=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 19 октября ст.ст., сб - {пам. прор. Иоиля, 800г. до Р.Х.}
литургические чтения: 2Кор.5:1-10#; Лк.7:2-10# .
{Седм. 20-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 22-й седм.}

=см. начало в предыдущем выпуске=
>                               <.....> Явление Христа и есть спасение
> от  ада,  который  человек  уготовляет  самому  себе. Явление Христа
> означает  поворот души от созидания ада к созиданию Царства Божьего.
> Без  Христа  -  Искупителя  и  Спасителя  Царство Божье для человека
> недоступно и недостижимо.  Нравственные усилия человека  не приводят
> к  Царству  Божьему.  Если  нет  Христа  и нет внутреннего поворота,
> связанного  со  Христом,   то  ад в той или иной  форме  неотвратим,
> он  естественно   создается   человеком.    Сущность   спасения    —
> в  освобождении  от ада,   к которому  естественно  тяготеет  тварь.
> Идея  ада  должна  быть  совершенно  освобождена от всех ассоциаций,
> связанных   с перенесением   на небо   принципов  уголовного  права.
> Ад,  как  субъективная  сфера,  как погружение души в ее собственную
> тьму,  есть имманентный результат греховного существования, а совсем
> не  трансцендентное  наказание  за  грех.  Ад  и  есть невозможность
> перейти  к трансцендентному,    есть   погруженность  в имманентное.
> Только  нисхождение  Сына  Божьего в ад  может  освободить  от него.
> Ад   есть  результат   замкнутости   природного   мира,    закрытого
> для  вмешательства  Бога,  для  нисхождения  Бога.  Всякое  же Божье
> действие  на мире может быть направлено лишь на освобождение от ада.
> Ад  совсем не в вечности наступит, он останется во времени. И потому
> ад  не  может  быть  вечен.  Один  из голосов, звучащих в моей душе,
> говорит,  что  все  обречены  на  ад,  ибо все в большей или меньшей
> степени  обрекают себя на ад.  Но так  предвидятся  конечные  судьбы
> без расчета на Христа. И другой голос говорит во мне, что все должны
> быть  спасены, что свобода человека должна быть просветлена изнутри,
> без насилия над ней, что приходит через Христа, что и есть спасение.
> В   мире   духовном   нельзя   мыслить   дьявола   внеположным  душе
> человеческой,  он ей имманентен, он есть ее обреченность самой себе.
> Христос  освобождает душу от дьявола. Если не стоять на точке зрения
> манихейского  дуализма,   то дьявол есть высший дух,  божье творение
> и  падение  его объяснимо лишь <бездонной, иррациональной> свободой.
> <...>

