ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 15 мая ст.ст., ср > <.....> Евангелист Иоанн <.> говорит, что чудесное дарование пищи > было перед Пасхой (март–апрель). > Иисус взял эту обычную для рыбаков Галилеи скудную пищу и произнес > над ней молитву благодарения (буквально: «благословил»). Перед > началом еды евреи всегда читали благодарственную молитву Богу, > которая начиналась словами: «Благословен Ты, Господь, Царь > вселенной, выведший хлеб из земли», а затем хозяин или наиболее > уважаемый гость разламывал хлеб и раздавал его остальным, а если > гостей было очень много, то это делали помощники или слуги. Иисус, > выступая хозяином трапезы, поступает так же. > <..> И всем *пяти тысячам* хватило хлеба и рыбы, все наелись досыта, > и еще осталось двенадцать корзин остатков – гораздо больше, чем было > в начале! Хотя на самом деле количество едоков было больше, потому > что женщины и дети не входили в это число. > Но что же все-таки произошло? Нам более или менее понятны чудеса > исцеления, ведь врачи тоже лечат, просто Иисус лечит успешнее. Были > тогда и экзорцисты, изгонявшие бесов. Иисус делал это быстрее > и легче и всегда с успехом. Но каким образом умножился хлеб? > Неоднократно предпринимались попытки рационального объяснения того, > что произошло. Гиперкритики утверждали, что число людей, евших хлеб, > сильно преувеличено, как часто бывает в народных рассказах > (ср.: один прокаженный у Марка и десять у Луки; один иерихонский > слепой у Марка и два у Матфея; количество убитых Иродом вифлеемских > младенцев, согласно церковной традиции, в несколько раз превосходит > количество всех жителей этого городка). Другие толкователи видели > в насыщении своего рода евхаристию, где каждому достался крошечный > кусочек. Кое-кто допускал, что имело место чудо, но «чудо > пробуждения человечности»: дескать, у некоторых в толпе были припасы > и, когда ученики отдали собственный хлеб, остальные тоже развязали > свои мешки и поделились с соседями. Но в рассказе евангелиста нет > никаких оснований для подобных утверждений. > В Ветхом Завете есть несколько отчасти похожих рассказов. Известно, > что не убывали мука и масло у сарептской вдовы (3Цар.17.11-16); > пророк Елисей умножил масло в кувшине другой вдовы (4Цар.4.1-7); > тот же пророк накормил двадцатью ячменными хлебцами сто человек > (4Цар.4.42-44). Но самое большое сходство – не столько в деталях, > сколько в духовном смысле события – видно в рассказе о чудесном > насыщении народа Израиля манной в пустыне. > Из этого рассказа мы вряд ли узнаем, как Иисус это сделал, > но мы узнаем нечто очень важное о Нём самом. Иисус предстает > как новый Моисей, но Он превосходит его, о чём прямо говорится > в Ин.6.32-33. Об этом свидетельствует даже тот факт, что здесь пищи > осталось целых *двенадцать корзин*, в то время как манны нельзя было > собрать больше, чем человек мог съесть. Кроме того, в еврейской > традиции манна, данная через Моисея, стала символом Торы, то есть > Закона Моисея. Так и Иисус, прежде чем дать народу изобилие пищи, > сначала их многому учил, то есть духовно насыщал Своим учением. > <...> Как Бог, спасая Свой народ от рабства, насыщает его в пустыне, > так и Помазанник, приход которого, согласно народным верованиям, > ожидался на Пасху, спасает народ от рабства у греха и тоже насыщает > его в пустыне, тем самым предваряя эсхатологический мессианский пир. > Конечно же, христиане, слушая или читая этот текст, не могут > не увидеть параллели с рассказом о последней трапезе Иисуса. > Там те же слова: «взял, поблагодарил, разломил, дал». Так проходила > и евхаристия в ранней Церкви: христиане сидели за столом, а диаконы > обносили их евхаристическим хлебом. Евангелист Иоанн прямо связывает > рассказ о чудесном насыщении с установительными словами евхаристии > (Ин.6.51).
*Иисус, взглянув, увидел, что к Нему направляется
большая толпа, Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/28.htm |
|
![]() |