=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Открываться окружающим (1)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Автор: Валерио Альбисетти
Из книги: Быть другом или иметь друзей
// М.: Паолине, 2000.
(глава 3; стр. 51-69)

Подчеркивание – редактора рассылки

 
серия "внутренний мир"
        Предыдущие части книги:
I. Дружба и не-дружба
• II. Освободить свое сердце: (1)  (2)
 (2649 слов)

 

 

> III. Открываться окружающим

> Жизненный выбор

> Необходимое условие

> Если вокруг себя мы находим только тишину, как мы можем говорить, общаться?

> Какое место отведено другим людям в этом видении мира, которое может показаться излишне драматическим?

> Сейчас, когда я пишу эту книгу, я прихожу к мысли, что другие люди, и, следовательно, дружба, не существовали бы для меня, если бы я не верил в Бога.

> Рассматривая моих ближних глазами неверующего, я особенно ясно вижу их отрицательные качества, эгоизм, фальшь, поверхностность. Поэтому я не чувствую, что принадлежу к их числу. Мне попросту страшно.

> Если же я посмотрю на них как на конкретную реальность, за которой стоит Бог, всё меняется.

> Итак, только теперь я понимаю (и на этом строится моё личное видение): к Богу я должен прийти через окружающих. С этой точки зрения я понимаю, что мой жизненный план должен включать в себя присутствие других людей.

> Не из расчёта, интереса или обязанности, но по выбору. По призванию.

> Я должен служить другим, а не пользоваться ими. Они незаменимы. Только благодаря им я способен глубоко переосмыслить свои желания, мечты, амбиции, увидеть своих призраков, осознать свои неврозы. Другие люди – это место моего роста, самопознания, зрелости. А это возможно, только если я уважаю их достоинство, воспринимаю их как личностей, как неприкосновенные, священные существа. Только так, считаясь с другими людьми, я уничтожаю своё гипертрофированное, эгоистическое, самовлюблённое, невротическое, извращенное, алчное, желающее манипулировать "я".

> Но люди, о которых я говорю в этой книге, это не какие-то абстрактные или теоретические существа, и ещё с меньшим основанием их можно назвать случайными. Это люди из плоти и крови. Особенно я имею в виду отверженных, угнетённых, слабых, преследуемых, бедных, невротиков, больных.

Ближний для меня – это человек в момент наибольшей слабости.

> Наверное, поэтому много лет назад я выбрал профессию психоаналитика и психотерапевта. Поэтому сейчас пишу эту книгу. Сегодня, когда многие пытаются убить смерть, потому что считают себя бессмертными, вечными, неограниченными, люди, осознавшие себя, должны свидетельствовать, должны просто кричать о том, что для определения сильных нужны слабые, а не наоборот.

> Пришло время бороться.

> Хотеть добра другим людям, быть другом – это не только эмоциональные, чувственные или психологические понятия, но настоящий жизненный выбор. Выбор подлинной открытости к другим людям, ко всем людям как основы своего существования.


> Сознательные и несознательные

> Я всё более уверен, что что-то изменится. Не знаю точно, каким образом. Это движение – пока ещё скрытое, медленное, хаотичное, но уже мощное, сильное, очистительное – несёт то, что я называл и называю в своих книгах осознанием.

> Осознанием себя, психологическим и духовным.

> Я верю, что третье тысячелетие будет тысячелетием духовности.

> Согласно моей персоналистской концепции, каждое человеческое существо обязательно принадлежит к одной из двух категорий – сознательных и несознательных. Сознательные для меня находятся в позитивном измерении, несознательные – в негативном. Я знаю: я кажусь вам моралистом. Но это не так.

> Теперь, хотя это и может показаться банальным и упрощённым, необходимо окончательно определить, кто такие дурные, отрицательные, и хорошие, положительные люди. Потому что все говорят о дружбе, но надо ещё увидеть, истинная ли она.

> Общество, в котором мы живём, определяет хороших и плохих согласно тем или иным юридическим нормам, закону. То есть достаточно соблюдать законы, чтобы иметь чистую совесть. Тем не менее, согласно моему видению, можно говорить и о ложной совести.

