ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 6 сентября ст.ст., воскресенье (16-е по Пятидесятнице); литургические чтения: 2Кор.6:1-10; Мф.25:14-30. Сегодня как бы расширенный выпуск: здесь 2 текста, 2 темы, но связанные между собой. Первая - "притча о талантах" из нынешнего евангельского чтения, вторая - свобода и предопределение - в качестве ответа на вопрос читателя в связи с одним из недавних выпусков. > Обыкновенно мы страдаем от того, что в нас не верят. Мы чувствуем, > что в нас есть какие-то возможности, но для того, чтобы > их осуществить, нам нужна была бы поддержка верующего сердца, > человеческой любви, человека, который бы сказал: "Да! Не бойся! > Ты можешь себя осуществить!" Но иногда, когда нам дано такое > доверие, когда оно нам подарено, нам вдруг делается страшно: а что > если я это доверие обману? Что если у меня ничего не получится > и окажется, что клубящиеся во мне мечты рассеялись, как туман, > когда поднялось солнце? Что будет тогда? Неужели я совершенно > потеряю доверие, уважение, может, даже любовь тех, которые так > на меня понадеялись? > И это человеку часто мешает. Но еще больше, может быть, мешает то, > что очень часто, когда другой человек нам дарит свое доверие, он как > будто верит в невозможное, то есть он как будто не учитывает, что > я - просто обыкновенный, нормальный человек. Нам кажется, что он > на всё надеется: будто мы можем сделать всё, всё без ограничения, > всё безусловно. И тут мы понимаем, с одной стороны, что > это невозможно, и боимся за это взяться; а с другой стороны, когда > мы стараемся это осуществить, то обнаруживается, что мы не можем > оказаться на высоте того "безумного", "непродуманного", > "безответственного" доверия, которое нам было дано. И вот здесь есть > две стороны. > С одной стороны, тот, кто доверяет другому, кто в подарок, > во вдохновение ему приносит свою веру, должен это делать вдумчиво, > разумно, мудро; а с другой стороны, тот человек, которому эта вера > дается, должен быть трезв, сознателен и прилагать все усилия к тому, > чтобы творчески осуществлять свое призвание - и всё-таки знать, что > у него есть какие-то ограничения. Эти ограничения мы не всегда можем > обнаружить до того, как начнем трудиться. Только когда мы приступаем > к изучению какой-нибудь науки, к чтению какой-нибудь книги, к какому > бы то ни было делу, мы видим, сколько мы можем осуществить и где > кончаются наши возможности. Но начать мы должны. И мы не должны > бояться момента, когда дойдем до предела своих возможностей, потому > что - и это очень важно - доверие, которое нам дается, вера, которая > в нас вкладывается, относится не к тому, чтобы мы осуществили > всё возможное человеку вообще, а к тому, чтобы мы осуществили себя > как можно более совершенно. > В этом смысл Христовой притчи о талантах. Слово 'талант' приобрело > за столетия специфическое значение. Все мы знаем, что такое талант > по отношению к музыке, искусству, литературе; но не об этом говорил > Христос. В Его время талант была денежная мера. Вот, какому-то > человеку сделали вклад, и ему предложили <использовать> эту денежную > меру, добиться всего, на что он способен. Этот человек может > приложить все усилия, и если он чрезвычайно одарен, он может > удвоить, утроить тот дар, который ему был <дан>. Если он менее > одарен, он хоть чего-то добьется. Но он никак не имеет права сделать > то, что сделал самый неодаренный из трех лиц, о которых говорит > притча. Он испугался: а вдруг то, что заложено в меня, то, что мне > дано, я растрачу, потеряю и буду в ответе? - и зарыл его; то есть > просто отложил в сторону, закопал, завернул в платок. А когда пришло > время суда, когда пришло время расчета, когда все предстали > перед хозяином, оказалось, что все чего-то добились - только он > не добился ничего. И он не был осужден за то, что не принес барыша, > выгоды своему хозяину; он был осужден за то, что испугался > и не решился ничего сделать, не решился ни на что. > Перенося эту картину на нашу обычную жизнь, мы можем, конечно, > рассматривать талант, о котором говорит притча, как дар в области > искусства, литературы, поэзии, но это ограниченное