=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 27 июня 2006 г. ст.ст., пн 5-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.12:4-5,15-21; Мф.12:9-13*. Нынешний выпуск посвящен трудному месту из Послания Римлянам: 9:6-33. Не ставя своей целью дать исчерпывающее объяснение того, что здесь говорится (надеюсь когда-нибудь вернуться к этому), приведу лишь отдельные МЫСЛИ. 6 Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все израильтяне - истинный Израиль. 7 И не все потомки Авраама - его дети. Ведь Бог сказал: +'Твоими потомками будут зваться те, кто родится от Исаака'+, 8 то есть не те дети, что родились от плотского союза, - дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом. 9 Вот это обещание: +'Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын'+. 10 Но это не всё. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака. 11 Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей: +'старший будет слугой у младшего'+, чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен 12 и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога. 13 Как говорится в Писании: +'Иакова Я полюбил, а Исава возненавидел'.+ 14 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? - Ни в коем случае! 15 Моисею Бог сказал: +'К кому захочу проявить милосердие, к тому проявлю. Кого захочу пожалеть, того пожалею'.+ 16 Итак, всё зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога. 17 В Писании Бог говорит фараону: +'Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и Имя Мое сделать известным по всей земле'.+ 18 Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит. 19 Ты меня спросишь: 'Как Он может в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?' 20 Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: 'Зачем ты меня таким сделал?' 21 Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок? 22 А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество, долго терпел 'сосуды гнева', которые обречены на уничтожение, 23 для того именно, чтобы явить всё безмерное величие Своей славы по отношению к 'сосудам милости', предназначенным для славы? И эти 'сосуды милости' - мы. 24 Нас Он призвал - и не только из евреев, но и из язычников, 25 как об этом Он говорит в книге Осии: +'Я назову народ, который был не Мой, Моим и нелюбимую - любимой.+ 26 И в том самом месте, где Я сказал им: 'Вы не Мой народ', - теперь их назовут сынами Живого Бога'.+ (Римлянам, гл. 9, перевод "Радостная Весть") => 9:13 +Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел+ => Предведение и справедливость Бога > Бог судит согласно справедливости, а не предведению. Так, Он сказал > Моисею: +Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей+. > {Исх.32:33} Человек согрешающий вычеркнут из книги жизни по суду > Судии, но, согласно Его предведению, имя такого человека никогда > и не было в книге жизни. Апостол Иоанн так описал этих людей: +Они > вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то > остались бы с ними.+ {1Ин.2:19} В Божием предведении нет особого > уважения к личностям, {см. Деян.10:33-35} ибо Его предведение > определяет, какою будет воля каждого человека, в которой > этот человек пребудет и согласно которой он будет либо осужден, > либо вознагражден. Некоторые из тех, что пребудут среди добрых, > прежде были во зле, и некоторые из тех, что останутся среди злых, > прежде были среди делавших добро. {Ср. Ин.5:29} Амвросиаст, +Комментарий на Послание к Римлянам+. > Если Бог возненавидел Исава, ибо он стал сосудом, сделанным > для низкого употребления, и если один и тот же горшечник сделал > один сосуд для почета, а другой для бесчестия, как же возможно, что > Бог не знает ненависти ни к какому творению? В таком случае > Бог +возненавидел Исава+, хотя Сам сделал его сосудом бесчестия. > Однако эта трудность разрешима, если мы будем иметь в виду, что > Бог - Создатель всей твари. Всякое творение Бога является хорошим; > всякий человек является творением как человек, но не как грешник. > Бог - Творец и тела, и души человека. Ни тело, ни душа не являются > злом, и Бог не имеет ненависти ни к тому, ни к другому, ибо Он > не испытывает ненависти ни к одному из Своих творений. Но душа > превосходит тело, и Бог, Творец и Ваятель души и тела, в человеке > ненавидит только грех. Грех в человеке - непослушание > и развращенность, то есть отвращение от превосходящего Творца > и обращение к созданиям, которые ниже Него. Поэтому нет у Бога > ненависти к человеку Исаву, но есть к Исаву-грешнику. Августин Иппонский, +О различных вопросах+. * * * => 9:15 +Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею+ => Суд Божий - не по мере человека > Нет несправедливости в том, чтобы Бог миловал, кого пожелает. Ибо, > как сказано, Он изрек через Моисея и разъяснил образ милости, > который соответствует не человеческим меркам, но премудрости Божией, > так что быть помилованными зависит не от наших дел, но от Бога, > Который может миловать произвольно. Аполлинарий Лаодикийский. > +Кого миловать, помилую+, говорит Бог. То есть помилую того, о ком > знал, что он примет веру и останется верен. +Кого миловать, > помилую+, то есть окажу милость тому, о ком знал, что после греха > вернется ко Мне с праведным сердцем. Это означает: дать тому, > кому следует, и не дать тому, кому не следует. Бог призывает того, > о ком знает, что послушен, и не призывает того, о ком знает, > что послушен не будет. Амвросиаст, +Комментарий на Послание к Римлянам+. > Не твое дело знать, о Моисей, кто достоин человеколюбия, > но предоставь это Мне, говорит Бог. {См. Исх.33:19} Если же > не Моисеево дело было знать, то тем паче не наше. Иоанн Златоуст, +Гомилии на Послание к Римлянам+. => Благодать творить добро > Даруя верящему и просящему Духа Святого, Бог явит милость тому, кого > Он уже помиловал, то есть Он сделает его милосердным, дабы тот смог > через