Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||
Тема выпуска: |
||||||||
В связи с возникающими
иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
> Зачем люди живут среди кошек и собак?
> Нет, я не о домашнем любимце, пушистом и когтистом, или весело лающем непоседе, которого гладят, кормят и водят гулять. Зачем его заводят, всем вполне понятно: это и радость, и чувство ответственности для подрастающих детей. И, может быть, некий даже отсвет райского сада, в котором человек свободно общался со зверями: не случайно и про некоторых святых рассказывают, что им свободно подчинялись дикие звери. Это, если угодно, попытка восстановить в одной отдельно взятой квартире того порядка вещей, который был до грехопадения. Попытка сделать безусловно счастливым хотя бы одно существо. > И уж конечно я говорю не о тех случаях, когда животных используют ради выгоды или забавы - о жестоких собачьих боях, или о попрошайках, собирающих средства якобы на прокорм животным. Такие ситуации нас, наоборот, глубоко возмущают, почему-то даже сильнее, чем подобное использование сознательных людей. Может быть, потому что мы так или иначе видим домашних животных чем-то вроде детей, за которых мы в ответе, обижать которых вдвойне мерзко? > Я хотел бы сейчас попытаться понять другое явление из жизни наших городов - одинокого человека, который общается почти исключительно с домашними животными. Всем знакомы особо яркие случаи - как правило, это пожилая женщина, мимо квартиры которой невозможно спокойно проходить - оттуда ощутимо воняет, ведь там живет полтора-два десятка кошек и собак. Выгуливать их она, конечно, не может, даже не очень понятно, чем она их там кормит, отношения с соседями у нее, как правило, напряженные. Легче всего назвать ее сумасшедшей, да и есть к тому обычно некоторые основания, но... как-то вот не поворачивается язык сделать это после того, как на улице ты прошел мимо жалобно пищавшего котенка, поскольку тебе некуда было его девать. А она вот, выходит, не прошла. > Но есть и гораздо более привычный вариант: просто одинокий, как правило пожилой человек с одним-двумя-тремя домашними животными в квартире. Чтобы было, о ком заботиться, чтобы скрасить старость, чтобы кто-то радостно встречал у порога... > А ведь это порождение нашей городской цивилизации. Собаки живут рядом с людьми, как говорят археологи, более десяти тысяч лет, кошек одомашнили намного позже, в наших краях не более тысячелетия назад. Но они всегда жили примерно так, как и по сю пору живут в деревнях - во дворах, почти самостоятельно. Членами семей они стали только в наших городских условиях. Чеховская «дама с собачкой» тем и была примечательна, что была с собачкой, и она могла быть только дамой. Невозможно было представить себе крестьянку или рабочего с собачкой - да на цепи у них собачка сидела, на курорты не ездила. > Что заставляет человека делать животное членом своей семьи? Прежде всего, одиночество, конечно. В традиционном обществе разве что Робинзон Крузо мог оказаться в полной изоляции - люди жили общинами, да они и не могли бы выжить иначе. Идеализировать этот общинный строй тоже не стоит, мы хотя бы по стихам Некрасова видим, как суров и несправедлив бывал подчас крестьянский «мир», но он во всяком случае давал человеку возможность ежедневного общения с людьми своего круга, даже если он бы предпочел и отказаться от такого общения. Сегодня вполне возможна ситуация, когда пожилые родители и взрослые дети не видятся неделями, если не месяцами, а двоюродные-троюродные родственники встречаются разве что на похоронах, да и то не на всяких. Соседи по лестничной клетке часто едва знают друг друга в лицо, но имен уже не могут припомнить... > С другой стороны, кошка или собака гораздо удобнее в общении, чем человек. Они принимают своего хозяина полностью и безусловно, от них всегда знаешь, чего ожидать. При этом, конечно, с ними гораздо интереснее, чем с черепахами или рыбками, которые на хозяев вообще никак не реагируют. С усатым-полосатым всё же выстраиваются свои отношения, он и приласкаться может, и обидеться. Но эти обиды быстротечны и очень легко исправляются, достаточно бывает погладить и покормить чем-нибудь вкусненьким. А с человеком? Не всегда и поймешь, чего он от тебя добивается, и уж совершенно точно не удастся выйти из конфликта с ним без неприятных, порой прямо-таки унизительных для тебя слов и действий. > Вся беда в том, что мы не можем изменить другого. Если этот «другой» всего лишь гоняется за голубями во дворе или орет по ночам, мы можем к этому как-то приспособиться, главное, мы принимаем эту его особенность как неизбежную и смиряемся с ней. Но если другой - это человек, который никак не поймет простых и очевидных для всех, кроме него, вещей, если он так упорно продолжает делать совершенно, с нашей точки зрения, недопустимое... Да не только с нашей, с общечеловеческой! Тогда мы просто разрываем с ним общение. При невозможности разорвать - минимизируем, так, что родные вроде бы люди, живущие в одной квартире, относятся друг ко другу примерно как соседи в коммуналке. Не такой уж и редкий случай. А если они еще и квартира у каждого своя, то ритуальные созвоны и редкие встречи за праздничным, а чаще траурным столом становятся единственной ниточкой между ними. И как тут не завести щенка или котенка? > Ведь неслучайно, что эти пожилые женщины, которые превращают свои квартиры в приют для зверушек, обычно испытывают серьезные трудности в общении с людьми, да хотя бы со своими соседями. Соседи, понятное дело, ругаются и пишут жалобы, и выходит так, что вот эта вот квартира становится осажденной крепостью, в которой выживают вопреки всем невзгодам кошки, собаки и их владелица. А за порогом - враги всех мастей. Разве не так многие и живут безо всяких собак? > Я иногда пытаюсь понять, как будут люди общаться в Царствии Божием. Нет, конечно, представить себе это в деталях абсолютно невозможно, но одна проблема вырисовывается передо мной со всей устрашающей очевидностью. В этом мире есть люди, с которыми я предпочитаю вообще не встречаться, есть такие, с которыми встречаться могу, но только по необходимости, и желательно ненадолго. Я не могу их изменить, и даже если их изменит Господь, они вряд ли станут такими, какими бы я хотел их видеть. Точнее даже так: глядя на них, изменившихся, я, скорее всего, буду помнить их прежних и ту боль, которую я испытал в связи с ними. Настоящее примирение, снимающее эту память о боли раз и навсегда, возможно, но это очень большая редкость. > Но если там я выберу для себя тихий уголок, где не будет никого, кто был бы мне неприятен, и точно так же поступят те, кому неприятен я, не окажемся ли мы все в одиночных камерах - в совсем другом царстве? И какую зверушку нам тогда себе заводить? > Когда я встречаю эту картину - пожилую женщину с целым выводком вокруг нее - я испытываю смешанные чувства. Ее есть за что уважать, и часто есть, за что упрекнуть. Но главное, что это очень большой упрек всем нам, нашему обществу индивидуалистов, нашему несостоявшемуся общению с близкими, нашему неумению ладить с несовершенными. Нехватке Царствия «внутрь нас», которую приходится восполнять таким вот образом. |
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
www.messia.ru/r2/5/v03_079.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
|
![]() |