понимание. > <Прежде всего>, заложенный в нас +талант+ - это всё, на что > мы способны, всё богатство, всё разнообразие, вся красочность > нашей собственной личности. Можем ли мы ее осуществить или нет? > Можем; все могут, каждый может осуществить всё, на что у него хватит > духа, мужества, вдохновения. И в этом центр тяжести, в этом весь > вопрос. Мы должны так верить в человека, такое ему подарить доверие, > так его вдохновить, чтобы он нашел в себе храбрость, мужество, > радость, творческую радость себя осуществлять. Хоть он не гений - > но он человек; хоть он ничем не выдается - но пусть будет самим > собой настолько п`олно и прекрасно, как ему доступно. И тогда мы > не будем на него накладывать бремена неудобоносимые, мы не станем > на него накладывать тяжесть, которой он никак понести не может, > потому что мы не станем требовать с него, чтобы он стал тем, > чем он никогда, даже в мечте не мог быть, а будем ему говорить: > "Смотри: в тебе такое богатство! Осуществи его!.." Но он скажет: > "Где же это богатство, каково оно?" - "А ты не мерь! Ты просто > творчески становись самим собой. Где не хватит ума - восполняй > сердцем; где не хватит крепости - восполняй товариществом. > И ты увидишь: чего ты не можешь осуществить один, > то в сотрудничестве с другими, вместе с другими ты можешь > осуществить и можешь сделать вклад в общую сокровищницу людей". > Вот если мы так с верой будем подходить к человеку, мы сможем его > и вдохновить, и не раздавить своей верой, и человек вырастет в свою > меру творчества и радости. [ митр. Сурожский Антоний. О ВЕРЕ. /Серия бесед, прозвучавших в русской религиозной программе Би-би-си, 1972г./ www.mitras.ru/pered/pb_111.htm ] > В связи с притчей о талантах см. также: >> С.Тагуэлл: "Хозяин не хотел, чтобы слуги берегли его дар" с. Христ.Просвещ./rasylka/002/153.htm#8 & с. Христ.Просвещ./rasylka/003/634.htm#3 >> А.Мень: Бодрствуйте! (притчи Христа о Суде) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/358.htm#0 >> О том же - А.Блум www.mitras.ru/soul_put/put_6.htm & www.mitras.ru/inname/in_127.htm >> Е.Перистый: Призвание человека с. Христ.Просвещ./rasylka/003/476.htm#0 & с. Христ.Просвещ./rasylka/003/477.htm#0 >> Т.Мёртон: одаренность. свое место с. Христ.Просвещ./rasylka/003/617.htm#0 >> А.Мень: в любой момент человек может быть спрошен: на что употребил он данные ему "таланты" с. Христ.Просвещ./rasylka/003/644.htm#0 >> М.Скобцова: возвышенный духовный эгоцентризм с. Христ.Просвещ./bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm#duhegoc * * * ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОБОДА В выпуске рассылки N914 я поместил фрагмент из кн. блаж. Августина Гиппонского "О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ СВЯТЫХ", где речь шла о +предопределении+ (с. Христ.Просвещ./rasylka/004/916.htm#0). И вот я получил такой отзыв одного из подписчиков: В> Прочел последнюю рассылку. Несколько удручен. Неужели наш уровень В> достижений, в том числе и в духовном плане, заранее предопределен? В> То есть души святых уже святы до рождения на этой насквозь грешной В> земле?! А что тогда делать нам, возмохно ли "сломать" "ход вещей" В> твоей жизни если у тебя душа разбойника? В> С уважением, Ваш Валерий. Вот мой ответ на это недоумение. Я думаю, что с предопределением не всё так просто и однозначно, как это у Августина... Августин полемизировал с пелагианами, которые учили, что всё - т.е. спасение или погибель - во власти человека.... Похоже, Августин в полемическом задоре несколько перегнул палку... Можно посмотреть на это иначе: с позиции вечности, с точки зрения Бога - всё "предопределено", т.е. результат (каждой конкретной жизни) известен, но с нашей-то "колокольни" он не виден, его "еще нет"! Посему в каком-то смысле - всё в моих руках (т.е. не всё, конечно, но многое, например, моя реакция в той или иной ситуации - скажем, продолжать надеяться или отчаяться; ответить на зло злом или хотя бы сдержать себя)... Но в каком-то смысле - всё - в Божьих руках. (Это трудновато понять, т.