=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: "Сверх-Я" и истинное "Я"

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 9.
Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом.
Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой;
Книга прор. Исайи – в переводе А. Э. Графова.

 
серия "внутренний мир"
       
NB! Эта глава в аудиоверсии radioteos.ru/rrbi/mp3/RBI197.mp3
(radioteos.ru/rrbi/?p=92)
(приблизительно 2380 слов)

 

9. «Сверх-Я» или истинное «Я»?

Мы не дерзаем ставить себя в один ряд или сравнивать кое с кем, кто сам себя выставляет напоказ. По своей глупости они меряют себя по собственным меркам и сравнивают сами с собой. А мы не будем хвалиться без меры, а только в меру. Эта мера — пределы, которые отмерил нам Бог. Они включают и вас. /.../ "Кто хочет похвалиться, пусть похвалится Господом!" Не тот признан Господом, кто возвышает себя, а тот, кого возвышает Господь.

(2 Коринфянам 10:12–13,17–18)

Перфекционисту нужно понять, каково его истинное «Я» во Христе. Но ему бесконечно трудно быть самим собой, он нуждается в серьезном исцелении и радикальном преобразовании личности. Самый страшный «побочный эффект» перфекционизма — отчуждение от своего истинного «Я». Проследим, когда это начинается и как происходит.

По мере того, как ребенок растет, формируются его представления о себе, о Боге, о других людях и об отношениях с ними. Чему–то его учат, что–то он схватывает сам. Представления складываются на основании того, что окружающие говорят или делают, или из того, чего они не говорят и не делают. Представления человека о себе зависят от комбинации многих факторов. Процесс формирования представлений медленный. Он идет абсолютно неосознанно. Ребенок, получающий негативные импульсы, считает так: «Меня не принимают и не любят таким, какой я есть. Я изо всех сил пытался заслужить одобрение, оставаясь самим собой. Но, оказывается, я смогу заслужить признание и любовь, только если стану кем–то другим».

Подросток не сидит и не размышляет о происходящем. Он не осознаёт, что происходит в его жизни. Он не говорит себе: вложенные в меня Богом глубинные нужды не получают удовлетворения. Он просто не испытывает необходимейших для каждого человека чувств: чувства уверенности и признания, ощущения собственной значимости. У него есть потребность быть любимым и любить, но она не удовлетворена. Вместе с тем усиливается ощущение внутренней тревоги, развивается чувство неуверенности, никчемности и ненужности. Подросток начинает мучительно карабкаться на некую вершину, пытаясь стать кем–то другим.

Бог дал каждому человеку определенную индивидуальность, но в такой ситуации она, как и его уникальные способности, не может развиться. Его истинное «Я» отвергнуто, растоптано, его место заняло фальшивое «Я». Эмоциональная и духовная энергия, которую следовало бы направить на развитие заложенной в нём Богом сущности, уходит на создание поддельного, идеализированного представления о самом себе.

К сожалению, когда этот человек становится христианином, процесс саморазрушения не прекращается автоматически. Прощение, любовь, признание и Божья благодать проникают во внешние слои его воображаемого «Я», внося в жизнь новый для него дух честности.

Но если представления о себе были серьезно искажены, то необходимо более глубокое исцеление. Слишком часто фальшивое «Я» перекочевывает вместе с человеком и в христианскую жизнь, подстраиваясь под новые духовные ощущения.

«Сверх-Я» против истинного «Я»

Что такое «Сверх-Я» и истинное «Я»? «Сверх-Я» — ложный, воображаемый образ, которому вы хотите соответствовать, чтобы вас любили и уважали. Это идеализированая картина себя. Вы верите, что никто не полюбит вас, если узнает, какой вы на самом деле. Поэтому вы изо всех сил стараетесь стать лучше, чтобы завоевать любовь и признание.

Одновременно искажаются и ваши представления о Боге, Который является Абсолютным Совершенством. Он требует совершенства, и вы считаете, что обязаны скрывать от Него свои худшие стороны. Вам хочется показать Богу свое «Сверх-Я», но никак не свое истинное «Я».

Доктор Дэвид Симандз:

Позвольте задать вам очень личный вопрос. С какой стороны вы преподносите себя Богу в момент глубоких раздумий и молитв? Однажды я задал этот вопрос успешному благовестнику, пришедшему ко мне за помощью в решении эмоциональных и духовных проблем. Я сказал ему:

— Каким вы предстаете перед Богом, когда вы обращаетесь к Нему с молитвой? Каким рисует вас ваше воображение, чтобы преподнести Богу? Не спешите с ответом. Давайте сядем, и вы всё хорошенько обдумаете.

