Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 18 октября ст.ст., пт - > Ад есть предельный результат <определенного> направления > нравственной воли, <и это направление преобладает> в нравственном > сознании человечества. <.....> Ад, как объективная сфера, <> есть > по преимуществу создание добрых. Он представляется им завершением > справедливости, справедливым судом. <.....> При этом совсем > не мыслится возможность реальной онтологической победы над злом, > т.е. просветление и преображение злых, а главное, нет совсем > направленности к этому воли, есть воля обратная. Зло должно быть > изолировано, наказано и ввергнуто в ад. Это есть утешение добрых. > Никто не хочет думать о спасении «злых» и самого дьявола. Конечно, > думают о спасении грешников, ибо все люди грешники. Но наступает > момент, когда грешники причисляются к лагерю «злых» и преданных > дьяволу, и тогда их покидают и отправляют в ад. Величайшее > извращение этики, этики, признанной очень возвышенной, было это > отделение судьбы «добрых» от судьбы «злых» и этот окончательный суд > «добрых» над «злыми». Напрасно думают, что ад как возмездие > и наказание, бессрочно отбываемое в какой-то объективной сфере > бытия, есть суд Божий. Это есть утешительная выдумка и ложь, > допущенная теми, которые почитают себя «добрыми». В человеческой, > слишком человеческой идее ада объективируется жалкий суд > человеческий, который ничего общего не имеет с судом Божьим. <...> > Суд Божий, которого ждет человеческая душа и вся тварь, вероятно, > очень мало будет походить на суд человеческий. По этому суду > последние будут первыми, первые же будут последними, > чего нам не понять. Самое же недопустимое — это когда человек берет > на себя прерогативы суда Божьего. Суд Божий будет, но он будет судом > и над идеей ада. Суд Божий находится по ту сторону нашего различения > добра и зла, он есть потусторонний суд. <...> И потому нравственная > воля человека никогда не может быть направлена на оттеснение > какого-либо существа в ад, на требование этого оттеснения > как осуществления справедливости. Можно еще допускать ад для себя. > Это вытекает из того, что ад существует в субъективном, > а не в объективном. Я могу переживать адские муки и почитать себя > достойным адских мук. Но нельзя допустить ада для других, > нельзя примириться с адом для других. <...> Трудно понять и принять > психологию благочестивых христиан, которые спокойно мирятся с тем, > что окружающие их люди, иногда даже близкие им люди, будут в аду. > Нельзя примириться с тем, что человек, с которым я пью чай, > обречен на вечные адские муки. Если бы люди были нравственно более > чуткими, то всё направление своей нравственной воли и своего духа > они направили бы на избавление от адских мук каждого существа, > встреченного ими в жизни. <...> Радикальное нравственное изменение > может быть лишь изменением отношений к самим «злым», к обреченным, > в желании спасения и для них, т.е. в принятии на себя и судьбы > «злых», разделении их судьбы. <...> Рай невозможен для меня, > если близкие мои, родные мне или даже просто люди, с которыми > мне приходилось быть вместе в жизни, будут в аду <...>. Те католики, > которые в своей теологии шага ступить не могут без Аристотеля, > готовы со спокойной совестью допустить, что Аристотель, > как не христианин, горит в адском огне. <....> Нравственное сознание > началось с Божьего вопроса: «Каин, где брат твой Авель?»{Быт.4:9} > Оно кончится другим Божьим вопросом: «Авель, где брат твой Каин?» > Ад есть состояние души, бессильной выйти из себя, предельный > эгоцентризм, злое и темное одиночество, т.е. окончательная > неспособность любить. Ад есть замкнутость в себе мучительного > мгновения, при которой внутри этого мгновения раскрывается бездна > и бесконечность, мгновение делается бесконечным временем. Ад создает > и организует отделение души от Бога, от Божьего мира, от других > людей. В аду душа от всех и от всего отделена и уединена и вместе > с тем всем и всему порабощена. Извращение идеи ада в человеческом > сознании привело к тому, что она была отождествлена со страхом > Божьего суда и Божьего возмездия. Но ад есть не действие Бога > на душу, в данном случае судебное и карательное, а именно отсутствие > действия Бога на душу, неспособность души раскрываться какому бы > то ни было Божьему действию, совершенное отпадение от Бога. Ад есть > ни что иное, как совершенное отделение от Бога. Ужас ада совсем > не в том, что суд Божий будет суров и неумолим. Бог есть милосердие > и любовь, и ему отдать свою судьбу означает преодоление ужаса. > Ужас в предоставленности моей судьбы мне самому. Страшно не то, > что Бог сделает со мной. Страшно то, что я сам сделаю с собой. > Страшен суд души над собой, над собственным бессилием утвердить > вечную жизнь. Ад, в сущности, не то означает, что человек попал > в руки Божьи, а то, что он окончательно оставлен в собственных > руках. Нет ничего страшнее собственной меонической, темной свободы, > уготовляющей адскую жизнь. Страх Божьего суда есть лишь > невозможность для темной стихии вынести Божий свет и Божью любовь. > Божий суд и есть лишь страшный свет, брошенный на тьму, любовь, > обращенная на злобу и ненависть. Всякая душа человеческая греховна > и подвержена тьме, из которой не может собственными силами выйти > к свету. <...> Усилиями собственной свободы она не может прийти > к подлинному бытию, к подлинной жизни. С этим связано само существо > христианства. «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, > а спасать». «Я пришел не судить мир, но спасти мир»{Лк.9:56; > Ин.12:47}. <.....>
/окончание в след. выпуске!/ * ****** СМ. ТАКЖЕ: *************************************************** ›Митр. Сурожский Антоний: * "Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех * объемлет одной любовью..." с. Христ.Просвещ./rasylka/002/237.htm#0 * * * ›О прп. Иосифе Волоцком см. очерк Г.Федотова: * www.krotov.info/library/f/fedotov/fedotovsv9.html ********************************************************************** *
*Господь избрал еще семьдесят двух человек
и разослал их по двое впереди себя по всем городам и селениям, где намеревался и сам побывать. Он сказал им: "Велика жатва, а работников мало. Так прос`ите Хозяина жатвы, пусть пришлет еще работников на жатву! Ступайте! Вот, Я посылаю вас, как ягнят в волчью стаю. Не берите с собой ни кошелька, ни котомки, ни обуви и ни с кем по дороге не здоровайтесь. Когда придете в чей-нибудь дом, сначала скажите: "Мир этому дому!" И если там живет человек, достойный мира, мир ваш останется с ним, а если нет — вернется к вам. И в этом доме оставайтесь, ешьте и пейте всё, что у них есть, потому что работник заслуживает платы. Не переходите из дома в дом. Если вы пришли в какой-нибудь город и там вас приняли, ешьте всё, что дадут вам, исцеляйте их больных и говорите: "Царство Бога уже рядом с вами!" А если придете в город, а там вас не примут, пройдите по его улицам со словами: "Даже пыль, которая пристала к нашим ногам в вашем городе, мы, отряхнув, возвращаем вам. И всё же знайте: Царство Бога уже рядом!" Говорю вам, Содому в тот День будет легче, чем тому городу!" (Лк.10:1-12) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/31.htm |