> Те, кто соблюдает законы, чувствуют себя правыми, положительными. Однако в моём видении при этом они могут быть отрицательными, плохими людьми.

> Ясно, что в абсолютном смысле закон, юридические нормы, порядок являются благом. Однако они могут принести зло, если не являются справедливыми, если созданы для того, чтобы защищать интересы немногих в ущерб большинству, если они защищают сильных и преследуют слабых.

> В этом случае положительным и хорошим, по-моему, будет тот, кто не станет соблюдать таких норм и восстанет против них. Справедливым будет не тот, кто их придерживается, но тот, кто их не соблюдает, потому что ценности, которым он следует, это не юридическае норма, а его собственное духовное сознание.

Иисус Христос был подвергнут суду, осуждён и убит по закону. Мне кажется, что после Его пришествия непослушание и несоблюдение установленных норм не всегда являются предательством, неверностью и злом, но наоборот, могут означать смелость и верность новому и древнему видению духовности, сознательности.


> Незаслуженное страдание

> Меня всегда особенно ранило незаслуженное страдание, удары, полученные без определённой причины.

> Страдания хороших, сознательных, добрых людей.

> Почти никогда я этого не понимал.

> Почти никогда я не принимал несправедливые страдания, мучения невиновных.

> Я сам не раз испытывал их. Часто я спрашивал себя: почему? Почему это именно мне? Сколько непонимания, притеснений, запретов, разочарований, убитых, измученных чувств...

> Иногда, размышляя над страданиями, причинёнными мне жизнью, я не находил объяснений и оправданий. Иногда, признаюсь, я думал, что Бога не существует.

> Потом, в определённый период, я пришёл к необходимости принимать всё, не спрашивая себя почему, доверяясь высшему плану, непостижимому и таинственному.

> Теперь я понимаю, что ошибался.

> Ошибался, отрицая.

> Ошибался, слепо принимая.

> Сегодня, в свете моего персоналистского видения, всё приобретает смысл. Сегодня я верю, что страдания изменяют тех, кто их испытывает. В этом смысле они являются носителями нового. Новой жизни.

> Страдания, по-моему, представляют собой Иное.

> Различие.

> Непохожесть.

> Трансцендентность.

> Это нелегко принять, но я считаю, что страдание в сущности является инструментом, позволяющим оторваться от того видения мира и способа жить, к которому мы иначе были бы привязаны навечно.

Страдание рвёт порочный круг нашего самолюбования, эгоизма, искусственности. Оно становится поиском, открытиями, жизнью.

> Чтобы начать этот путь, требуются смелость и смирение.

> Смирение, чтобы уважать то, чего мы не понимаем, не манипулировать им.

> Чтобы жить им.

 

> Признать зло

> Сознательные люди, находящиеся на пути психологического и духовного роста, учатся, помимо всего прочего, признавать зло в себе и в том, что их окружает.

> Потому что они честны с самими собой.

> Потому что они свели к минимуму влияние своих личных неврозов.

> Потому что они привыкли бороться со своими отрицательными сторонами.

> Итак, зло – это не абстракция, картина или символ. Оно принадлежит человеку из плоти и крови. Зло – внутри человека. Оно не объективно, но субъективно. Если мы будем придавать ему черты объективности и абсолюта, оно завладеет нами и навсегда парализует нас. Мы всегда будем бояться его. Оно станет непобедимым. И, однажды поддавшись злу, мы никогда от него не освободимся.

> Но людям даны ум, чувства, трансцендентность. Они могут и должны заглядывать в глубины своей психики, находить и побеждать зло.

Самопознание – это инструмент, с помощью которого мы поймем зло, гнездящееся в людских сердцах; это оружие, с помощью которого мы остановим разрушительную силу зла; это сила, которая больше не позволит злу, которое мы чувствуем в себе, властвовать над нами, поможет нам победить, уничтожить его, придать ему смысл.

