Христос воскрес!!! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема выпуска: Библия об эпохе Соломона
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
> СОЛОМОН (961 — 928 гг. до Р. Х.). ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ > I. ПРАВЛЕНИЕ СОЛОМОНА > Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит нарочито двойственный характер. Библейский автор показывает величие и мудрость Соломона, однако его изложение далеко от панегирика. Он постепенно подводит читателя к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия. Соломон просил у Бога мудрости, и она была ему дана. Но деспотизм и грехи царя впоследствии разрушили то благоденствие, которое принесло Израилю мудрое правление Соломона в дни его юности. > 1. Воцарение Соломона. Смерть Давида (3 Цар 1; 2.10-12) <.....> > 2. Мудрость Соломона (3 Цар 3; 4.20-34) <.....> > 3. Изречения (притчи), собранные Соломоном (Притч 25) > Жанр притчей {В Ветхом Завете «притчи» чаще всего означают афоризмы, а не рассказы.} был издревле распространен во многих восточных странах. В Книге Притчей идеалом провозглашается мудрое устроение земной жизни. Со временем эта книга была расширена, и составители ее более четко выразили в ней мысль о том, что «добрая жизнь» это жизнь по закону Господню. Какая часть афоризмов принадлежала самому Соломону, неизвестно. Первый сборник, который можно датировать точно, представлен главами 25—29, собраннымив VIII в. до Р. Х. Начальные главы книги написаны уже после Плена Вавилонского (ок. V — IV вв. до Р. Х.).
> 4. Построение Храма (3 Цар 5 8; Пс 67) <.....> > Храм, построенный финикийскими зодчими, был выдержан в финикийском стиле. Молящиеся стояли во дворе перед жертвенником. В помещение Храма вступали лишь священники. По размерам Храм был сравнительно невелик (30 х 10 м). Явление Славы (т. е. видимого знака присутствия Божия) означало, что отныне, как и во дни Моисея, Господь пребывает среди Своего народа. > Он является его единственным истинным Царем. > Псалом 67 начинается словами, которые произносили во времена Моисея, когда поднимали Ковчег (). > 5. Завет Божий с Соломоном (3 Цар 9.1-9) <.....> > Здесь еще раз подчеркивается, что благоденствие народа и царя возможно лишь при условии верности Закону Господню. Ни корона, ни сан, ни избрание сами по себе не оправдывают человека. > 6. Слава Соломона (3 Цар 9.10 10.29) <.....> > 7. Отступничество Соломона (3 Цар 11.1-13) <.....> > Соломон завел огромный гарем, подражая другим монархам. По понятиям того времени, размеры гарема указывали на могущество царя. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу жизни сам стал принимать участие в идолослужении. Следование языческим обычаям и привело Соломона к падению. > 8. Восстание против Соломона и его смерть (3 Цар 11.14-43) > Изменив Богу, Соломон начал править жестоко и деспотично, что стало вызывать мятежи. <.....> > II. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ > Традиция приписывает Соломону библейскую книгу Песнь Песней (название это означает «Лучшая из песен»), но употребление в ней арамейских и даже греческих слов указывает на то, что время ее записи можно отнести к периоду после Плена. Однако общий дух и ряд внутренних признаков говорят о том, что в основе своей книга возникла раньше. Упоминание древнеизраильской столицы Тирцы указывает на эпоху между 922 и 875 г. Многие толкователи полагают, что первоначально Песнь Песней возникла в эпоху Соломона, но была переработана ок. V в., когда иудеи вернулись из Плена. Есть мнение, что в основу книги положено драматическое повествование, в котором любовь девушки к пастуху противопоставлялась участи женщин в гареме Соломона. > В позднеиудейскую эпоху книге был придан новый, более глубокий смысл. В любви ее героев стали видеть символ любви Бога к «дочери Сиона», т. е. к Израилю. К аналогичной символике прибегали уже пророки Осия и Иеремия. Иудейские богословы, начиная с Акибы (II в. по Р. Х.), усматривали в книге только этот мистический смысл. Точно так же и апостол Павел посредством символов любви и брака выражает тайну отношения Христа и Церкви (Еф 5.22-33). Большинство Отцов и Учителей Церкви давало Песни Песней мистическое толкование. Только Феодор Мопсуестский утверждал, что эта книга есть песнь о земной любви. Однако прямой смысл здесь не исключает мистического. Именно то, что земная любовь становится символом отношений между Богом и человеком, делает ее еще прекрасней и воистину достойной того, чтобы быть пережитой как таинство. > В русской поэзии отрывки из Песни Песней перелагали Г. Державин, А. Пушкин, Л. Мей, К. Фофанов, М. Волошин. Есть два новых перевода книги на русский язык А. Эфроса (1909) и И. Дьяконова (1973).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект
"Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может
быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здесь
вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/4/b16b_163b.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск в серии | ||||