ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 26 июня 2006 г. ст.ст., воскресенье (4-е по Пятидесятнице). литургические чтения: Рим.6:18-23; Мф.8:5-13 *. > В тот момент, когда мы осознали, что слепы и, следовательно, > находимся вне Царствия, мы можем занять по отношению к Царствию > и к Богу реальное положение - а не то вымышленное, в которое > всё время ставим себя, когда мы, находясь вне, воображаем себя > в райских обителях и пытаемся согреться у огня, который пылает > за закрытой дверью. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НАМ УДАЕТСЯ ПРИКОСНУТЬСЯ > К ЖИЗНИ, КОТОРАЯ ДЛЯ НАС ЕЩЕ НЕДОСТИЖИМА, И МЫ ВООБРАЖАЕМ, > БУДТО КРОШЕЧНАЯ ИСКОРКА, ЗАЖЕГШАЯСЯ В НАС, ЭТО И ЕСТЬ ВСЁ ЦАРСТВО > БОЖИЕ. Но это еще не Царство, это лишь реальный залог вечной жизни, > обещание, призыв, зароненный в нас для того, чтобы мы не теряли > надежду, оказавшись там, откуда Евангелие велит нам начинать: перед > всё еще закрытой для нас дверью, в которую мы стучим без устали, > пока она не откроется. Мы должны стоять перед еще не постигнутой > тайной и взывать, вопиять к Богу, всеми силами искать путь, пока он > не разверзнется перед нами прямой стезей к небу; мы должны стоять > в непоколебимой уверенности, что наступит мгновение, когда > Бог исполнит нашу молитву. Я намеренно не говорю "услышит", потому > что мы всегда услышаны, хотя нам не всегда дается ощутимый ответ. > Бог не глух к нашим молитвам, но мы сами не всегда в состоянии > понять Божие молчание в ответ на наш зов. Если бы мы осознали, > что находимся перед закрытой дверью, мы могли бы измерить и наше > человеческое одиночество, и то, насколько мы еще далеки от радости, > к которой призваны, от полноты, которую Бог предлагает нам. И вместе > с этим мы могли бы оценить - и это очень важно - как мы богаты, > несмотря на бесконечную нашу нищету. Мы так мало знаем об области > Божественной, так мало живем в Боге, а вместе с тем, какое богатство > дается нам в этой искорке Присутствия, познания, причастия, сияющей > в сердцевине собственных наших потемок! Если тьма столь богата > светом, если отсутствие столько богато и насыщено, если всего лишь > занимающаяся заря жизни - такая полнота, то с какой надеждой, > с какой нарастающей радостью можем мы стоять перед этой закрытой > дверью в счастливом сознании, что когда-то она откроется, > и мы познаем такой переизбыток жизни, какого вместить пока еще > неспособны. Не следует всегда искать ощутимого присутствия Бога; > не следует надеяться, что в каждый момент Бог откроется нам явным > образом. ЕВАНГЕЛИЕ ДАЕТ НАМ ЦЕЛЫЙ РЯД ПРИМЕРОВ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ, > КАК ДАЛЕКИ МЫ ОТ ПОНИМАНИЯ СВЯТОСТИ И ВЕЛИЧИЯ БОЖИЕГО, > как недостаточно мы дивимся Богу. Нам кажется естественным > добиваться Его присутствия, тогда как на самом деле нам следует > с робкой надеждой на невозможное молить Бога преобразить и обратить > нас, прежде чем мы сможем надеяться предстать перед Ним > в благоговейном трепете, потому что каждая встреча с Богом в той > или иной степени есть уже Страшный суд: встреча лицом к лицу с Живым > Богом - событие важнейшее, решающее. ВСТРЕЧА С БОГОМ ВСЕГДА > "кризис", а по-гречески слово "кризис" означает "СУД". Мы можем, > представ перед Богом, оказаться либо осужденными, либо оправданными, > в соответствии с тем, что несем в своем сердце и о чём > свидетельствует наша жизнь. Вот почему ветхозаветные пророки (можно > привести не один пример) сокрушенно восклицали: "Увы, мне! Я видел > Бога, - я должен умереть..." Это больше, чем может вынести > человеческая душа, если только душа человеческая, человек не был > привит к жизни Самого Бога во Христе. > Безрассудно искать преждевременной встречи. Поэтому всё учение > Православной Церкви о молитве и о поведении в жизни гласит: > "Не ищите никакого мистического опыта; в благоговейном поклонении > просите Бога, со всем доступным вам вниманием и верой, со всей силой > надежды и устремленности, чтобы Он изменил вас, сделал такими, > чтобы "когда-нибудь" вы могли встретиться с Ним". Это