любовь творить дела добра. Пусть никто не осмелится притязать > на то, что он милосерден: это Бог через Духа Святого дал ему любовь, > без которой никто не может быть милосердным. {См. Гал.5:22} Так что > Бог не избирал делающих добро, но верующих, чтобы сделать их > творцами добра. Наша участь - верить и желать, Его - дать верящим > и желающим возможность творить добро через Святого Духа, через > Которого в наши сердца изливается любовь Божия, которая и делает нас > милосердными. Августин Иппонский, +Некоторые темы из Послания к Римлянам+. * * => 9:16 +Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося+ => Милующий Бог > Слова апостола: +не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога > милующего+, понимаются так, как и Давид говорит в Псалмах: +Если > Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если > Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж+. {Пс.126:1} > Этим он показывает не то, что строитель дома ничего не делает > и предается праздности, и тогда Господь воздвигает дом. > Он показывает, что человек прилагает, сколько есть в нём заботы > и труда, но во власти Божией находится, чтобы, миновав > все препятствия, труд обрел завершение. Итак, поскольку > этим внушается, что человек прилагает труд и заботу, а Бог сообщает > работе успех и завершение, то благочестиво и благоговейно > для человека завершение своего собственного труда относить скорее > к Богу, чем к себе. Так и когда Павел насаждал, а Аполлос поливал, > говорится, что Бог взрастил; и добавляется: +Посему и насаждающий, > и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий+. {1Кор.3:7} > Стало быть, и в данном месте мы можем сказать: итак, > ни подвизающийся не есть что-либо, ни желающий, но Бог, дарующий > свершение. Ибо кто желает и кто подвизается, как мне кажется, суть > те же, кто насаждает и кто поливает; но апостол говорит, > что насаждающий и поливающий суть ничто. Не потому, что они ничего > не делают, но потому, что в сравнении с Богом, Который дает труду > возрастание или совершение, они объявляются ничем. Ориген, +Комментарии на Послание к Римлянам+. * => Желание и усердие > Отсюда мы постигаем, что воля и <стремление> принадлежат нам, > но осуществление нашего воления и <стремления> зависит от милосердия > Божиего. Таким образом, и воля наша, и поспешание > при их осуществлении повинуются свободному решению, но их исполнение > зависит от силы Божией. Иероним Стридонский, +Беседы против пелагиан+. => Милость и благодать Бога > Когда Павел говорит: +помилование зависит не от желающего > и не от подвизающегося, но от Бога милующего+, он не ставит > под сомнение свободу воли, но говорит, что нашего желания > недостаточно, если Бог не придет нам на помощь и не сделает нас > милосердными, дабы мы могли творить добрые дела через дар Духа > Святого. Мы даже и желать не можем, пока не призваны, а когда > мы желаем после призвания, то опять недостаточно ни воли нашей, > ни <стремлений>, если только Бог не даст сил подвизающимся > и не приведет, куда зовет. Потому и очевидно, что +от Бога > милующего, а не от желающего и не от подвизающегося зависит+ делание > нами добра, хотя в них и присутствует наша воля, которая сама > по себе ничего не может. Августин Иппонский, +Некоторые темы из Послания к Римлянам+. [ По книге: Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-VIII веков. Н.З. VI. Посл. к римлянам //Тверь: Герменевтика, 2003; стр.376-382 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.3:1-6; Лк.6:6-11. по теме: + + + ОРИГЕН - О свободе воли. Разрешение и объяснение изречений Писания, по-видимому, отвергающих ее www.krotov.info/library/o/origen/princ3.html + + + Августин Иппонийский (Гиппонский) - О предопределении святых www.krotov.info/library/a/augustin/o_predop.html + + + СББ: ОЖЕСТОЧЕНИЕ www.krotov.info/library/bible/comm/14o.htm + + + Эразм Роттердамский - РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ www.krotov.info/library/e/erazm/diatriba.htm + + + Сергей Худиев - Об уверенности в спасении www.krotov.info/libr_min/h/hudiyev2.html (см. гл. "Человекам это невозможно") + + + www.bible-center.ru/bibletext?cont=rv_ru&txt=ro+9:6-33 - различные размышления + + + Свт. Василий Великий: откуда взялось зло? www.messia.ru/rasylka/004/832.htm + + + ап. Павел и св. Августин о предопределении www.messia.ru/rasylka/004/914.htm + + + Александр Поляков - ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОБОДА www.messia.ru/rasylka/004/916.htm#B + + + Алистер МакГрат - СХОЛАСТИКА И РЕФОРМАЦИЯ http://messia.ru/bibliotk/m/mkgrat/bm4.html#p96p см. главки +"Пелагианство" и "Августинианство"+ и +"Schola Augustiniana Moderna" или "Августинианство"+ + + + Он же - ДОКТРИНА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ www.messia.ru/bibliotk/m/mkgrat/bm6.html + + + апост. и еванг. чтения дня в переводе В.Кузнецовой www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/051.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060710/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=10-7-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению вторника 5-ой седмицы по Пятидесятнице (Рим.14:9-18) www.messia.ru/rasylka/004/840.htm#0 (Прп. Амвросий Оптинский; ссылка на текст митр. Антония) к еванг. чтению вторника 5-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.12:14-16,22-30) www.messia.ru/rasylka/005/1208.htm#0 (В.Н.Кузнецова; ссылки на тексты И.Иеремиаса, Г.У. фон Бальтазара, свящщ. Александра Меня, Якова Кротова) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- '...не мудрым <достается> хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их'. (Ек.9:11) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1550.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ro.htm#12:4 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#12:9 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||