Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 9 августа ст.ст., пт - > Ст.23 – <...> Известно, что <=саддукеи=> признавали авторитет только > Писаний, а может быть, даже одного Пятикнижия. В Священном Писании > нет ни одного места, где четко и недвусмысленно излагалось бы учение > о воскресении. Есть лишь несколько довольно поздних текстов > послепленного периода, которые к тому же допускают разные > толкования. В лучшем случае здесь еще не твердое убеждение, > а лишь смутное предчувствие (Дан.12.2; Ис.25.8; 26.19; > Пс.16(15).8-11; 73.24-25; Иов.19.25-27). Так говорилось в Писании: > «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую невозможно > собрать» (2Цар.14.14). «Смерть есть окончательный конец, уничтожение > человеческого существования, и это не опровергается даже рассказами > о том, что некоторым удалось вернуться к жизни после смерти > (3Цар.17.17-22; 4Цар.4.18-37). Если Енох (Быт.5.24) и Илья > (4Цар.2.11) не умерли, но были взяты живыми к Богу, это лишний раз > свидетельствовало о силе смерти, разрушающей жизнь и об отсутствии > надежды за ее пределами».{} Человек после смерти ведет призрачное > существование, которое нельзя назвать жизнью, в некоем мрачном > и безнадежном месте под названием Ше`ол, очень напоминавшем > греческий А`ид. Туда попадали все люди – вне зависимости от того, > какую жизнь они вели на земле. Это существование можно было бы > назвать богооставленностью. В Пс.6.5(6) сказано: «Ибо в смерти нет > памяти о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Единственное > бессмертие для человека, как говорится в Книге Иисуса Сираха, > это добрая слава (39.11; 41.16; 44.8) и продолжение себя в потомках > (11.28; 46.11-12). Лишь в более позднее время, в так называемый > междузаветный период, появляется вера в воскресение, обусловленная > не тем, что в человеке есть нечто бессмертное, а Божьей силой, > побеждающей смерть. Но, как мы видим, она еще разделяется не всеми. > Например, только что процитированная книга Иисуса Сираха написана > довольно поздно, во II веке до н.э. К I веку н.э. эта вера > становится практически всеобщей, и не разделяли ее лишь саддукеи. > Ст.24 – Вопрос, заданный саддукеями, был издевательским и имел целью > высмеять учение Иисуса и, следовательно, подорвать Его авторитет > в глазах толпы. Как известно, в Законе Моисея установлен > так называемый левиратный{– от лат. «л`евир» – «брат мужа»} брак: > если один брат умирает бездетным, его брат обязан жениться на вдове > и дети, рожденные в таком браке, считаются законными детьми первого > брата. Это установление намного древнее Пятикнижия, оно известно > у многих народов. Человеку нужны были законные наследники для того, > чтобы они похоронили его с соблюдением всех необходимых обрядов > и принесением положенных жертв для умилостивления его духа > (память об этом сохраняется и в наши дни в поминальных обрядах, > когда родственники приносят на могилу пищу, а также в рассказах > о призраках, так и не обретших покоя). Кроме того, благодаря таким > бракам имущество закреплялось в одной семье. > Целью саддукеев была доказать, что Писание не только не знает > воскресения, но прямо и ясно его отрицает. По их мнению, Моисей, > предписав левиратный брак (Втор.25.5-10; Быт.38.8), тем самым отверг > веру в воскресение. > Ст.25-28 – Саддукеи рассказывают Иисусу историю, имеющую фольклорные > черты: женщина по очереди выходит замуж за семерых братьев, > но ни от кого не имеет потомства. Если воскресение существует, > то после смерти она встретится со всеми своими мужьями и тогда > встанет вопрос, чьей женой она будет в посмертном бытии. > Ответ, с точки зрения саддукеев, может быть единственным: > вера в воскресение неизбежно ведет к признанию многомужества, > что не допускалось Законом и рассматривалось как грех разврата. > Ст.29 – Иисус возражает консерваторам и традиционалистам, > знатокам Пятикнижия, что они =заблуждаются=. Его ответ состоит > из двух частей: саддукеи =не знают ни Писаний, ни Божьей силы=. > Ст.30 – В первой части ответа (незнание силы Божьей) Иисус говорит > о том, +чт`о+ есть воскресение, какой будет новая жизнь и какой она > не будет. Он показывает, что их представления о воскресении грубы > и материалистичны, они понимают его как оживление трупов, после чего > жизнь будет продолжаться в том самом виде, в каком она была > до смерти. Но жизнь будущего Века будет качественно иной, > преображенной: там не будет ни браков, ни деторождения. И здесь надо > помнить о том, что древние браки чрезвычайно редко заключались > по любви. Главной их целью было продление рода и рождение > наследников, которым должно было остаться имущество после смерти > отца. Но в новой жизни нет смерти и, следовательно, нет наследства, > нет имущественных интересов. Люди будут =подобны ангелам на небе=, > что означает бессмертие и качественно иную, духовную жизнь. > Возможно, Иисус упоминает ангелов потому, что саддукеи отрицали > их существование. Люди, не верящие в способность Бога победить > смерть и даровать жизнь мертвым, тем самым не верят в Божье > могущество. <...> > <...> > Ст.31 – Во второй части ответа (незнание Писаний) Иисус говорит, > что воскресение +есть+ и что о нём свидетельствуют Писания. > Саддукеи знают букву Писаний, но их смысл остается для них закрытым. > Иисус цитирует отрывок из Пятикнижия (Исх.3.2-6), то есть апеллирует > к Закону Моисея, который пользовался у саддукеев наибольшим > авторитетом. > Ст.32 – Выше уже говорилось, что смерть понималась > как богооставленность, но Бог, обращаясь к Моисею, называет себя > Богом его предков – =Богом Авраама, Исаака и Иакова=, людей, > с которыми Он заключал договоры (заветы). Хотя они и умерли > несколько столетий тому назад, Бог по-прежнему верен Своему Завету > с ними, и, следовательно, связь между ними и Богом не была разорвана > их смертью. Для Бога они в каком-то смысле и сейчас живы или будут > воскрешены Им в будущем. Конечно, этот текст можно было бы > интерпретировать как учение не о воскресении, а о бессмертии души, > но и еврейская дохристианская, и позднейшая христианская традиция > говорит о телесном воскресении, без которого невозможна полнота > новой жизни (1Кор.15.35-50). Итак, сам Моисей в Писании > свидетельствует о воскресении и посмертном бытии.
######################## # # # См. тж. о ВОСКРЕСЕНИИ: # # # # в темат. указателе сайта "ХП": # # # # # # # # с. Христ.Просвещ./temy/v.htm#vskrsnie ## # Александр Мень *Перевоплощение или воскресение?* # # с. Христ.Просвещ./rasylka/002/175.htm#0 # # Александр Мень. *бессмертие и воскресение* # # с. Христ.Просвещ./rasylka/003/525.htm#0 # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # ##
*Ответил им Иисус:
"Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы. Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе. А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали того, что сказал вам Бог? Он сказал: «Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых".* (Мф.22:29-32) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/22.htm |