=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 18 октября ст.ст., пт -
{пам.: евангелиста Луки, Iв.; прп. Иосифа Волоцкого, †1515}

литургические чтения: Кол.4:10-18#; Лк.10:1-15# .
{Седм. 20-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 22-й седм.}

> Ад    есть    предельный   результат   <определенного>   направления
> нравственной  воли,  <и  это направление преобладает> в нравственном
> сознании  человечества. <.....> Ад,  как объективная сфера,  <> есть
> по  преимуществу  создание  добрых. Он представляется им завершением
> справедливости,  справедливым  судом.  <.....>    При  этом   совсем
> не  мыслится  возможность  реальной  онтологической победы над злом,
> т.е.  просветление  и  преображение  злых,  а  главное,  нет  совсем
> направленности  к  этому  воли,  есть воля обратная. Зло должно быть
> изолировано,  наказано  и  ввергнуто в ад. Это есть утешение добрых.
> Никто  не  хочет думать о спасении «злых» и самого дьявола. Конечно,
> думают  о  спасении  грешников,  ибо все люди грешники. Но наступает
> момент,  когда  грешники  причисляются  к  лагерю «злых» и преданных
> дьяволу,   и  тогда  их  покидают  и  отправляют  в  ад.  Величайшее
> извращение  этики,  этики,  признанной  очень  возвышенной, было это
> отделение  судьбы «добрых» от судьбы «злых» и этот окончательный суд
> «добрых»  над  «злыми».   Напрасно  думают,   что  ад  как возмездие
> и  наказание,  бессрочно  отбываемое  в  какой-то  объективной сфере
> бытия,  есть  суд  Божий.  Это  есть  утешительная  выдумка  и ложь,
> допущенная  теми,  которые  почитают себя «добрыми». В человеческой,
> слишком   человеческой   идее   ада   объективируется   жалкий   суд
> человеческий,  который  ничего общего не имеет с судом Божьим. <...>
> Суд  Божий,  которого  ждет человеческая душа и вся тварь, вероятно,
> очень  мало  будет  походить  на  суд  человеческий.  По  этому суду
> последние    будут    первыми,     первые  же    будут   последними,
> чего  нам не понять. Самое же недопустимое — это когда человек берет
> на себя прерогативы суда Божьего. Суд Божий будет, но он будет судом
> и над идеей ада. Суд Божий находится по ту сторону нашего различения
> добра  и зла, он есть потусторонний суд. <...> И потому нравственная
> воля  человека  никогда  не  может  быть  направлена  на  оттеснение
> какого-либо  существа  в  ад,    на  требование   этого   оттеснения
> как  осуществления  справедливости. Можно еще допускать ад для себя.
> Это   вытекает   из  того,    что   ад   существует  в субъективном,
> а  не  в  объективном. Я могу переживать адские муки и почитать себя
> достойным  адских   мук.    Но   нельзя  допустить  ада  для других,
> нельзя  примириться с адом для других. <...> Трудно понять и принять
> психологию  благочестивых  христиан, которые спокойно мирятся с тем,
> что  окружающие  их  люди, иногда даже близкие им люди, будут в аду.
> Нельзя  примириться с тем,   что  человек,   с которым  я  пью  чай,
> обречен  на  вечные адские муки. Если бы люди были нравственно более
> чуткими,  то  всё  направление своей нравственной воли и своего духа
> они  направили  бы  на  избавление  от  адских мук каждого существа,
> встреченного  ими  в жизни. <...> Радикальное нравственное изменение
> может быть лишь изменением отношений к самим «злым»,   к обреченным,
> в  желании  спасения  и  для  них,  т.е. в принятии на себя и судьбы
> «злых»,   разделении  их  судьбы. <...>   Рай  невозможен  для меня,
> если  близкие  мои,   родные мне или даже просто  люди,   с которыми
> мне приходилось быть вместе в жизни, будут в аду <...>. Те католики,
> которые  в  своей  теологии  шага  ступить  не могут без Аристотеля,
> готовы    со  спокойной   совестью   допустить,    что   Аристотель,
> как не христианин, горит в адском огне. <....> Нравственное сознание
> началось  с  Божьего  вопроса: «Каин, где брат твой Авель?»{Быт.4:9}
> Оно кончится другим Божьим вопросом: «Авель, где брат твой Каин?»

