Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 10 августа ст.ст., сб
- > Мф.17.24-27. УПЛАТА ПОДАТИ *> (24) Когда они пришли в Капернаум, к Петру подошли сборщики подати *> в две драхмы. - Ваш учитель платит подать, не так ли? - *> спросили они. *> (25) - Да, - ответил он. *> Когда Петр вошел в дом, Иисус заговорил первым. - Симон, как ты *> думаешь? - спросил Он. - С кого земные цари взимают подати и сборы? *> Со своих или с чужеземцев? (26) - С чужеземцев, - ответил Петр. - *> Тогда свои свободны, - сказал Иисус. (27) – Но не будем смущать их. *> Ступай к морю, закинь удочку и возьми первую рыбу, которая *> попадется на крючок, открой ей рот и там ты найдешь монету в четыре *> драхмы. Возьми ее и отдай им за нас обоих. > <ст.>24 ||Исх 30.13; 38.26 > Ст.24 – Так как Капернаум был местом проживания Петра и Иисуса, > сборщики податей пришли к ним, когда те вернулись к себе домой. > Среди комментаторов нет единого мнения о том, какого рода была эта > подать. Большинство считает, что это налог на содержание > иерусалимского Храма. <...> Храмовым налогом облагался каждый > мужчина-еврей, достигший двадцатилетнего возраста, вне зависимости > от того, жил ли он в Палестине или за ее пределами, в диаспоре. > Налог составлял две драхмы, что было равно половине шекеля, это была > средняя плата за два рабочих дня. > Храмовый налог был установлен Законом Моисея, поэтому был строго > обязательным. Вот почему вопрос сборщиков, платит ли Иисус п`одать, > звучат немного странно. Но есть сведения, что некоторые люди > не считали себя обязанными платить этот налог ежегодно: например, > ессеи толковали текст Писания (Исх.30.13) как требование > единовременного взноса, уплачивавшегося раз в жизни, а не ежегодно. > Кроме того, священники и люди, полностью посвятившие себя служению > Богу, не платили налог. Некоторые полагают, что в I веке его всегда > платили только фарисеи. Сборщики начинали собирать храмовый налог > за месяц до Пасхи, а накануне праздника можно было заплатить его > в самом Храме (<...>). Может быть, этим объяснялся вопрос сборщиков. > Но некоторые ученые считают, что в этом отрывке имеется в виду > какой-то гражданский налог: подушная подать или транзитный сбор, > налагаемые Римом. Именно так понимали это многие Отцы Церкви > (Ириней, Климент Александрийский, Ориген, Амвросий, Августин, > Григорий Назианзин). Правда, никаких сомнений в том, платить > или не платить, римляне не допускали. Можно лишь предположить, > что Иисус, считавшийся жителем Назарета, мог не платить п`одать > в Капернауме, чем и объясняется в таком случае вопрос сборщиков. > <...> > Ст.25 – Петр подтвердил, что Иисус не отказывается платить налог. > Хотя Иисус не присутствовал при разговоре, Он знал, о чём шла речь. > =Дом=, вероятно, принадлежал Петру. Иисус задает Петру вопрос, > сформулированный в виде короткой притчи. =Земные цари= – это, > вероятно, не только римляне, но и земные власти вообще. =Со своих > или с чужеземцев= – дословно: «с сыновей или с посторонних». > Если речь идет о римской подати, то имеются в виду те сборы, > которыми облагались только завоеванные территории, но не римские > граждане. Но возможно и иное понимание: цари, обязывая своих > подданных платить подати, не облагали ими членов собственной семьи. > В таком случае, говоря о сынах, Иисус имел в виду сынов Божьих, > то есть народ Израиля, или, скорее всего, себя и Своих учеников, > а также всех христиан вообще. > Ст.26-27а – Естественно, что платят не свои, а чужие. Но Иисус > ограничивает собственную свободу, заботясь об интересах других > людей, в данном случае сборщиков подати. Он не хочет смущать их или > вызывать у них гнев, тем самым толкая их на грех. Греческое слово > «скандал`идзо», которое передано здесь как =«толкать на грех»=, > а ниже (ст.8) как «вводить в грех», очень трудно для перевода. > Оно первоначально значило «ставить западню», «ловить в силок». > Затем слово приобретает переносное значение: «направить на неверный > путь», «стать причиной отпадения от веры», «помешать поверить», > «стать камнем преткновения». Вот как пишет об этом У.Баркли: > «Иисус говорит вот что: “Мы должны уплатить, чтобы не подать плохой > пример другим. Мы должны не только исполнять свой долг, но должны > идти дальше того, что повелевает нам долг, чтобы показать другим > добрый пример”... Христианство неразрывно связано с исполнением > гражданского долга».{} Например, апостол Павел всегда ставил > на первое место не собственную свободу, а интересы других (Флп.2.4; > 1Кор.8.9-13). Ср. также 5.39-41. > Ст.27б – Чудо, о котором здесь рассказывается, сто`ит особняком > в ряду других могущественных деяний Иисуса. Обращает на себя > внимание его поразительное сходство с многочисленными чудесами > апокрифических евангелий, а также его отсутствие в других > канонических Евангелиях. Кроме того, мотив чуда с рыбой очень > распространен в легендах разных народов. Так, например, > богатый и удачливый царь Поликрат бросил в море драгоценный > перстень, чтобы задобрить богов, но вскоре рыбак принес ему в дар > огромную рыбу, во рту которой был найден этот самый перстень. > Похожий рассказ есть и Талмуде. Поэтому есть мнение, > что «первоначально ст.27 имел вид: “Забрось удочку в море, продай > улов и из выручки уплати храмовый налог”».{И.Иеремиас, Богословие > Нового Завета, с.108.} Но потом, под влиянием народных легенд, > появилась версия о рыбе с серебряным статером (монетой достоинством > в четыре драхмы) во рту. Никто не может ответить на вопрос, > почему подать была уплачена только за Иисуса и Петра, а не за всех > учеников.
"""""""""""""""""""""""""""""""""""" : •Комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.18:1-4 """"" : ("Кто больше всех в Царстве Небес?") """"": : с. Христ.Просвещ./rasylka/002/176.htm#0 # : •Размышления Р.Гвардини о том же отрывке: # \ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/176a.htm#0 # ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*В это время пришли к Иисусу ученики.
Они спросили: "Кто больше всех в Царстве Небес?" Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними и сказал: "Верно вам говорю, пока не изменитесь / и не станете такими, как дети, не войдете в Царство Небес. Кто умалит себя и станет таким, / как этот ребенок, тот больше всех в Царстве Небес".* (Мф.18:1-4) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/23.htm |
|
![]() |