Он долго молчал. Затем произнес:

— Вы знаете, я никогда об этом не задумывался. Но с вами хочу быть честным. Боюсь, что я всегда старался выставить себя перед Богом в наилучшем виде, с нимбом на голове. Честно признаюсь: когда я представляю себя стоящим перед Богом, я всегда думаю о себе лучше, чем я есть на самом деле. Я никогда не представал перед Ним самим собой. — Покачав головой, он продолжил: — Тысячу раз я внушал себе: «Будь самим собой», но ни разу не отважился прийти к Богу таким, какой есть.

И он не одинок в этом. Есть несколько хитроумных способов показать себя Богу в лучшем свете, скрыть свое истинное лицо. Один из них — футуристический. «Ну конечно, Боже, я еще не достиг духовных высот. Ты это знаешь, и я это знаю. Я еще не в самом лучшем виде, но со временем обрету его. Наступит день, и я стану идеальным христианином. Тогда я буду достаточно молиться, достаточно читать Библию, достаточно свидетельствовать, делать достаточно добрых дел. Тогда я наконец–то превращусь в супер «себя». Я стану лучше, чем есть сейчас. Поэтому, Боже, не обращай внимание на меня такого, какой я есть, — это временно. Приглядывайся к тому, каким я буду».

Второй способ — покаянный. Именно он привносит в жизнь перфекциониста низкую самооценку и даже презрение к самому себе. «Боже, не смотри на меня. У меня столько грехов и недостатков. Не смотри на всё это, ибо я сам себя презираю. Не сомневаюсь, что Ты тоже ненавидишь мою реальную сущность со всеми ее изъянами и несовершенствами. Но Ты, Господь, знаешь мою цель: Ты ненавидишь меня такого, и я ненавижу себя такого, значит, я полностью на Твоей стороне и должен стремиться к совершенству».

Так незаметно самоуничижение перерастает в вечное внутреннее покаяние, цель которого — произвести впечатление на Бога. Вы надеетесь, что Он не видит ваше реальное «я», а смотрит лишь на ваше «Сверх-Я». Раз Бог не может выносить вашу отвратительную, истинную сущность, да и вы сами неустанно повторяете Ему, что ненавидите ее, значит, считаете вы, на Него должна произвести впечатление ваша высокая требовательность к себе. Вы четко осознаете, кем на самом деле являетесь, и, следовательно, Бог будет принимать и любить вас.

Трагедия заключается в том, что эмоциональное развитие вашего «я» остановилось еще в детстве. Этим объясняются некоторые очень детские поступки, на которые способна ваша личность. Вы застряли где–то в прошлом; вы так и не выросли. Вы, безусловно, развились биологически как мужчина или как женщина, но духовно и эмоционально вы остались незрелым человеком.

«Сверх-Я» и чувства

Именно в области чувств перфекционист сталкивается с самыми большими проблемами, ибо для него образец совершенства — личность, не позволяющая себе испытывать определенные чувства. Обычно его воображение рисует небиблейский образ Иисуса — «тихого и кроткого». Ему кажется, что Иисус — бесполое, женоподобное, пассивное существо, мужественно переносящее невзгоды и равнодушное к радостям жизни, никогда не выражающее эмоций. Ему кажется, будто Иисус всегда держал Свои чувства под жесточайшим контролем, никак их не проявляя.

Однако нет таких понятий, как плохие чувства и хорошие чувства. Чувства — это просто чувства. Они являются следствием целого ряда качеств, составляющих суть вашей личности. Нет чувства, которое само по себе было бы грешным. Богоугодность или небогоугодность чувства зависит от того, как вы воспринимаете его. Эмоции — очень важная часть вашей личности. Они даны нам Богом.

Одно из чувств, которое перфекционист считает не угодным Богу, — гнев.

Доктор Дэвид Симандз:

Мне самому с детства внушали, что гнев недопустим для христианина: мысль сама по себе небиблейская, негуманная, вредная. Мне потребовались годы, чтобы избавиться от этого взгляда. Но под его влиянием чуть было не разрушилась моя христианская жизнь, чуть было не испортилась семейная, так как мне пришлось учиться правильно выражать свой гнев на жену. Каждый добропорядочный муж или жена должны знать, как это делать приемлемыми способами!