к. трудно представить Существо, пребывающее ВНЕ ВРЕМЕНИ, как бы НАД нашим временем...) То, что всё - в Его руках - это источник надежды - ведь Бог желает чтобы ВСЕ спаслись, а значит, всех, кто сам этого хочет, Он приведет-таки ко спасению! Публикация этого текста в рассылке была как бы провокацией с моей стороны - чтобы читатель задумался на эту тему. А тема действительно непроста... Те, кто ставят во главу угла идею о "предопределении", могут пытаться "вычислить" кто "предопределен" к святости/спасению, а кто - нет. Но Писание учит нас другому: здесь и сейчас у каждого есть выбор: идти за Христом (или хотя бы за совестью, для тех, кто не узнал Христа) или нет. Об этом - почти всё Писание; если бы это было не так, то каков смысл обращения Бога к человеку? Вот и в сегодняшнем апостольском чтении: "Вот сейчас - время благоприятное, вот теперь - день спасения!" - 2Кор.6:2; одно из моих любимых мест у ап. Павла! И притча о талантах - о том же - каждому что-то дано - бОльшие или меньшие способности, обстоятельства жизни, наконец, время... от нас зависит, что мы делаем с этим! О "предопределении" же ап. Павел говорит, видимо, для двух целей: 1) для напоминания, что гордится нам нечем (хотя человек в каком-то смысле и "соработник" Бога в своем спасении, но именно Бог спасает, а человек лишь ухватывается за протянутую ему руку; было бы глупостью как отвергать ее, так и гордиться тем, что я согласился принять Его помощь); 2) для ободрения верующих: раз вы - в Церкви, не беспокойтесь - Бог "предопределил" вас ко спасению (т.е. желает вас спасти и вы идете с Ним по этому пути)! -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Представьте себе: один человек, уезжая в чужие края, созвал своих слуг и оставил на них свое имущество. Одному он дал пять тысяч золотых, другому две тысячи и третьему тысячу - каждому по силам, а сам уехал. Тот, кто получил пять тысяч, тотчас пустил их в дело и нажил еще пять тысяч. Получивший две тоже нажил еще две. А получивший одну тысячу пошел и закопал деньги своего господина в землю. Прошло много времени, и вот возвращается хозяин слуг и требует у них отчета. Получивший пять тысяч пришел и принес еще пять. 'Господин мой, - сказал он, - ты дал мне пять тысяч, смотри, я нажил еще пять'. Хозяин сказал ему: 'Хорошо, ты добрый и верный слуга. Ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир'. Пришел и второй - с двумя тысячами - и сказал: 'Господин мой, ты дал мне две тысячи, а я нажил еще две'. Хозяин ему сказал: 'Хорошо, ты добрый и верный слуга, ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир'. Пришел тот, кто получил одну тысячу: 'Господин мой, - сказал он, - я знаю, что ты человек безжалостный: жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. Я боялся тебя и зарыл твои деньги в землю. Вот они, держи свои деньги'. Тогда господин ему ответил: 'Негодный и ленивый слуга! Ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассып`ал. Так тебе надо было положить мои деньги в банк, тогда, вернувшись, я получил бы свое с процентами. Заберите у него эту тысячу и отдайте тому, у кого десять тысяч. Тому, у кого есть, дастся еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется. А негодного этого слугу выбросьте вон, во тьму, где будет плач и зубовный скрежет'. (Мф.25:14-30) * * * *Как сотрудники Бога мы просим вас: пусть Божья доброта, данная вам в дар, не будет напрасна. Ведь Он говорит: "В благоприятное время Я услышал тебя, в день спасения Я помог тебе". И вот теперь оно - то благоприятное время, теперь день спасения! Мы никому не ставим никаких препон, чтобы не навлечь нареканий на наше служение! Напротив, мы во всём проявляем себя истинными служителями Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья, побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод. Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой, Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой. Наше оружие - праведность, с ним мы нападаем, им и защищаемся. Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе. Нас принимают за лжецов, а мы искренни. За людей безвестных, а нас знают все. За умерших, а смотрите, мы живы. Нас казнят, а мы не убиты. Нас печалят, а мы всегда радуемся. Мы бедны, а многих делаем богатыми. У нас нет ничего, а мы владеем всем.* (2Кор.6:1-10) |
|||
|
|
![]() |