ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 18 мая ст.ст., сб
{пам. свв. отцов семи Вселенских Соборов}
- > ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ: НИКЕЙСКИЙ (325), ЭФЕССКИЙ (431) И ХАЛКИДОНСКИЙ (451) > Когда проповедь Евангелия распространилась в греческих и латинских > кругах римской империи, Отцы Церкви должны были бороться с двумя > противоположными ересями. С одной стороны - был докетизм, отрицавший > истинную человечность Спасителя. Его адепты говорили, > что Он "явился", как если бы был человеком, но в действительности > был только Богом. С другой стороны были ариане, которые хотели > признавать Христа высшим существом, но не Богом. <От> них Отцы > Церкви должны были защищать <доктрину о том, что Христос - истинный > человек>, но прежде всего - <положение о всецелой божественности> > Спасителя. Никейский собор провозгласил Его "единосущным" с Отцом - > <обладающем той же сущеностью>, соучастником Его славы. > Но большой проблемой для греков оставалось - каким образом > соединить эти две природы, столь различные, божественную > и человеческую, вечную и сотворенную, бессмертную и смертную. Отцы > стремились проиллюстрировать истину Христа примерами такого рода: > железо - холодное, но в огне оно раскаляется и сверкает. > Так же и человеческая природа, соединенная с божественной, > приобретает божественные свойства. Это удачный пример. Но он не мог > удовлетворить древнегреческих интеллектуалов, которые любили > изъясняться точными понятиями. Вопрос обсуждался в Эфесе, но пришли > лишь к частичному решению. Было определено, что Пресвятая Дева > Мария - "Матерь Божия", "Богоматерь", а не только мать человека, > в ком Бог затем будто бы обитал, как во храме (так утверждал > Несторий). Иными словами: Христос - единственен, но рождается > "двояко", как от Отца Небесного, так и от земной матери на земле. > Духовный смысл этого определения очень глубок. С одной стороны, > начал распространяться "марианский" культ - почитание Пресвятой Девы > Марии (в Риме была построена базилика Санта Мария Маджиоре), > с другой - сам догмат становится основанием всей христианской жизни > и Церкви. Христос мистический продолжает Свое существование > на протяжении столетий в церковных таинствах, в молитвах, в благих > деяниях. Во всех этих случаях Он рождается заново от Духа Святого > при человеческом сотрудничестве. Каждая христианская душа - пишет > Ориген - становится матерью Христа, воплощая Его в мире. > В Халкидоне Отцы Церкви вернулись к той же проблеме и зафиксировали > термины для последующего учения. Христос - Бог и человек. > Это утверждается выражением "две природы": Он обладает природой > божественной и природой человеческой. Но они образуют совершенное > единство. Христос - един, и это утверждается выражением "лицо". Отцы > сумели извлечь непосредственно важное следствие для духовной жизни. > Они провозгласили это в форме принципа: Бог вочеловечился, > дабы человек об`ожился. Иконописцы умели выражать это при помощи > красок. Если красный цвет означает божественность, а голубой - > человечность, Иисус изображается в красном нижнем облачении > и в голубом покрывале: Бог воспринял человечество, тогда как > <..> Мать Божия, человеческого происхождения, имеет нижнее облачение > голубое и покрывается красным покрывалом, как благодатная, > об`оженная. > Древние термины "лицо", "ипостась" кажутся абстрактными, далекими > от современности. Тем не менее они крайне актуальны именно в наше > время. Психология отдает себе отчет в разнообразии компонентов, > которые формируют человека и в тех бесчисленных влияниях, которые > он испытывает. И тем не менее нормальное состояние человека зависит > от силы его личности, в какой мере он способен гармонически > соединить все эти влияния. На одном научном конгрессе психологии > речь шла о страстях и естественных наклонностях у некоторых святых. > Один из участников, хороший врач-психиатр, сказал, > что он анализировал почерк св.Терезы Авильской и добавил: "Мне бы > не хотелось иметь своей пациенткой такую женщину. Сколько > доминирующих тенденций, сколько чувственных наклонностей должно было > быть! И тем не менее, я призна`ю, что ее реакции были вполне > нормальными. Это значит, что она прекрасно господствовала над всеми > своими склонностями. Мне это представляется почти психологическим > чудом". Быть может, так и можно только понять - как некое чудо, > сверхъестественное явление, которое соотносится со своим изначальным > прототипом. Личность Иисуса представляется столь сильной, что Она > в состоянии была соединить столь различные природы, как божественная > и человеческая. Дух Святой, Которого Христос сообщает нам - придает > и нам высшую силу, чтобы стать "сильными личностями", чтобы > объединить гармонически различные жизненные интересы, различные > жизненные наклонности. "От родителей мы получаем природу и развиваем > ее, говорил тот же психиатр, - но я убеждаюсь всё больше, > что человек становится подлинной личностью лишь в том случае, если > он соучаствует в благодати Иисуса Христа".
// *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** **** * СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: (сб 5-й седмицы по Пасхе) ** * вып. №92: "Будем как боги?" (К.С.Льюис) ** * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/092.htm#0 ** \\ *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ****
*Иисус сказал: Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/31.htm |