Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 13 июня ст.ст., чт - > <..> можно свидетельствовать о своем личном пережитом опыте; можно > свидетельствовать об опыте, который принадлежит тому обществу, > той общине, коллективу, к которому мы сами принадлежим: мы отчасти > разделяем этот опыт, но не обладаем всем этим опытом. И, наконец, > может до нас достигнуть свидетельство человека настолько > выдающегося, что мы только краем сознания способны коснуться краешка > его опыта. > <...> Где кончается опыт и начинается вера? Если говорить о том, > что вера основана на опыте, то чем она от него отличается? Есть > в творениях древнего отца Церкви, святого Макария Великого, который > жил в Египетской пустыне в IV веке, замечательное место, > где он старается именно обнаружить тот момент, когда опыт > превращается в веру. Он говорит об очень глубоком, потрясающем опыте > приближения Бога в молитве, который ему и другим подвижникам > известен или в`едом. Он говорит, что в момент углубленной молитвы > человек отрывается от сознания всего земного, перестает даже > осознавать себя, переживает только благоговейный ужас, любовь, > поклонение, радость, торжество о встрече с Богом, Который как-то > пронизывает всё его сознание, все его переживания, всё его тело, > не оставляя никакой возможности заглядеться на себя или следить > за тем, что с ним происходит. И пока такой глубочайший, потрясающий > опыт происходит, конечно, человек не знает, что с ним происходит. > Это, разумеется, относится не только к религиозному опыту; есть > моменты в жизни, когда какой-нибудь опыт, переживание, событие нас > так охватывает, так потрясает, что мы себя и вспомнить не можем, > и оглядеться не можем. Так бывает в момент автомобильной катастрофы; > так бывает в момент потрясающей нас до глубин радости > или пронизывающих наше сердце г`оря и отчаяния. > Но возвращаясь к опыту святого Макария: он говорит, что человек, > пока он в пределах этого опыта, ничего не может сознавать, кроме > Бога. Но в какой-то момент Бог как бы от него удаляется; человек > находится на положении (это очень красивый, как мне кажется, образ) > маленького челна, лодочки, которую море, отходя от берегов, > оставляет на песке. За несколько секунд до этого челн еще колебался > на волнах; теперь он покоится на земле. Вот этот момент, когда > человек уже не несом опытом, хотя опыт, переживание еще горит, > еще трепещет; когда человек абсолютно еще уверен в реальности этого > опыта и однако актуально, в данную минуту его не переживает, - этот > момент и является той гранью, когда опыт превращается в веру, > в уверенность. И человек может вполне справедливо продолжать жить > и говорить: я это пережил, и я знаю, что это есть. Это может быть > религиозный опыт, страх, радость, г`оре; они отзвучали, отошли, > но уверенность в том, что они существуют, в человеке уже > не поколеблется. > Вот где мы можем уловить переход из опыта в веру; и о такой вере > человек может говорить с абсолютной, пламенной уверенностью, может > говорить с убедительностью, потому что он говорит о том, что сам > знает, чего он дознался до мозга костей, почти до разрыва > сердечного. > Но мы принадлежим общине, человечеству, вокруг нас есть люди, > мы не исчерпываем собой никакой человеческих опыт, включая > и религиозный; у нас очень много общего с людьми, с которыми > мы находимся, но этот опыт каждый человек пережил несколько иначе: > у одних его больше, у других меньше; и потому что мы общаемся друг > с другом, потому что мы составляем одно целое, опыт одних делается > опытом других; так же как сознание красоты, правды делается > достоянием всего человечества через одного человека, который сумел > это пережить с предельной силой и выразить с предельной красотой > и убедительностью. > Вот об этой второй области веры мы тоже можем говорить, но должны > говорить с большой осторожностью, указывая, что здесь кончается мой > личный опыт, а здесь я перерастаю свой личный опыт в соборности, > в общении с той группой людей, к которой я принадлежу. Таков был > опыт апостолов, который дошел до нас. Апостол Иоанн говорит: > мы свидетельствуем о том, что наши глаза видели, что наши уши > слышали, что мы осязали собственными руками (1Ин.1,1). Да, поскольку > у нас есть частичный опыт, который сродни их опыту, мы можем > поверить в их более точный, более широкий опыт. > И наконец, <..> есть гении духа, гении ума, гении искусства, которые > переживают и могут воплотить в музыку, в искусство, в научное > прозрение то, чего обычный человек не может воплотить, > но мы им верим, потому что ощущаем убедительность их слов, потому > что эти слова доходят до нашей души, до нашего сознания как истина, > как правда, потому что мы с ними уже общаемся в опыте, хотя их опыт > превышает наш. Таковы, например, слова Христа. В Евангелии от Иоанна > мы читаем, что Спаситель Христос говорит: Бога никто не видел, > но Сын Божий, находящийся в недрах Отчих, <Он> нам это открыл > (Ин.1,18). Мы принимаем Его свидетельство не потому, что Он говорит > о чём-то, о чём мы не имеем никакого понятия, а потому что у нас > есть другие основания верить Его слову; и мы принимаем это Его > слово, для нас еще, может быть, непостижимое, потому что другое, > Им сказанное, является в пределах нашего опыта правдой и истиной, > и откровением. > Вот каким образом через человека до нас может дойти вера или, > во всяком случае, может быть поставлен вопрос; мы не обязательно > сразу поверим, но встретив этого человека и это свидетельство, - > поскольку его свидетельство, вернее, свидетельство его личности > убедительно, - мы можем либо принять его свидетельство и сказать > себе: этот человек это действительно знает; я постараюсь дознаться > до его опыта; либо, уже на основании предрассудка, предвзятых мыслей > оттолкнуть человека, сбросить его со своего пути и сказать: > то, что вне пределов моего опыта, - бред; этот человек сумасшедший, > его надо отстранить. Так человек науки не поступает, так поступает > только безумный.
******* См. также (в архиве рассылки): •(К Рим.5:12-21) Карл Барт: Божья милость превосходит грех!!! с. Христ.Просвещ./rasylka/002/118.htm#0 •(К Мк.4:35-41 ||Мф.8:23-27) Митр. Антоний: Иисус и бури с. Христ.Просвещ./rasylka/002/200.htm#0 •Митр. Антоний: Бог явил предельную ответственность за акт творения с. Христ.Просвещ./rasylka/002/291.htm#0 •Митр. Антоний: 'Жизнь вечная, как Ты умираешь?' с. Христ.Просвещ./rasylka/003/356.htm#0 ********** ********** ********** ********** **********
*Будучи еще врагами, мы примирились с Богом через
смерть Его Сына — * * * Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/26.htm |