=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  4 февраля ст.ст., пн - {попразднство Сретения Господня}
на литургии читается: 2Пет.1:20-2:9#; Мк.13:9-13#*.

> (Ст. 9) Иисус, казалось бы, переходит к совсем другой теме  –  неизбежности страданий  учеников. Они должны быть к готовы к этому (в оригинале снова повторено слово «смотр`ите»)  и не должны пытаться избежать их. Ученики задавали вопрос о разрушении Храма, а Иисус снова напомнил им о неизбежности и необходимости испытаний. Их будут избивать в синедрионах, здесь имеются в виду местные суды, которые были в каждом городе при синагоге. Там их осудят и накажут тридцатью девятью (или, как говорилось тогда, «сорока без одного») ударами палки за отступничество от веры отцов и распространение еретических взглядов. Известно, что апостол Павел подвергался такому наказанию пять раз (2Кор 11.24).

> Ученики предстанут также и перед более высокими инстанциями – перед царями и правителями. Под правителями имеются в виду римские наместники в Палестине (Деян 23.33; 25.6), а также римские власти в других провинциях (см. Деян 18.12). Царем Иродом Агриппой I был казнен апостол Иаков (Деян 12.1-2). Причиной судов будет открытое исповедание веры учениками. Они должны будут свидетельствовать перед ними о Христе, о своей вере, или же это будет свидетельство перед Богом против земных правителей, отвергающих Христа.

> (Ст. 10) Но прежде чем придет конец, все народы должны услышать Радостную весть  – этот стих представляет большие трудности, потому что предполагает продолжительный период времени, необходимый для евангелизации язычников, в то время как Конец ожидался в пределах этого поколения (см. ст. 30). Высказывалось даже мнение, что эти слова были добавлены ранней Церковью, чтобы объяснить задержку Парусии <{Второго пришествия  Христа}>. Кроме того, как мы знаем из Евангелий, первоначально Иисус не планировал миссионерской проповеди среди язычников: согласно пророкам, они сами придут к Сиону, привлеченные туда сиянием небесного Иерусалима (Ис 2.2-3; 49.6, 12; 55.5; Мих 4.1-2; Пс 96(95). В параллельном месте у Матфея (10.17-21) эти слова отсутствуют, там сказано: «и вы будете свидетельствовать обо Мне им и язычникам». Кроме того, ст. 10 разрывает последовательность мысли ст. 9 и 11. Смысл этих слов может также стать немного другим, если изменить традиционную пунктуацию и соединить первую строчку ст. 10 со ст. 9. Тогда слов`а «чтобы свидетельствовать обо Мне. Но прежде чем придет конец, все народы…» будут поняты по-другому: «чтобы свидетельствовать обо Мне, прежде чем придет конец. Сначала все народы…» Именно такова пунктуация в некоторых древних переводах. Если так, то акцент ставится на том, что ученики Христа должны исполнять свою миссию – нести народам Радостную весть, вместо того чтобы заниматься пустыми гаданиями, когда же наступит конец мира. Их страдания также не означают, что Конец близок, они лишь должны побудить их к еще более ревностной проповеди Радостной Вести. Хотя Иисус и послан только к заблудившимся овцам народа Израиля, ученикам предстоит более широкое поле деятельности – весь мир. «Перед нами еще одно свидетельство величия Евангелия. Апокалиптика того времени ожидала от «дней Мессии» великого суда над грешниками и прежде всего мести язычникам (ср. Псалмы Соломона 14.6-10; 17.21-31). Говоря о Царстве Божьем, имели в виду царство Израиля. В провозвестии Иисуса на место национального партикуляризма приходит универсализм милосердия. В присоединении язычников к эсхатологическому народу Божьему во всём своем величии проявляется свободная милость Бога». (*И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, <М., 1999>, с.270-271.*)

> (Ст. 11) Кроме того, учеников ждет еще одно испытание: в суде им придется говорить в защиту Радостной Вести. И хотя немногие из них были людьми учеными и искусными ораторами, их это не должно пугать. В час нужды сам Бог поможет им засвидетельствовать веру (ср. Исх 4.12; Иер 1.9). Вместо них будет говорить Божий Дух, то есть Он даст им мужество и необходимые слова (ср. Ин 14.26; Рим 8.26).

> (Ст. 12-13) Третье испытание будет особенно мучительным: это разрыв с близкими людьми, когда предаст смерти брат брата и отец – свое дитя. Разрыв семейных уз также относится к общим местам апокалиптики, он предсказывался и пророками (Мих 7.6). Ненависть самых близких людей и соотечественников будет вызвана именем Иисуса  – из-за Меня вас будут ненавидеть.

> Но кто выдержит до конца, будет спасен. Вероятно, до конца означает здесь «полностью, совершенно», а не в том смысле, что некоторые останутся в живых, несмотря на все страдания. Спасение тоже понимается в эсхатологическом смысле, а не как выживание. Если предыдущая фраза  содержала аллюзию на Мих 7.6, здесь, вероятно, на Мих 7.7: «Я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего». Те, кто останется верным и не отступится, даже если придется пожертвовать собой, получат в награду вечную жизнь (ср. Откр 2.10). Но нельзя исключать и второе значение – что некоторые из верующих доживут до Конца (ср. Дан 12.12; 1Фес 4.15).

[ В.Н.Кузнецова.  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ  
М., 2000; стр.238-40 ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.24:9-14; Лк.21:12-19;
эпизод №137 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эп. 139


Иисус сказал:
"Когда вас поведут на суд,
не заботьтесь о том, что вам говорить:
что будет дано вам в тот час, то и говорите –
говорить будете не вы, а Дух Святой". (Мк.13:11)
* * *
*... чтобы стать святым, нужно просто захотеть.
Бог может сделать тебя таким, каким задумал, если ты сам на это согласишься.
От тебя требуется только сильное желание.* (Т. Мертон. "Семиярусная гора")

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Feb/17.htm  http://www.DAYS.ru/Days/fewral'4.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Трафаретная печать шелкография технология
шарах. Печать логотипов. Предлагаем оборудование
indexdata.ru