учение глубоко > коренится в Евангелии: вспомните чудесный улов рыб. Петр принял > Христа в лодку, Христос учил толпы народа в его присутствии, > и всё-таки Петр не постиг величия Иисуса. Господь велит ученикам > отплыть на глубину и закинуть сети. Петр отвечает: Мы трудились > всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть... > Он закидывает сеть и не может ее вытащить! Он просит помощи у тех, > кто находится в другой лодке, и только тогда осознает - и то > не до конца, пока Сам Бог не открывает ему, что Христос - Сын Бога > Живого, что он находится в присутствии чего-то, вернее, Кого-то, > Кто выше его, Петра, разумения. Его охватывает благоговейный ужас, > он припадает к ногам Иисуса и восклицает: Выйди от меня, Господи! > потому что я человек грешный... В этот момент он интуитивно > почувствовал величие Того, Кто находился среди них, и, зная, каков > он сам, попросил Его удалиться. > Часто ли нам случается в момент углубленной молитвы, в момент, когда > мы "чуем" Бога, Его святость, Его величие, сказать ему: "Выйди > от меня, Господи, я недостоин близости, которую ты являешь"? > Не пытаемся ли мы чаще принудить Бога к близости, которой Он > не искал, навязать себя Ему, силой ломимся в дверь, которую > Он стремится держать закрытой? Я приду и исцелю его, - говорит > Иисус. Нет, - отвечает сотник, - не трудись, Господи (ибо > и я подвластный человек, но, когда приказываю слуге, он исполняет > мою волю), но скажи слово и выздоровеет слуга мой... Разве таково > наше отношение? Разве мы настолько чутки к Богу, что не хотим > понуждать Его прийти? Достаточно одного слова, большего > не требуется. Утверждаем ли мы Его державную свободу и поклоняемся > ли с благоговением Его величию? Знаем ли мы из внутреннего > убеждения, что Его слово жизнь для тех, к кому оно обращено? Если бы > только мы осознавали, что из-за своей слепоты мы остаемся > вне Царствия, вне Присутствия, мы смогли бы стучать в дверь, искать > путь, взывать к Господу, а не требовать: "Сейчас же открой, я устал > ждать, явись сразу передо мной, я слишком долго ждал Тебя!" А ведь > именно так мы постоянно и поступаем. За сутки мы едва выкраиваем > полчаса, чтобы уделить их Господу, и еще удивляемся, что в тот миг, > когда мы произносим: Во имя Отца и Сына и Святого Духа - нам тут > же не раскрывается всё величие Святой Троицы! > Чрезвычайно важно нам понять, как далеки мы от Царствия, и вместе > с тем, как щедро мы уже сейчас одарены Его присутствием благодаря > свету, сокрытому в наших потемках. Сами сокрытые у нас возможности - > это уже вдохновение, уже путь, уже надежда. Нам вовсе не следует > спешить, но очень важно быть до конца реальными, занять по отношению > к Богу и к окружающему нас миру верное, именно собственное > положение, изнутри которого Бог может действовать. Потому что Он > не может действовать в нереальной ситуации, куда мы без конца > попадаем, поддаваясь по слову подвижников пустыни, воображению, > фантазии, желаниям и духовной жадности. > И тогда для нас разрешится одна проблема; и та сторона молитвы, > которая составляет муку нашей жизни, станет творческим актом, > исполненным смысла: мы станем молиться с чувством богооставленности, > что мы так редко делаем от всего сердца! Как мы сетуем на эту > оставленность, но как не умеем пользоваться ею, чтобы стать более > реальными и сказать: "Я слеп, я стою у двери, на холоде, во тьме, > не потому что я во тьме внешней, отверженный Божиим судом, > а подобно тому, что описывается в начале книги Бытия как момент, > когда Бог творил всё, изводя свет из тьмы; и то, что я называл > светом вчера, сегодня всего лишь сумерки". МЫ СМОЖЕМ МОЛИТЬСЯ > В СОСТОЯНИИ БОГООСТАВЛЕННОСТИ, ЗНАЯ, ЧТО БОГ ЗДЕСЬ, НО Я СЛЕП, > БЕСЧУВСТВЕНЕН, И ЛИШЬ ДЕЙСТВИЕМ СВОЕГО БЕСКОНЕЧНОГО МИЛОСЕРДИЯ ОН > НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МНЕ, ПОКА Я ЕЩЕ НЕ В СИЛАХ ВЫНЕСТИ ЕГО ПРИХОД. > Если мы вглядимся вглубь темного лабиринта нашего сердца, > нашего сознания, нашего прошлого и настоящего, наших устремлений > в будущее, сможем