Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! С праздником Сретения! |
||||||||
Тема выпуска: Тайная Вечеря и Трапеза Господня (3)
|
||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
> Некоторые черты пасхальной трапезы видны в повествованиях евангелистов о Тайной вечери. Евангелисты Матфей и Марк говорят, что она началась <oyiaV genomenhV> (Мф.XXVI,20; Мрк.XIV,17), т. е. после солнечного заката, а по евангелисту Луке <`ote egeneto `h `wra> (XXII,14) когда настал час. Эта подробность теряла бы свой смысл, если бы Тайная вечеря была повседневной трапезой, потому что для вседневных трапез у евреев установленного законом времени не существовало. Такое время было определено только для пасхальной трапезы согласно указанию Моисея: «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, вечером пасха Господня» (Левит.XXIII,5). В этой маленькой детали сообщений евангелистов нельзя не видеть указания на пасхальное значение последней трапезы Господа с Его учениками. > Очень важными в этом отношении являются также сообщения евангелистов о способе, которым Господь указал апостолам на Своего предателя «опустивший со Мною руку в блюдо» (Мф.XXII,23); «один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мрк.XIV,20), а также сообщение Иоанна Богослова о том, что Христос подал Иуде кусок хлеба, который перед этим обмакнул (Иоан.XIII,26). Дело в том, что евреи во время Христа употребляли за трапезами как ложки, так и вилки, и только в одном случае за пасхальной трапезой пользовались примитивным способом cвоих предков омокали горькие травы и опресноки в харосет35. > Указание на пасхальный характер Тайной вечери можно видеть так же в эпизоде омовения Господом ног апостолов. Как видно из сообщения Иоанна Богослова, оно происходило «во время вечери» (Иоан.XIII,2). Чтобы умыть ученикам ноги, Христос «встал с вечери» (Иоан.XIII,4), а по умовении опять возлег (Иоан.XIII,12). Стало быть, это не было тем обычным омовением, которое у евреев имело место при входе гостей в дом (см. Лк.VII,44). На пасхальной вечери полагалось двухкратное омовение рук: после вкушения горьких трав и после агнца. То и другое были необходимы, так как, омакивая латук и опресноки в харосет и вкушая мясо без ложек и вилок, люди пачкали руки. По-видимому, в один из таких моментов вечери, когда никто не желал услужить другому, Христос, давая образ смирения, не только подал воду, но даже умыл всем ноги. Возможно, что эти обстоятельства имеет в виду св. Лука, когда он пишет, что во время вечери «был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк.XXII,24). Наконец, евангелисты Матфей и Марк говорят, что Тайная вечеря закончилась пением: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф.XXVI,30; Мрк.XIV,26). Здесь можно видеть пение халлела, которым заканчивалась пасхальная трапеза. > Какие же элементы из ритуала пасхальной трапезы были соединены Господом с установлением таинства причащения? Таинство причащения было совершено Господом, «когда они ели» (Мф.XXVI,26; Мрк.XIV,22), уже после того, как Иуда обмакивал свой кусок в блюдо (Мф.XXVI,23; Мрк.XIV,20), т. е. тогда, когда опресноки были розданы и на столе оставался афикоман. Очевидно, он и послужил Господу для таинственного освящения его в Его Божественное Тело36. Подтверждением этому служат сообщения евангелистов о том, что Господь, прежде чем преподать ученикам хлеб, преломил его (Мф.XXVI,26; Мрк.XIV,22; Лк.XXII,19). Как сказано было выше, на пасхальной трапезе из поднятых на блюде опресноков разламывался только один для афикомана. В конце вечери старший или глава семьи разламывал афикоман на кусочки и раздавал их сотрапезникам. > Что касается Божественной Крови, то этой цели могли послужить третья или четвертая чаши, но не первая и не вторая, которые выпивались еще до вкушения опресноков. Апостол Павел, которому принадлежит самое раннее по времени сообщение о Тайной вечери, говорит, что Господь преподал апостолам чашу Своей Крови «после вечери» (1Кор.XI,25). (См. также у евангелиста Луки XXII,20.) Знаменательно, что ап. Павел называет евхаристическую чашу чашей благословения «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» (1Кор.X,16). Из всех чаш пасхальной вечери это название удачнее всего подходит к третьей чаше, так как в связи с ней произносился зиммун с его торжественными и многократными благословениями37. > Евангелисты Матфей и Марк говорят, что Иисус
Христос, преподавая ученикам преломленный Им хлеб, как Его Божественное
Тело, перед этим «благословил» этот хлеб (Мф.XXVI,26;
Мрк.XIV,22). Равным образом и преподавая чашу Крови Своей, Он предварительно
«благодарил» (Мф.XXVI,27; Мрк.XIV,23). Греческие глаголы
«благословлять» <(eulogew)>
и «благодарить» |
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
www.messia.ru/r2/5/l07_114.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
|
![]() |