> Ад  есть  состояние  души,  бессильной  выйти  из  себя,  предельный
> эгоцентризм,   злое   и   темное   одиночество,  т.е.  окончательная
> неспособность  любить.  Ад  есть  замкнутость  в  себе  мучительного
> мгновения,   при которой внутри этого мгновения раскрывается  бездна
> и бесконечность, мгновение делается бесконечным временем. Ад создает
> и  организует  отделение  души  от  Бога, от Божьего мира, от других
> людей.   В аду душа от всех и от всего отделена и уединена и  вместе
> с  тем  всем  и всему порабощена. Извращение идеи ада в человеческом
> сознании  привело  к  тому,  что  она  была отождествлена со страхом
> Божьего  суда  и  Божьего  возмездия.  Но ад есть  не действие  Бога
> на душу, в данном случае судебное и карательное, а именно отсутствие
> действия  Бога на душу,  неспособность души  раскрываться  какому бы
> то  ни было Божьему действию, совершенное отпадение от Бога. Ад есть
> ни что иное,  как совершенное отделение от Бога.   Ужас  ада  совсем
> не  в том, что суд Божий будет суров и неумолим. Бог есть милосердие
> и  любовь,  и ему отдать свою  судьбу  означает  преодоление  ужаса.
> Ужас  в предоставленности моей судьбы мне  самому.   Страшно  не то,
> что  Бог  сделает  со  мной.  Страшно  то, что я сам сделаю с собой.
> Страшен  суд  души  над  собой,  над собственным бессилием утвердить
> вечную  жизнь.  Ад,  в сущности,  не то означает,  что человек попал
> в  руки  Божьи,  а  то,  что  он окончательно оставлен в собственных
> руках.  Нет ничего страшнее собственной меонической, темной свободы,
> уготовляющей   адскую   жизнь.   Страх   Божьего   суда   есть  лишь
> невозможность  для  темной стихии вынести Божий свет и Божью любовь.
> Божий  суд  и  есть  лишь  страшный свет, брошенный на тьму, любовь,
> обращенная на злобу и ненависть.  Всякая душа человеческая  греховна
> и  подвержена  тьме,  из которой не может собственными силами  выйти
> к  свету.  <...>   Усилиями собственной свободы она не может  прийти
> к  подлинному бытию, к подлинной жизни. С этим связано само существо
> христианства.  «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие,
> а  спасать».  «Я  пришел  не  судить  мир,  но  спасти мир»{Лк.9:56;
> Ин.12:47}. <.....>

[  Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (3.II)  
www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_12.html  ]

/окончание в след. выпуске!/

                                  *
******  СМ. ТАКЖЕ: ***************************************************
›Митр. Сурожский Антоний:                                            *
   "Ученики  еще  делили  людей  на  своих  и чужих; Христос всех    *
    объемлет одной любовью..." с. Христ.Просвещ./rasylka/002/237.htm#0
*                                 *                                  *
›О прп. Иосифе Волоцком см. очерк Г.Федотова:                        *
                     www.krotov.info/library/f/fedotov/fedotovsv9.html
**********************************************************************
                                  *

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Господь избрал еще семьдесят двух человек
и разослал их по двое впереди себя по всем городам и селениям,
где намеревался и сам побывать. Он сказал им:
"Велика жатва, а работников мало.
Так прос`ите Хозяина жатвы, пусть пришлет еще работников на жатву!
Ступайте! Вот, Я посылаю вас, как ягнят в волчью стаю.
Не берите с собой ни кошелька, ни котомки, ни обуви
и ни с кем по дороге не здоровайтесь.
Когда придете в чей-нибудь дом, сначала скажите: "Мир этому дому!"
И если там живет человек, достойный мира, мир ваш останется с ним,
а если нет — вернется к вам.
И в этом доме оставайтесь, ешьте и пейте всё, что у них есть,
потому что работник заслуживает платы.
Не переходите из дома в дом.
Если вы пришли в какой-нибудь город и там вас приняли,
ешьте всё, что дадут вам,
исцеляйте их больных и говорите: "Царство Бога уже рядом с вами!"
А если придете в город, а там вас не примут,
пройдите по его улицам со словами:
"Даже пыль, которая пристала к нашим ногам в вашем городе,
мы, отряхнув, возвращаем вам.
И всё же знайте: Царство Бога уже рядом!"
Говорю вам, Содому в тот День будет легче, чем тому городу!"
(Лк.10:1-12)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/31.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»