В Марка 3:5 мы читаем: «Иисус гневно оглядел их». Это единственное место в Новом Завете, сообщающее о разгневанном Иисусе, но у нас есть все основания предположить, что Иисус гневался и тогда, когда выгонял из Храма менял, и тогда, когда называл отдельных людей «слепыми фарисеями», «побеленными гробницами», «лицемерами», «змеями» и «исполненными беззакония» (см. Матфея 23). Зачастую совершенная любовь и гнев идут рука об руку; фактически гнев — это результат совершенной любви.

Мы, христиане, используем словесные уловки, чтобы произвести на людей хорошее впечатление: «О, это не гнев, а праведное негодование». Сказать, что гнев бывает богоугодным и небогоугодным, было бы честнее.

Всё дело в том, как вы пользуетесь гневом — как выражаете его и каковы его последствия. Но когда вы рисуете себе нереальный, фальшивый образ своего «Сверх-Я», которому запрещено испытывать и выражать гнев, вы открываете двери эмоциональным расстройствам и депрессии.


Не путайте гнев с возмущением, это абсолютно разные чувства. Гнев, контролируемый и должным образом выраженный, — это одно; гнев, вышедший из–под контроля и выражаемый не должным образом, — другое. Апостол Павел провел четкое разграничение между праведным гневом и обидой. Он очень точно противопоставил гнев злобе, ненависти, горечи и т. п. Интересен тот факт, что его слова «Гневаясь, не согрешайте» (Ефесянам 4:26) стоят в повелительном наклонении. Павел не сказал: «Так и быть, я иду вам на уступку и разрешаю время от времени гневаться». Он сказал: «Гневайтесь, сердитесь!» Но тут же добавил: «Но будьте осторожны». Павел знал, что гнев может привести к ненависти, злобе и горечи, если с ним не обращаться осторожно. Павел говорил: «Выражайте гнев, но следите, чтобы он не привел ни к горечи, ни к злобе, ни к ненависти». Вот в чём дело: пока мы не научимся адекватно выражать гнев, мы останемся заложниками обиды и горечи. Многие браки распались из–за того, что супруги не научились должным образом выражать чувство гнева. Они таят друг от друга свои эмоции, томятся на медленном огне и сводят друг с другом счеты тысячью и одним хитроумным способом.

Гневайтесь, но будьте осторожны. Гнев принесет в вашу жизнь ненависть и обиды, если вы не знаете, как правильно его выразить. Именно это и происходит с перфекционистом, никогда не позволяющим себе проявить свои чувства, да и самому себе не признающимся в том, что он гневается. Он отрицает существование гнева и заталкивает его поглубже в себя, гнев накапливается, вызывает нагноение и выплескивается наружу в виде эмоциональных проблем, супружеских конфликтов и даже физических болезней.

Гнев — чувство, данное нам Богом. Он — одно из проявлений Божьего образа в нас, а потому его следует употреблять в созидательных целях.

«Сверх-Я» и конфликт

Быть совершенством в представлении перфекциониста означает ладить со всеми, быть всеми любимым, никогда не конфликтовать с другими христианами.

Но стоит ему понаблюдать за тем, например, как решают рабочие вопросы в любой миссионерской организации, это может ввергуть его в шок: ему нетрудно будет убедиться в том, что благовестникам гораздо труднее договориться друг с другом, чем с неверующими, которым они несут Благую весть. Но перфекционист не оставляет своей мечты: «Я должен стать идеальным».

А что говорит об этом Писание? Даже две такие величайшие личности, как Павел и Варнава, не могли работать вместе. Они поступили правильно, расставшись, а ранняя Церковь поступила мудро, посвятив их обоих в сан, обоих благословив и отправив в разных направлениях.

Бог использовал их человеческие качества, чтобы создать две группы миссионеров вместо одной. Бог также использовал их разногласия, чтобы помочь Иоанну Марку созреть и стать великим священнописателем.

Если вы не можете с кем–то сработаться, то это не означает, что у вас есть право поставить на человеке крест. Это не значит, что у вас есть право ненавидеть его или обижаться на него. Не каждый вам нравится, не с каждым приятно общаться, но не позволяйте своему «Сверх-Я» обвинять вас: «Если ты не умеешь ладить с людьми, значит, сам виноват. Проблема в тебе, и если ты хорошенько постараешься, всё будет хорошо». Павел никогда не говорил: «Если исполнитесь Духа Святого, то будете жить в мире и согласии со всеми людьми». А сказал так: «<Живите со всеми в мире, насколько это возможно>» (Римлянам 12:18). Вполне возможно, что проблема — в другом человеке. Павел в отличие от вашего «Сверх-Я» не говорит: «Его проблемы — твои проблемы. Ты обязан привести этого парня в норму». Об этом очень хорошо сказал неизвестный автор:

С святыми всех времен на небесах
Не славно ль пребывать?
С собратьями–святыми на земле
Куда труднее жить…

Ваше истинное «Я» видит реальные различия между вами и другим человеком, понимает суть конфликта. Оно способно любить и проявлять заботу, а также противостоять человеку в духе любви. Ваше истинное «я» знает, что иногда лучшим и единственным решением будет, по выражению Стэнли Джонса, «прийти к мирному соглашению об обоюдном несогласии».