ли мы сказать, что готовы к встрече с Богом? > Осмелимся ли желать ее? Да, но только в угодное Богу время, когда > Он Сам дарует ее; добиваться же ее силой, понуждать Бога к такой > встрече - нет! Это превосходит то, что мы можем вынести. Но не так > ли мы поступаем, ослепленные видимым, незрячие перед повергающим > в трепет величием Невидимого, лишенные чувства изумления, > благоговейного страха, того видения, которое дается лишь верой, > смиренного ощущения прикосновения к краю ризы Христовой?.. Если бы > только мы могли оценить с благодарностью Богу Его отсутствие! > Оно учит нас стучать в дверь и испытывать наши мысли и сердце, > продумывать наши поступки, правильно оценивать порывы всего нашего > существа, спрашивать себя, действительно ли воля наша целиком > направлена к Богу или мы обращаемся к Нему лишь в надежде > на мимолетное облегчение и готовы через миг, как только получим > подкрепление, забыть о Нем и, подобно блудному сыну, вновь приняться > расточать силы, которые Он даровал нам. > Всё это очень важно, потому что ПОКА НАША ИСХОДНАЯ ТОЧКА НЕ БУДЕТ > РЕАЛЬНА, ПОКА МЫ НЕ ОСОЗНАЕМ ИСТИННУЮ ПРИРОДУ ВЕЩЕЙ И НЕ ПРИМЕМ ИХ, > КАК ДАР БОЖИЙ, В ОТВЕТ НА ПОЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ НАХОДИМСЯ, МЫ БУДЕМ > ТЩЕТНО ПЫТАТЬСЯ ВЗЛОМАТЬ ДВЕРЬ, КОТОРАЯ ОДНАЖДЫ ОТКРОЕТСЯ САМА. > Святой Иоанн Златоуст говорит: "НАЙДИ КЛЮЧ К СОБСТВЕННОМУ СЕРДЦУ, > И УВИДИШЬ, ЧТО ОН ЖЕ ОТКРЫВАЕТ ДВЕРЬ В ЦАРСТВИЕ". В этом направлении > и следует устремить наши поиски. [ митрополит Сурожский Антоний. РАССКАЗ О ВАРТИМЕЕ www.mitras.ru/soul_put/put_2.htm (www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt8_5-13.htm#pu) ] (Выделение в тексте ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ сделано редактором рассылки.) ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Лк.7:1-10; Ин.4:43-54; эпизод N51 по "Брюссельскому согласованию" + + + Видимо, эта тема была очень важна для митр. Антония... см. подборку текстов его проповедей об этом и фрагментов из бесед о молитве: www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt8_5-13.htm#0 + + + www.messia.ru/rasylka/004/838.htm#0 + + + Яков Кротов: знаем, что недостойны... www.messia.ru/rasylka/005/1206.htm#0 + + + его же - другие размышления: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_10.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_12.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060709/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=09-7-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению понедельника 5-ой седмицы по Пятидесятнице (Рим.12:4-5,15-21) www.messia.ru/rasylka/005/1207.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты К.С.Льюиса, прп. Никодима Святогорца, архим. Софрония (Сахарова)) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда Иисус пришел в Капернаум, подошел к Нему, прося о помощи, римский центурион: "Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый параличом, он ужасно страдает". Иисус говорит ему: "Я приду и вылечу его". Центурион возразил Ему: "Господин мой, я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров. Только повели словом - и слуга мой выздоровеет. Сам я человек подчиненный, но и у меня под началом есть воины. И одному я говорю: 'Ступай' - и он идет; другому: 'Иди сюда' - и он приходит; слуге говорю: 'Сделай то-то' - и он делает". Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам: "Говорю вам истинную правду: еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры. Но вот что Я говорю вам: многие придут с востока и с запада и усядутся за пиршественный стол вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небес. А те, кому было предназначено Царство, будут изгнаны вон, во тьму, где будет плач и зубовный скрежет". А центуриону Иисус сказал: "Ступай домой, и пусть будет тебе по вере твоей". И в тот же час слуга выздоровел.* (Мф.8:5-13) * * * "Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту". (Конфуций) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последних выпусках: |
||||