> Идея  ада  была  превращена  в  орудие  запугивания,    религиозного
> и  нравственного  террора.   Но  настоящий  ужас  предчувствий   ада
> в  человеческой душе в этих запугиваниях отсутствует. Этот подлинный
> ужас  не  в  угрозах  трансцендентного  Божьего  суда  и  воздаяния,
> а  в имманентном изживании человеческой судьбы, из которой исключено
> всякое действие Божье. Парадоксально можно было бы сказать, что ужас
> ада  наступает  тогда,  когда человек подчиняет свою конечную судьбу
> своему  собственному  суду, а не Божьему суду. Самый беспощадный суд
> есть  собственный  суд,  он  есть  адское  мучение, мучение совести,
> раздвоение,  потеря цельности, существование, разорванное на клочья.
> Божий  суд  есть  вместе  с  тем действие благодатной силы на тварь.
> Божий  суд есть  установление  подлинных  реальностей  и  подчинение
> всех   реальностей   высшей   реальности,   подчинение   в   порядке
> онтологическом, а не юридическом. Если было время, когда устрашающая
> идея  ада  удерживала  социальную  обыденность  в  церкви, то теперь
> наступило время, когда эта идея может лишь помешать войти в церковь.
> Сознание  человека  изменилось. И для него понятно стало, что нельзя
> искать  Царства Божьего и совершенной жизни из страха ада, что страх
> ада  есть  болезненный  аффект,   мешающий  достигнуть  совершенства
> и   работать  для  Царства  Божьего,  лишающий  всю  жизнь  человека
> нравственного   значения.  Страх  ада,  которым  пытаются  подогреть
> религиозную  жизнь,   есть   частичное   переживание   самого   ада,
> есть  вхождение в мгновение, в котором раскрывается ад. И потому те,
> которые  ставят религиозную жизнь в зависимость от запугиваний адом,
> ставят  ее в зависимость от вхождения в ад, толкают душу в ад. <...>
> Ад и есть имманентная замкнутость и безвыходность,   потеря  надежды
> на   трансцендентный  прорыв,  на  освобождение  от  себя.  Ад  есть
> переживание безнадежности. И это переживание совершенно субъективно.
> Возникновение  надежды  уже  есть  выход из ада.  Если более  зрелое
> и   высокое  сознание  не может  примириться  со старой  идеей  ада,
> то так же неприемлемо слишком легкое, сентиментально-оптимистическое
> отрицание  ада.  Ад,  бесспорно,   существует,   он раскрывается нам
> в  опыте,   он  может  быть нашим путем.  Но ад принадлежит времени,
> и  потому  он  временный.    Всё,    что   во  времени,    временно.
> Победа  вечности  над  временем,   т.е.  введение  всякого   времени
> в  вечность,  есть победа над адом и адскими силами. Ад есть эон или
> эон  эонов,  как сказано в Евангелии, но не вечность. В аду лишь те,
> которые  остались  во  времени,  не  вошли  в вечность.   Но  нельзя
> на  вечность  оставаться  во времени, во времени можно лишь на время
> остаться.   Перспектива   дурной   бесконечности   совсем   не  есть
> онтологическая  реальность,  а фантазм, субъективная иллюзия. В идее
> вечных    адских   мук   как   справедливого   воздаяния   за  грехи
> и  преступления  краткого  мгновения  жизни  есть что-то возмущающее
> совесть  и  безобразное.   Вечная  мука  как результат  совершенного
> в   краткий  промежуток  времени  есть  один  из  самых  безобразных
> человеческих  кошмаров.  <.....>  Проблема  ада  принимает  особенно
> оскорбительный   и   возмущающий   характер   вследствие   судебного
> ее    понимания.    Но    судебное    понимание    есть    понимание
> вульгарно-простонародное,  и оно должно бы быть  совершенно  изгнано
> из религиозной этики, философии и теологии. <.....>

[  Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (3.II)  
www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_12.html  ]

  ***  ССЫЛКИ по теме: ********************
 ***    > Я.Кротов: ВОЙНА И ВОСКРЕСЕНИЕ  *******************
 **             с. Христ.Просвещ./rasylka/002/238.htm#0     *
 *  > Я.Кротов: ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ - НЕ КАК ПРОЩАЕМ ДОЛГИ МЫ! *
 ***                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/364.htm#0 *
  **  > "АД" в тематич. указателе Библиотеки Якова Кротова: *
   **          http://krotov.info/spravki/temy/a/ad.html*
   **   > Прп. Исаак Сирин против вечных мук:               *
   *  http://krotov.info/history/07/sirin_al/sir_39.html*
  **********************************************************

  ***  О прор. о Иоиле и его книге см.: ******************
 * > Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня  *
 *   http://krotov.info/library/bible/comm/35_ioil.html*
 * > В "Введении в Ветхий Завет" А.Меня (т.2 §26.2)        *
 *   http://krotov.info/library/13_m/myen/isagog/213.html *
 * > Гл. СУДНЫЙ ДЕНЬ в кн. А.Меня  НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА *
 *  krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_14.html              *
  *********************************************************

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Мы знаем: если рухнет шалаш — наше земное жилище, у нас есть дом.
Его нам даст Бог. Это нерукотворный, вечный дом на небесах.
Пока мы здесь, мы горько стонем:
так не терпится нам облечься в этот небесный покров!
В нём мы, даже раздетые, не окажемся нагими.
Но пока мы всё еще в своем телесном шалаше, мы тяжко стонем.
Не оттого, что хотим лишиться земного крова,
а оттого, что хотим облечься в небесный,
чтобы смертное было поглощено жизнью.
Вот цель, ради которой сотворил нас Бог, давший нам в залог Свой Дух.
Итак, мы всегда отважны духом и знаем:
пока мы живем дома — в собственном теле, мы на чужбине, не у Господа.
Ведь мы живем верой, а не тем, что видим глазами.
Так вот, мы отважны духом, мы предпочли бы скорее выселиться из тела
и поселиться дома, у Господа.
Потому и желаем больше всего — живем ли дома или на чужбине —
понравиться Ему.
Ведь всем нам придется предстать перед Судьей — Христом,
чтобы каждый получил по заслугам
за всё, что сделано им за время телесной жизни —
и за доброе, и за дурное.*
(2Кор.5:1-10)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/1.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»