> Наше секуляризированное общество не придаёт злу значения, как если бы зла вообще не существовало или оно являлось бы только символом, представлением, образом, несмотря на то, что зло заразило его целиком, вплоть до самых важных звеньев. И всё же в определённых случаях зло становится настолько видимым, что от него уже нельзя отмахнуться. Как будто дух слишком слаб, а плоть слишком сильна, как будто человеческая воля, зная о добре, не может достичь и реализовать его.

> В моём видении не идёт речь ни о мифах, ни о больной, слабой, извращенной воле; я рассматриваю зло как нежелание познать собственную личность в её самых негативных проявлениях.

> Зло берёт начало в неправильной картине личности.

> Зло – это деформированное понимание себя и реальности.

> Зло видит только отклонения, абсурд, но не порядок и смысл жизни.

> Зло так укореняется в личности, что сорвать с него маску может лишь смелый анализ наших слабостей, наших тёмных, отрицательных, двусмысленных сторон. Я считаю, что зло можно победить только обращением, личным свидетельством и моральным подвигом.

> В конечном счёте зло – не более чем неясность.

> И эта неясность рождается, когда мы не хотим разбираться в себе и узнавать себя.

> Зло – это уход от контакта не только с внутренней реальностью, но и с реальностью внешней, такой, какая она есть на самом деле, не деформируемрй нами по нашим превратным желаниям.

> Зло – это неразвитость сознания, неразвитость наших способностей во всей их обширности и интенсивности, будь то на телесном, психологическом или духовном уровне.

> Зло – это не более чем искажение того, что даёт нам Бог.


> Неразвитость способности слушать

> Корень всех зол – в неспособности слушать, слушать себя, окружающих, мир.

> Не слушая, мы на самом деле не живём. Нам только кажется, что мы живём. Мы воспринимаем лишь маленькие частицы действительности. В основном те, что были созданы нашими призраками, демонами, страхами. Ничего больше.

> Настоящая способность слушать – это полная открытость по отношению к самому себе, другим людям, миру и вселенной, имеющая целью знать, понимать, осмысливать и придавать значение всему, с чем мы сталкиваемся в жизни, чтобы это ни было.

> Чтобы научиться слушать, надо начать общение с собой и окружающими, со всей реальностью. Если мы будем действовать таким образом, реальность и жизнь станут неисчерпаемыми источниками открытий, смысла, точек отсчёта.

> Отрыв от реальности провоцирует искажённость, злобу, смерть.

> Реальностью необходимо жить.

> Жить, находясь внутри неё.


> Неразвитость чувств

> В нашем обществе люди "без сентиментов", нечувствительные, считаются выше других.

> Между тем нечувствительность заставляет видеть мир без цвета и запаха. Она обрывает контакт с реальностью. Но прежде всего она лишает человека контакта с самим собой и окружающими. Нечувствительные люди никому не могут быть друзьями. В окружающих они видят только врагов, которых надо бояться или побеждать, контролировать или уничтожать. Попросту говоря, они не видят в них людей.

> Нечувствительные люди ни к кому не испытывают симпатии, они неспособны "настроиться на одну волну" с другим человеком.

> Они не живут.

> Не плачут.

> Не смеются.

> Не страдают.

> Не радуются.

> Не любят.

> Не выбирают.

> Не имеют инициативы.

> В поведении они руководствуются стереотипами, имитируя готовые модели.

> Они отсутствуют.

> Они закрываются.

> Не говорят.

> Не общаются.

> Не видят.

> Не слышат.

> Не осязают.

> Они замкнулись в своих превратных мыслях, бреде, фантазиях.



> Неразвитость способности открываться другим

По большей части люди говорят, но не общаются. В действительности они не открываются другим. Люди говорят, потому что им интересно, чтобы понравиться, чтобы подавлять, контролировать, из скуки, по привычке, или потому, что так делают все.

> Почти никогда не говорят из любви.

> Не говорят, чтобы не оказаться незащищёнными в руках другого человека.

В большинстве случаев открыться означает для нас показать свою слабость, никчёмность, глупость. Открываться не модно. Это уже стало табу. За несколько десятилетий запреты, табу, закрытые темы изменились. Когда-то таким табу был секс. Теперь все занимаются сексом, который, по-моему, является наиболее высокой и интимной формой общения, но всё равно не знают друг друга, не общаются. Они предпочитают заниматься сексом, вместо того чтобы познавать друг друга. Или, лучше сказать, они используют секс, который предназначен для общения, чтобы не общаться.

