Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | |||||||||
Тема выпуска:
В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. | |||||||||
A.> Гус (Hus) Ян (ок. 1370-1415), чешский реформатор. Родился в селе Гусинец. Окончил Пражский университет. Рукоположен в 1401, в 1409 был избран ректором Пражского университета. В этот период складываются воззрения Гуса, близкие идеям Виклифа. С церковного амвона и университетской кафедры он стал вести борьбу против злоупотреблений клира, упадка духовной жизни, засилья немцев в Чехии. В 1410 Гус был отлучен католическим архиепископом Праги. Покинув столицу, реформатор, однако, продолжал свою борьбу словом и средствами литературной полемики. В 1414 он был вызван на Константский собор, где его, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда, арестовали и предали суду. Гус отказался отречься от своих взглядов и умер на костре как мученик. > В борьбе со злоупотреблениями папства, индульгенциями и язвами церковной действительности Гус постоянно опирался на Библию. Многие его беседы, проповеди и книги содержат изъяснение слов Писания. Как толкователь он часто следовал блж. Иерониму и Виклифу. Ориентируясь на Вульгату, он осуществил полный пересмотр и редактуру чешчкого перевода священных книг, сделанного на протяжении XIV в. Задачей Гуса было дать народу Библию, свободную от тех неясностей и погрешностей, которые имелись в старом переводе. Эта работа шла параллельно с его трудами в области преобразования чешског литературного языка. B.> Марк Ефесский (1457). Один из последних великих византийских богословов, Марк жил в стране, которая уже почти не имела надежд на выживание: турки наступали. По видимости и отец Мануила Евгеника (так звали Марк в миру) был высоким чином диаконом и сакелларием при Софийском соборе в Константинополе, мать была дочерью врача, оба были знатные персоны. А на деле уже платили дань туркам. Когда мальчику было 13 лет, его отец умер, но Мануил продолжил образование и вскоре занял отцовское место, стал популярным проповедником. Ежедневно он посещал литургию. В 1418 г. он принял монашество и новое имя в обители на острове Антигон. Но вскоре население островов бежит, опасаясь турецкого завоевания, в Константинополь. Бежали и монахи; Евгеник нашёл приют в Манганском монастыре столицы. В 1437 г. его делают митрополитом Эфесским, чтобы Марк принял участие в составе византийской делегации на Флорентийском соборе не простым монахом, а с внушительным титулом. > Все отчаянно искали какую-то помощь извне, и поэтому византийские церковные лидеры решились поехать в Италию и участвовать там во Флорентийском соборе, чтобы договориться о восстановлении единства Церкви. Даже если бы и удалось договориться, это еще не гарантировало военной помощи с Запада, да если бы помощь и пришла, турки бы сломили и ее. Более того, сама Западная Церковь была расколота, и переговоры вел один из двух пап. Богословские прения увенчались успехом если успехом считать подписание бумаги о воссоединении. Один Марк протестовал, причем он лучше всех прочих византийцев понимал, что о воссоединении договорено не благодаря преодолению различий, а благодаря равнодушию к ним. Но богословы меньше всего решали тогда этот вопрос; когда было нужно, ими пользовались, когда нет, их просто отодвигали в сторону. Марк вернулся в империю, выступал против унии, но безуспешно. Город, где он числился архиереем Ефес давно был под властью турок. Умер Марк через четыре года после падения Константинополя и империи. <....> Память 19 января / 1 февраля. > Савонарола (Savonarola) Джироламо, иером. (1452-98), итальянский католический проповедник, богослов и общественный деятель. Родился в аристократической семье. Отец Савонаролы, известный ученый, готовил его к медицинской карьере и дал ему прекрасное образование. Однако юноша тайно покинул дом и вступил в орден доминиканцев (1475). В Болонском монастыре он изучал схоластическую философию, Библию и написал свои первые стихи. Там же проявился его великий проповеднический дар. По благословению монастырского начальства он проповедовал в различных городах Италии. Моральный упадок общества побудил Савонаролу вступить в борьбу за духовное возрождение страны. Из его книг "Об истине пророчества" и "Об откровениях" явствует, что Савонарола осознал себя преемником ветхозаветных пророков, призванным возвестить волю Божью народу. В своих проповедях, толкуя Библию, он предсказывал великие бедствия родине, если она не вступит на путь покаяния. Воздействие речей Савонаролы было огромным. Среди его почитателей были многие знаменитые современники: прп. Максим Грек, Микеланджело, Пико делла Мирандола, С.Боттичелли. Поселившись в 1490 во Флоренции, Савонарола открыто объявил свою программу нравственного обновления Церкви. Он находил в Писании прямые указания на неизбежность исторического возмездия, если духовенство и народ не покаются. Деятельность Савонаролы способствовала падению диктатуры дома Медичи и образованию республики, духовным главой которой оказался проповедник (хотя сам он сторонился политики). Римская курия, находившаяся при папе Александре VI Борджиа в самом плачевном состоянии, отнеслась к Савонароле как к опасному мятежнику. Против него были приняты суровые меры. Но никакие запрещения не могли остановить пророчествующего монаха. В конце концов против Савонаролы была использована партия его политических противников во Флоренции. Монастырь св. Марка, где он был настоятелем, взяли штурмом. Савонаролу и его приверженцев арестовали. > В тюрьме он написал свои вдохновенные толкования на псалмы. После пыток и суда пророк свободы был обвинен в ереси и казнен. Его труды, в частности проповеди на тексты Писания, были тесно привязаны к конкретным событиям современной ему Италии; они являются ярким примером актуализации Писания с помощью аккомодического толкования Библии. Ряд позднейших историков обвинял его в фанатизме, в ненависти к гуманистической культуре. Но эти упреки неосновательны. Савонарола ценил искусство, сам писал стихи; он лишь протестовал против разврата и роскоши. "Если бы в XV веке, писал П. Виллари, прислушались к голосу Савонаролы, Реформация не сделалась бы явлением необходимым, равно и религия не очутилась бы в разладе с разумом и свободой". Примечательно, что последующие папы, рассмотрев его сочинения, не нашли в них ничего еретического, а некоторые папы склонны были считать его святым. | |||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | |||||||||
www.messia.ru/r2/3/is08_196.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||