«Сверх-Я» и счастье

Ваше «Сверх-Я» верит в миф: «Я всегда должен чувствовать себя счастливым». Но разве вы всегда счастливы? Никогда не впадаете в депрессию? Вы всегда испытываете желание «хвалить Господа»? У вас никогда не бывает внутренних противоречий? Не бывает моментов, когда небеса кажутся неприступными? Когда вы делаете дела лишь по необходимости, не испытывая никаких восторженных чувств?

В Гефсиманском саду Господь сказал Своим ученикам: «<Душа Моя томится смертельно>». Он бросился ничком на землю; Его терзали страдания, внутри Него чувства отчаянно боролись с волей. Его эмоции кричали: «<Отец, если только можно, избавь Меня от этой чаши!>» А Его воля была непоколебима, как стрелка компаса, всегда указывающая на Северный полюс. Воля твердила свое: «<Но пусть будет не так, как хочу Я, а как Ты>» (Мф.26:38-39). Подчас именно такая внутренняя борьба вызывает в нас беспокойство.

Реализм вашего истинного «Я»

Христианин может быть реалистом. Это означает, что вы не должны бояться самых худших, самых уродливых, самых мучительных вещей. Вам не следует стесняться выражать свои чувства: грусть, печаль, обиду, одиночество, внутреннюю борьбу и даже депрессию — те чувства, о которых нужно говорить вслух. Вы не гарантированы от депрессии. Даже Илия после своего величайшего триумфа возопил: «<Довольно с меня, Господь! Возьми мою жизнь!>» (3Цар.19:4, СРП).

Есть суровая честность во всём, что касается жизни Иисуса: каждая эмоция была явственно обозначена и выражена — без всякого стыда, чувства вины или собственной ущербности. Равняйтесь на Иисуса, а не на свое мифическое «Сверх-Я». Никогда не бойтесь проявить истинные чувства и быть самим собой в Иисусе Христе.

Когда вы тратите время и энергию, пытаясь достичь совершенства, вы лишаете себя возможности расти и дружить с Богом. Вы не позволяете Богу принять и полюбить ваше истинное «я», за которое умер Иисус. А ведь это — ваша истинная сущность, которую Бог знает и видит. Ваше «Сверх-Я» — это иллюзия, созданная вашим воображением, ложный образ, идол. Видит ли Бог вообще ваше «Сверх-Я»? В Иисусе вы можете быть только самим собой, и не должны сравнивать себя ни с кем другим. Господь хочет исцелить и изменить вас, чтобы ваше истинное «Я» могло вырасти, чтобы вы превратились в ту личность, какой вас задумал Бог.

«Сверх-Я» умирает очень трудно, а «Сверх-Я» верующего — еще труднее. Если вы чувствуете, что изо всех сил цепляетесь за свое мифическое «Я», то, надеюсь, услышите голос Святого Духа: «Оставьте его! Откажитесь от него!». И тогда начнется целительный процесс становления вашего истинного «Я».

Перестав тратить духовную энергию на создание фальшивого «Сверх-Я», направив ее на то, чтобы в сотрудничестве со Святым Духом расти и мужать, вы обретете свободу в Иисусе Христе, избавитесь от ненужных «я должен» и «я обязан», перестанете зависеть от одобрения или неодобрения окружающих и не будете больше казнить себя за то, что не дотягиваете до вами же выдуманного идеала.

Как перестать сравнивать себя с идеалом? Для вас есть замечательная весть: на кресте Иисус Христос — истинный Совершенный Человек — передал вам в дар все Свои совершенства. Благодать заполнила пропасть между вами и Богом!

«это Бог соединил вас с Христом Иисусом, которого Он сделал для нас мудростью! Благодаря Ему мы оправданы Богом, посвящены Богу, выкуплены на свободу».

(1 Коринфянам 1:30)

Апостол Павел сказал об этом так:

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/v05_213.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
   
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»