может. Если бы веру в Единого Бога придумали люди, нашлись бы люди, которые бы эту придумку разъяснили. Но нет! От Экклезиаста до Бердяева - чем более верует ум, тем уверенней он знает невозможность объяснить зло существованием злого бога. Верующие в Единого Бога - мучаются (муку эту никто лучше Достоевского не описал), но от объяснений "через сатану" откажутся. Могут даже от Бога отказаться, "вернуть билет в Царство Божие" - из-за слезинки ребенка, но что Он - Единый Творец, Все держащий - от веры в это не откажемся, потому и плюнем, что веруем в это. И отношения с Единым Богом у народа Израиля - как отношения с отцом у подростка, всё еще считающего отца всесильным, ответственным за все, что с ним, ребенком, происходит - но уже он злится, недоумевает, обижается, ибо понимает, что происходит с ним и ладное, и неладное. Столкновения детей с родителями - не только от самоутверждения, но и от веры детей в то, что родители их вседержители, творцы неба и земли, всего видимого и невидимого. Взрослея, мы утрачиваем эту веру и восстанавливаем с родителями мир. Цена этого мира - утраченная вера! Многобожие - а через него прошли все народы земные - это попытка примириться с Богом утратой веры в Него как Единого Бога, поставлением в качестве еще одного бога, эдакого аварийного выхода, мусорного ведра - злого сатаны, на которого списывается ответственность за зло. Произнося же "верую в Единого Бога", Вы отказываетесь от примирения такой ценой, Вы говорите: "Бог - Един и Вседержитель. Он действительно всё может и за всё ответственен, а как нам помириться при таком раскладе - я не знаю". К счастью, христианская вера не кончается догматом о Едином Боге, а только начинается с него, и примирение с Единым Богом зависит не от нашего понимания или непонимания, а от Сына Божия, распятого перед нашими глазами. <.....> > * > Жить с Одним Богом так же трудно, как жить с одной женой. Правда, жить с несколькими жёнами тоже не так уж легко, так что, видимо, лучше сказать: жить с Единым Богом так же трудно, как жить с одним-единственным другом. Жизнь человеческая строится на чёсе: нужны деньги - обзвони всех, чей телефон имеешь. > Нет крыши над головой - позвони во все квартиры подряд. Ищешь Золушку - прочёсывай подряд все ножки. А верить в Единого означает во всех случаях - и денежных, и квартирных, и брачных - обращаться к Одному. > Более того: человеческая жизнь есть не только обращение ко всем подряд, но и нахождение в центре всех. Человек "естественно" полагает, что, коли у него попросили взаймы, то попросили только у него. Нужно усилие, чтобы понять: бедолага обзванивает всех. Случится беда - кажется, что рак бывает лишь у тебя, что дом сгорел у тебя одного. Случится счастье - опять ни у кого такого счастья не бывает. > С Единым всё прямо наоборот: в центре - Он, а человек часть круга. Если смотреть на эту ситуацию без веры, мерзкое зрелище. Раз круг - значит, периферия. А с верой... Смотря какая вера: для язычника хоровод, для христианина - точка. |
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие. Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.) |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/270.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск по теме "основы веры" | ||||