=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 21 января ст.ст., пн - {пам. прп. Максима исп., †662; прп. Максима Грека, †1556} -
на литургии читается: Иак.2:14-26#; Мк.10:46-52# *.
{седмица 33-я по Пятидесятнице; рядовые чтения 32-й седмицы}

> В ту же эпоху/*/ при Иване Грозном, у нас в Троицкой лавре был заточен Максим Грек, один из крупнейших богословов XVI века, переводчик, филолог, полемист, писатель, получивший гуманистическое образование, живший в Италии в монастыре святого Марка, слушавший проповеди знаменитого флорентийского вождя - монаха Джироламо Савонаролы. Он приехал на Русь исправлять книги и оказался втянут в борьбу между двумя церковными партиями.

> Эти две партии тоже имеют прямое отношение к становлению русской религиозной мысли. Одна партия называлась иосифлянами (от Иосифа Волоцкого). Иосифляне ратовали за социальную эффективность церкви, за ее тесную связь с государством, за позволительность для нее использовать репрессивные методы - методы подавления. Между тем "нестяжатели" (их так называли, потому что они выступали против монастырского землевладения), во главе которых стоял святой Нил Сорский, совершенно отчетливо высказывали мысль, что никакие казни инакомыслящих не должны быть допускаемы. И вот между этими течениями возникает конфликт. Максим Грек, естественно, становится на сторону нестяжателей. Его судят, его подозревают в ереси, его держат в застенках. Процессы, клеветнические доносы  - и он умирает в лавре, в Сергиевском Посаде, где сейчас находится его гробница.

> Максим Грек принес на Русь первые элементы понимания Священного Писания. Для христианской религиозной мысли это очень важно, потому что и до сих пор люди часто, открывая Библию, начинают читать ее просто, как обыкновенную книгу, и думают, что на поверхности ее лежит весь мир. Между тем святой Максим показывал, насколько полисемантична структура Библии, насколько многослойна, насколько она требует к себе различных подходов. В общем, любое глубокое произведение полисемантично, но Библия - особенно.

[ Александр Мень.  
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА  
опубл. в сб. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА  
(М., 1995; 2-е изд.: 1997)  
www.krotov.info/library/13_m/myen/00055.html ]

-------------------------------------
/*/ Отрывок из той же лекции, предшествующий данному, был в вып. №319 (о митр. Филиппе).

О св. Максиме Греке см. тж. ст. из "Библиологического словаря" Свящ. Александра Меня: (www.Krotov.info/spravki/persons/16person/1555grek.html)

 

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.20:29-34; Лк.18:35-43;
эпизод N124 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эпизод 126)


*Что пользы, братья, если человек говорит, что у него есть вера,
но если дел у него нет?
Может ли такая вера спасти его?
Если брату или сестре нечего надеть на себя и нет пищи на день,
а кто-то из вас скажет им: "Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!",
а сам не даст им того, в чём нуждается их тело, — то какая от этого польза?
Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва. ...
Точно так же как тело без духа мертво, и вера без дел мертва.*
(Иак.2:14-17,26)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Feb/3.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»