ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 14 мая ст.ст., вт – > Может быть, <"проблему зла"> вообще нельзя решить. Может быть, это — > не проблема, а тайна. Может быть, наконец, ее можно решить частично > даже на уровне разума. Рассмотрим подробно доводы трех друзей > <Иова>. Вот они: > Посылка веры: Бог справедлив. > Посылка разума: Справедливость означает награду хорошим и кару плохим. > Посылка разумности: От награды мы радуемся, от кары — страдаем. > Посылка опыта: Иов страдает. > Вывод: Иов плохой. > В этом рассуждении, если раскрыть его логически, четыре разные > посылки. Первая — от веры, неистощимой иудейской веры в +эмет+ — > Божью правду, справедливость, надежность. <....> > Вторая посылка раскрывает смысл ключевого термина первой — > "справедлив". Если Бог справедлив, что это значит? Ну как же — > справедливый награждает добро, карает зло, а не наоборот. <.....> > Третья раскрывает предикат второй. Если справедливость награждает > и карает, что такое награда, что такое — кара? Это просто разные > вещи, от денег до славы, от штрафа до казни. Общее у награды одно — > человек из-за нее счастлив; и у наказаний одно — он несчастен. > <.....> > Четвертая посылка ("Иов несчастен") идет от опыта. Она еще очевиднее > третьей. Собственно говоря, каждая посылка очевиднее предыдущей, > из чего следует, что только первая — и впрямь вопрос. <...> > Единственная альтернатива — не нарушая логику, вывести, как три > друга, что Иов — несчастен, потому что он претерпевает заслуженное > наказание, то есть что он — грешник. > Однако читатель знает, что это не так, со слов Самого Бога. <...> > Но тогда всё нелогично! Да, загадка... Давайте <...> займемся > логикой, <...> попробуем <.> решить <загадку> на логическом уровне. > <.....> > Ни одну из четырех посылок нельзя назвать просто ложной, > <...> но в каждой посылке есть неоднозначный термин. Вот тут и лежит > ключ к логическому ответу. > Первая посылка утверждает, что Бог "хороший". Но свойство это значит > у Него не совсем то же, что у человека, хотя бы потому, что Бог — > не человек. <.....> > Это ничуть не значит, что Бог — "вне нравственности", и "добро" > для Него — что-то произвольное, как, скажем, голубой цвет небес. > Нет, Он — любовь, и Он — справедлив, но свойства эти у Него > превосходят наши, человеческие, как наши превосходят собачьи. > Во второй посылке неоднозначен термин "справедливость". Для нас > "справедливость" значит "равенство" или хотя бы "равные > возможности". Все мы равны перед законом, равны почти математически. > Однако такое значение — не самое глубокое. Есть справедливость > ("правда") гармонии и пропорций, которая и создает, скажем, красоту > музыки. Она — осмысленней, таинственней и чудесней. <...> Греки > говорили о "дик`е" — вселенской справедливости, "музыке сфер". > Она ближе к правде Божьей. Справедливо ли, что половина рода > человеческого не рожает детей? Справедливо ли, что мы, люди, > разумней обезьян? Самая высшая и самая таинственная справедливость — > та, о которой говорит Евангелие: Бог умалился до человека и умер > за людей. Апостол Павел называет эту поистине благую весть правдой > Божьей. Но эта правда или справедливость сто`ит на самом > несправедливом действии, какое только бывало, — на убиении > совершенно, абсолютно Невинного. Ясно, что "справедливость" значит > здесь что-то не совсем такое, как в суде. У нас справедливо > награждать хороших, наказывать — плохих. Здесь: "Все мы блуждали, > как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил > на Него грехи всех нас" (Ис.53:6). > В третьей посылке неоднозначен термин "счастлив". Согласно здравому > смыслу, награда приносит счастье. Но точно ли и всё ли знает об этом > здравый смысл? Он отождествляет счастье 1) с чем-то, что есть сейчас > или будет скоро, но уж никак не с далеким будущим, тем более — > не с вечностью; и 2) с осознанным чувством, а не с объективным > фактом. Что если Иов еще не счастлив, но будет счастлив? Что, если > он не чувствует счастья, а оно есть? Чтобы это было яснее, возьмем > другой пример, здоровье. Мы бываем вполне здоровыми, когда этого > не чувствуем, скажем — когда у нас разболелась голова, > но мы не больны. Наши чувства — не очень хороший показатель. > Нам кажется, что мы вот-вот умрем, а у нас ничего нет, никакой > болезни. Бывает и наоборот — мы ничего не чувствуем даже > за две минуты до смерти. > Это может быть верным и на духовном уровне. Фарисей ощущает, > что у него — всё в порядке, когда он настолько сгнил, что Христос > сравнивает его с гробом, где разлагается мертвое тело. Святой > проходит "темную ночь души", когда на самом деле Бог совершенствует > его, как великий мастер — свой шедевр. Счастье Иова — синоним > "блаженства", а не синоним "довольства". Он — шедевр Божий, > и объективного счастья, блаженства, совершенства (включающего > и мудрость, и зрелость, и силу духа) может достичь именно через > субъективное несчастье, то есть — страдание.
*Иисус сказал: Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/27.htm |