=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 15 февраля ст.ст., пт -
на литургии читается: 2Ин.#; Мк.15:22-25#,33-41#*.

> Христос - Сын Божий, Бог, ставший человеком; но Его смерть не тем значительна, что умирает в человеческой плоти Сам Бог, потому что по Божеству Своему, как Бог, Он не умирает; смерть касается Человека Иисуса Христа. В чём же ужас, и величие, и значение этой смерти? Мне кажется, вот в чём. Когда мы думаем о Христе, Боге, ставшем человеком, мы часто видим Его участие в нашей человеческой судьбе сначала в том, что Он просто стал человеком, что Безграничный был ограничен, что Вечный вошел во время, что Бог таким полным, совершенным образом соединился с тварью. Дальше мы видим, что вошел-то Он в мир грешный, в мир страшный, в мир, оторвавшийся от Божественной жизни, со всеми последствиями смертности, голода, отчужденности, жестокости, со всём тем злом, которое приводит в такой ужас каждого из нас, когда мы о нём думаем, когда мы его переживаем. Это всё правда. Христос жаждал, алкал, уставал, скорбел, был окружен ненавистью, встречался с ужасами болезни, смерти, беспощадности, несправедливости; принадлежал стране, которая была оккупирована вражескими солдатами, претерпевала унижения - всё это правда; правда и то, что, как человек, Он умер на кресте.

> Но мог ли Он умереть? Ведь смерть заключается, в конечном итоге, в том, что, оторвавшись от Бога или не включившись в Божественную жизнь, мы не можем обладать вечной жизнью. Мы смертны по нашей оторванности от Бога. Как же Он мог умереть, когда Он Сам  - Бог? Не напрасно мы поем на Страстной: О Жизнь вечная, как Ты умираешь? Свет невечерний - как Ты потухаешь? Каким образом может умереть Тот, Который есть Сам Бог? Как может подвергнуться смерти человеческая плоть, которая соединена, пронизана Божеством? И действительно, святой Максим Исповедник об этом уже давно, в VI веке, говорил, что в самой тайне Воплощения Иисус Христос был за пределами смерти, потому что был един с Самим Богом, был Богом воплощенным. Как же Он умирает?

> Умирает Он потому, что принимает на Себя безграничную, всеконечную солидарность с человеком. Он берет на Себя судьбу человека в его оторванности от Бога, в его богооставленности, в его нищете. Вспомните слова Христа, самый страшный крик в истории, который был услышан с креста: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил? (Мф.27,46). Это крик Спасителя, умирающего на кресте. Как же мог Он, Который есть Бог, кричать эти слова, выражающие всю трагедию человечества, весь ужас и жизни, и смерти? Мы этого объяснить, понять не можем. Но случилось то, что в какой-то момент Христос взял на Себя единственный, конечный ужас человеческого существования и бытия: потерю Бога, обезбоженность, которая есть единственная сила, способная убить человека. Он взял на Себя судьбу грешника, то есть человека, который без Бога, и от этого, как всякий грешник, как всякий человек  - умер; умер от потери Бога; умер, потому что захотел испытать и пережить то, что является ужасающей судьбой всякого человека: ужас ограниченности временем и пространством, потерю вечности, потерю Бога.

> Вот почему смерть Христа, невозможная и воспринятая вольной волей, является единственной во всей истории. Бессмертный умирает, потому что захотел во всём уподобиться человеку, не разделив с ним греха. Но тогда - каким нам представляется Бог?! как Он велик, какова Его любовь?! Как нам представляется человек, его значительность для Бога?! Ведь Христос соглашается не просто умереть - умереть этой смертью по любви к человеку. Эта смерть охватывает тогда не только праведника, не только верующего, не только человека, который понимает и знает, что происходит, - она охватывает всех: нет безбожника на земле, который так пережил обезбоженность, потерю Бога, как ее испытал в момент смерти Сын Божий, ставший сыном человеческим. Тайна Христа заключает в себе всю тайну человеческого существования, весь ее ужас и всю ее славу; никто не оказывается вне тайны спасающего Христа. Бог действительно до конца, трагично и величественно, в беспредельном смирении отдает Себя на спасение мира и этим до конца осуществляет ответственность Творца за судьбы мира, который Он создал Своей волей и который Он доведет до победного конца, когда действительно человек Его познает и станет участником Божественной жизни, когда действительно вся тварь будет охвачена Божественным присутствием и воссияет вечной и Божественной славой.

[ Митр. Сурожский Антоний. О ВЕРЕ  
www.mitras.ru/pered/pb_113.htm  
опубл. в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ (I) ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению:
Мф.27:35-37,45-56; Лк.23:33-34,38,44-49; Ин.19:17-19,28-30;
эпизоды №№160-164 по "Брюссельскому согласованию"


См. тж. (фрагм. текстов митр. Антония на эту же тему):
   вып. № 159 (Смерть Бессмертного);
   вып. № 307 (Солидарность Бога с нами);
   вып. № 291 (Бог явил предельную ответственность за акт творения)

*Его приводят на место, которое зовется Голгофа,
что в переводе значит "Череп",
предлагают Ему вина с дурманящим питьем,
но Он не стал пить.
Потом Его прибивают к кресту и делят между собой Его одежду,
бросая жребий, кому что взять.
Было девять часов утра, когда Его распяли.
Над головой у Него была надпись с указанием вины: ЕВРЕЙСКИЙ ЦАРЬ
...
В полдень по всей земле настала тьма до трех часов дня.
А в три часа Иисус вскрикнул громким голосом:
"Элахи, Элахи, льма швактани?"
В переводе это значит: "Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?" ...
Иисус, вскрикнув громким голосом, испустил дух.
Завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу.*
(Мк.15:22-25,33-34,37-38)

* * *
*Теперь я прошу тебя ... -
то, что я пишу, это не новая заповедь, а та, что мы получили изначально -
будем любить друг друга!
Любовь значит вот что: жить по Его заповедям.
Это и есть та заповедь,
которую вы услышали изначально и по которой должны жить. ...
Смотр`ите за собой, не погубите того, ради чего мы трудились,
но стремитесь получить свою плату сполна.
Всякий, кто настолько "продвинут", что уже не держится учения Христа,
тот без Бога.
А кто держится учения, у того есть и Отец, и Сын.* (2Ин.:5-6,8-9)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://www.DAYS.ru/Days/fewral'14.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»