> Люди боятся любви.

> В любви мы должны познавать себя и полностью открываться.

> Но это вызывает страх, тоску, почти ужас.

> Любовь и истинная дружба заставляют человека раскрыться, остаться незащищённым, предполагают возможность быть раненным, покалеченным, убитым внутри своего "я".

> Многие из нас живут в деформированном, искажённом мире. Они видят только то, что хотят видеть: свои фантазии, своих демонов, но не истинную правду о себе и окружающих. Когда всё хорошо, люди считают себя влюблёнными, но не любят; считают себя друзьями, но не знают, что такое истинная дружба. Думают, что поддерживают с кем-либо связь, а на самом деле одиноки и закрыты в себе. Они никогда не войдут во внутренний мир другого человека, не увидят его сути. Они могут оценивать другого человека, могут ненавидеть его, поклоняться ему, презирать или превозносить его, но почти никогда не понимают глубинных душевных мотивов, движущих человеком.

> Мы потеряли способность отождествлять себя с окружающими.

> Мы больше не можем видеть мир глазами других.

> Мы видим исключительно собственным взглядом.

> Мы больше не страдаем вместе.

> Мы забыли язык слабости, язык симпатии.

> Язык человечности.

> И это обесценивает всё остальное. Безвозвратно.


> Неразвитость способности меняться

> Одна из характеристик невротической личности – это неспособность меняться.

> Жизнь, возможность расти, напротив, требуют постоянного изменения и улучшения внутри и вне нас.

> С другой стороны, ребёнок рождается тогда, когда может отделиться от своей матери. Наше рождение – это переход из более лёгкого, более удобного состояния жизни, где все шумы приглушаются, где у нас есть постоянная еда и отсутствует гравитация.

> Тот, кто не может проделать этот путь, пережить это изменение, – умирает.

> Разрыв симбиоза с матерью позволяет нам продолжить жизнь вне материнского лона; с нашим внутренним миром дело обстоит похожим образом.

> Жизнь – это длинная череда изменений.

> Несмотря на это, многие верят, что рост заканчивается в зрелом возрасте, когда есть хорошая работа и семья.

> Это не так: мы растем всё время.

> Мы всё время меняемся.

> В здоровых, жизнеспособных, зрелых и сознательных людях есть определённый внутренний, психодуховный динамизм, заставляющий их постоянно меняться, улучшаться.

> И себе и вам я хотел бы пожелать быть всегда открытыми к улучшению, даже в старости. До самой смерти. Смерти, которая для нас, верующих, откроет, в свою очередь, новую форму жизни.

Мы не умрём никогда.

Если будем готовы измениться.

Если будем в состоянии открыться и обновиться для других, духовно более высоких целей и измерений.

> Тот, кто не принимает перемен, уже умер.


> Что делать

> Очищаться.

> Это единственное, что остаётся, чтобы возродить надежду на жизнь. Чтобы не поддаться разрушительной и смертельной силе, заразившей человечество. Наше общество, обладающее невиданной технологической мощью, отбросило старинные обряды очищения. И, может быть, в этом причина быстрого и неуклонного распространения во всех слоях общества чар смерти? Смерти психологической, духовной.

> Люди, признавая, что всё ближе подходят к порогу психологической смерти, делают мало или совсем ничего не делают, чтобы спастись.

> Может быть, потому, что они перестали опираться на своё сердце.

> Или потому, что, сознавая недостаточность ума, психотерапии, мирских вещей для излечения, они интуитивно понимают, что надо позволить вести себя, отдаться тайне жизни, Богу?..

 

> Наше истинное имя

> Мы не можем думать и говорить о других и о дружбе с ними, если сначала не научимся называть своё "я" его настоящим именем.

> После многих лет работы с человеческой психикой я понял, что в функционировании личности одной из наиболее важных фаз для достижения внутренней гармонии, улучшения равновесия и психологического развития является фаза, когда человеческое "я" смотрит на себя со стороны.

