ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 10 мая ст.ст., пт - {пам.
ап. Симона Зилота, Iв.} - > <Вот> главная проблема, проблема проблем <книги Иова ...>: почему > вообще есть зло, если мироздание сотворил и правит им Всеблагой > и Всемогущий Бог? <Фома> Аквинат с предельной четкостью формулирует > это <..>: "Если одна из двух противоположностей бесконечна, другая > уничтожается. Бог — бесконечное благо. Следовательно, если Он есть, > зло должно исчезнуть. Однако зло существует. Значит, нет Бога" > ("Сумма теологии" 1, 2, 3 Возр. 1). Августин изложил всё длиннее > и немного подробнее: "Если бы Бог был всеблагим, Он хотел бы только > блага, а если бы Он был всемогущим, Он мог бы сделать всё, > что хочет. Но существует зло. Значит, Бог или не всеблаг, > или не всемогущ, или и не всеблаг и не всемогущ". Третья > формулировка — скорее практическая: как мог всеблагой и всемогущий > Бог допустить, чтобы плохие вещи случались с хорошими людьми? > Это близко к жалобам Иова. Здесь ставит в тупик не существование > зла, зла вообще, а личный опыт зла, зло неправды. Заслуженное > наказание в определенном смысле — зло, оно причиняет страдание, > но в другом смысле это — благо, ибо не нарушает справедливости. > Иов же испытывает несправедливость. "Плохие вещи" — очень, очень > плохие — случаются с ним, а он — "хороший", очень, очень хороший, > если верить авторам книги (Иов 11) и даже автору Иова (Иов 18). > Ответа — только четыре. Первый — простой, но неверный — > подсказывает, что Иов "плохой". Так отвечали его друзья, и отвечали > разумно. Автору книги приходится возразить им заранее и призвать > в свидетели Бога (см. 1:8). Иначе мы тоже ответили бы именно так. > Поразительное несходство между таким очевидным ответом и правдой > придает книге особую, драматическую остроту. Друзья Иова — > не дураки, если мы так видим их, мы не заметим драмы, контраста, > иронии. Мы должны им сочувствовать, иначе Бог не потрясет нас, > как потряс их. В определенном смысле книга для того и написана, > чтобы потрясти читателя Богом, настоящим Богом, совсем не похожим > на удобного и пристойного героя наших выкладок и ожиданий. Если бы > Сам Господь, мудрейший Создатель того, что мы и читаем, > был не Господином Абсурда <...>, а разумным, предсказуемым, > приличным, жизнь была бы не тайной, которую надо прожить, > а проблемой, которую надо решить; не любовной повестью, > а детективом; не трагикомедией, а формулой. Ведь трагедия > и комедия — те формы, в которые прежде всего облачается тайна, > а если Иов нас чему-нибудь учит, то одному: мы в тайне живем. Итак, > первый ответ ("Иов — плохой") придется отвергнуть, поскольку: > 1) с этим не согласен автор книги; > 2) Сам Бог не согласен с этим ответом и в начале, когда говорит > с сатаной о добродетели Иова, и в конце, когда хвалит Иова > и осуждает его друзей, > 3) такой ответ свел бы главную тайну жизни к сухой проблеме. > Берем второй ответ: может быть плохой — Бог. Именно с этим ответом > так опасно играет Иов, когда мечтает вызвать Бога в суд и признать > виновным, но жалеет, что между ними нет беспристрастного судьи, > так что на стороне Бога — сила (а не справедливость). Другими > словами, Бог плохой, но сильный; благо (справедливость) и сила > разделены, не едины. Какая страшная философия! Только честность Иова > и его сомнения в своей невинности спасают его от нее > <..... см. Иов.9:14-23,32-33>. > Воскресение Христово так радует нас, потому что окончательно > и конкретно опровергает несказанно страшную мысль о разделенности > добра и силы. Воплощенное Добро, единственный совсем хороший Человек > восторжествовал над смертью, великой и злой силой, "последним > врагом". Мы настолько привыкли к вере в Воскресение, что обычно > не видим здесь пропасти между "Да" и "Нет". Попробуйте только > представить: вдруг вы узнаете, что Богу нет до нас дела; > что Всемогущий не ведает разницы между добром и злом; что историю > мирозданья и вашу историю рассказывает равнодушный хозяин, > а не любящий Отец. Вот какой ужас маячил перед Иовом. <...>
// *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** * СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: П.Крифт о книге Иова ** * вып. №435: *Книга Иова — загадка в ответ на загадку* ** * с. Христ.Просвещ./rasylka/003/435.htm#0 ** \\ *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** // *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** * СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: (пт 4-й седмицы по Пасхе) ** * вып. №84: "Вера в Иисуса" (Я.Кротов) ** * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/084.htm#0 ** \\ *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
*Иисус стал говорить им:
'Вы из мира, который внизу, / Я же – свыше. Вы из этого мира, / а Я не из этого мира. Я сказал вам: "Умрете в грехах!" Если не верите, что ЭТО – Я, / умрете в грехах!'* (Ин.8:23-24) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/23.htm http://www.DAYS.ru/Days/may10.htm |
|
![]() |