> "Я" не только думает, понимает, видит, но и получает возможность думать о себе, понимать себя, видеть себя. То, каким образом человек видит себя, живёт собой, определяет всю его жизнь.

Всегда сложно узнать себя таким, каким ты являешься в действительности. Многие люди ошибаются в видении себя. Они считают себя либо более хорошими, умными, хитрыми, чем на самом деле, либо наоборот, думают, что они глупее, злее или простодушнее, чем они есть. В результате мы создаём ложную картину себя в отношениях с собой и другими.

> Как в первом случае, когда налицо переоценка своих качеств, присвоение себе незаслуженных, ненастоящих и не соотносящихся с реальностью добродетелей, так и во втором, при недооценке себя, когда мы лишаем себя уже существующих даров и качеств, мы имеем дело с мистификацией, самообманом, фальшью, неправдой, которые заставляют страдать и самого человека, и всех окружающих его людей.

> Только реальная оценка своих качеств, результат максимального уменьшения личных неврозов, ведёт к счастью, спокойствию, росту человека и тех, кто с ним рядом.

> Но настоящее имя, истинная сущность достигаются таинственным путём.

> Через дух.

> Психоанализ и психотерапия могут только приблизить этот момент. Они служат для того, чтобы от раза к разу раскрывать ложную сущность, которой мы прикрываемся. Они могут приблизить к истинной сущности настолько, насколько это возможно, но никогда не могут достичь её.

> Наша истинная сущность неизвестна нам.

> Но именно этим прекрасна жизнь.


> Личный самоанализ

> Самоанализ, в моём понимании, это средство для улучшения, для познания себя. Конечно, важны этапы, когда исследуется личность человека, когда на свет выносятся неотреагированные эмоции и заложенные в детстве понятия и механизмы, потому что, если не вывести их наружу, они не только не помогут изменению, но заблокируют личность на повторяющихся, неразвивающихся, смертельных стадиях.

> Однако мне кажется, что самоанализ, самокритика должны вести к определённой цели.

> К духовной цели.

> Мой психоанализ предназначен не для избранных, но для всех. Это инструмент, помогающий узнать, каков ты на самом деле, что необходимо улучшить и как это можно сделать.

> Мой метод должны использовать не так называемые психологи – он должен стать направлением, позицией, выбором, возможным для всех людей.

> Он должен стать характеристикой личности.

> Умение посмотреть на себя беспристрастно, без лицемерия, алиби, оправданий, – вот единственный путь, ведущий к познанию себя.

> Мне иногда кажется, что наше общество предпочитает поверхностность, и именно поэтому люди передают кому-то другому, кого они называют специалистами, функцию исследования собственной психики.

Может быть, потому, что анализировать себя – это мучительно.

> Но, как я уже не раз повторял, путь к самопознанию нелёгок, и платить за него нужно душевными страданиями.

> Психоанализ, о котором я говорю, это не атрофированная игра слов, подстроенная под телешоу, но мучительный, ежедневный, тихий переход через пустыню собственной души.

> Только в песках этой психологической пустыни может родиться цветок новой духовной жизни.


> От отказа к единству

> Писать в наши дни книгу о дружбе – это сумасшествие. В нашем обществе дружеские отношения трагическим образом связаны со страхом и недоверием. Зачастую мы не можем построить положительные отношения даже с дорогими и важными для нас людьми.

> Это ведёт к единственному и неизбежному выводу: смерть сознательности, откат человечества к замкнутости, нелюбви, необщительности. Между мужем и женой, родителями и детьми, для которых взаимная любовь и дружба должны были бы быть естественными и необходимыми, растёт пропасть.

> Отсутствие самопознания неизбежно ведёт к отделению, отказу от других людей.

> Соответственно путь самопознания ведёт к единству.

> Отсутствие самопознания ведет в противоположную сторону.

> К выступлению против другого человека.

> К насилию над ним.

> Больное, закрытое, извращенное, дурное "я" – это разрушитель.

> Жажда разрушения, обращенная к другим людям, – это в конечном счёте жажда самоуничтожения.


Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/v06_087.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»