Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 19 октября ст.ст., сб - {пам.
прор. Иоиля, 800г. до Р.Х.} > <.....> Явление Христа и есть спасение > от ада, который человек уготовляет самому себе. Явление Христа > означает поворот души от созидания ада к созиданию Царства Божьего. > Без Христа - Искупителя и Спасителя Царство Божье для человека > недоступно и недостижимо. Нравственные усилия человека не приводят > к Царству Божьему. Если нет Христа и нет внутреннего поворота, > связанного со Христом, то ад в той или иной форме неотвратим, > он естественно создается человеком. Сущность спасения — > в освобождении от ада, к которому естественно тяготеет тварь. > Идея ада должна быть совершенно освобождена от всех ассоциаций, > связанных с перенесением на небо принципов уголовного права. > Ад, как субъективная сфера, как погружение души в ее собственную > тьму, есть имманентный результат греховного существования, а совсем > не трансцендентное наказание за грех. Ад и есть невозможность > перейти к трансцендентному, есть погруженность в имманентное. > Только нисхождение Сына Божьего в ад может освободить от него. > Ад есть результат замкнутости природного мира, закрытого > для вмешательства Бога, для нисхождения Бога. Всякое же Божье > действие на мире может быть направлено лишь на освобождение от ада. > Ад совсем не в вечности наступит, он останется во времени. И потому > ад не может быть вечен. Один из голосов, звучащих в моей душе, > говорит, что все обречены на ад, ибо все в большей или меньшей > степени обрекают себя на ад. Но так предвидятся конечные судьбы > без расчета на Христа. И другой голос говорит во мне, что все должны > быть спасены, что свобода человека должна быть просветлена изнутри, > без насилия над ней, что приходит через Христа, что и есть спасение. > В мире духовном нельзя мыслить дьявола внеположным душе > человеческой, он ей имманентен, он есть ее обреченность самой себе. > Христос освобождает душу от дьявола. Если не стоять на точке зрения > манихейского дуализма, то дьявол есть высший дух, божье творение > и падение его объяснимо лишь <бездонной, иррациональной> свободой. > <...> > Идея ада была превращена в орудие запугивания, религиозного > и нравственного террора. Но настоящий ужас предчувствий ада > в человеческой душе в этих запугиваниях отсутствует. Этот подлинный > ужас не в угрозах трансцендентного Божьего суда и воздаяния, > а в имманентном изживании человеческой судьбы, из которой исключено > всякое действие Божье. Парадоксально можно было бы сказать, что ужас > ада наступает тогда, когда человек подчиняет свою конечную судьбу > своему собственному суду, а не Божьему суду. Самый беспощадный суд > есть собственный суд, он есть адское мучение, мучение совести, > раздвоение, потеря цельности, существование, разорванное на клочья. > Божий суд есть вместе с тем действие благодатной силы на тварь. > Божий суд есть установление подлинных реальностей и подчинение > всех реальностей высшей реальности, подчинение в порядке > онтологическом, а не юридическом. Если было время, когда устрашающая > идея ада удерживала социальную обыденность в церкви, то теперь > наступило время, когда эта идея может лишь помешать войти в церковь. > Сознание человека изменилось. И для него понятно стало, что нельзя > искать Царства Божьего и совершенной жизни из страха ада, что страх > ада есть болезненный аффект, мешающий достигнуть совершенства > и работать для Царства Божьего, лишающий всю жизнь человека > нравственного значения. Страх ада, которым пытаются подогреть > религиозную жизнь, есть частичное переживание самого ада, > есть вхождение в мгновение, в котором раскрывается ад. И потому те, > которые ставят религиозную жизнь в зависимость от запугиваний адом, > ставят ее в зависимость от вхождения в ад, толкают душу в ад. <...> > Ад и есть имманентная замкнутость и безвыходность, потеря надежды > на трансцендентный прорыв, на освобождение от себя. Ад есть > переживание безнадежности. И это переживание совершенно субъективно. > Возникновение надежды уже есть выход из ада. Если более зрелое > и высокое сознание не может примириться со старой идеей ада, > то так же неприемлемо слишком легкое, сентиментально-оптимистическое > отрицание ада. Ад, бесспорно, существует, он раскрывается нам > в опыте, он может быть нашим путем. Но ад принадлежит времени, > и потому он временный. Всё, что во времени, временно. > Победа вечности над временем, т.е. введение всякого времени > в вечность, есть победа над адом и адскими силами. Ад есть эон или > эон эонов, как сказано в Евангелии, но не вечность. В аду лишь те, > которые остались во времени, не вошли в вечность. Но нельзя > на вечность оставаться во времени, во времени можно лишь на время > остаться. Перспектива дурной бесконечности совсем не есть > онтологическая реальность, а фантазм, субъективная иллюзия. В идее > вечных адских мук как справедливого воздаяния за грехи > и преступления краткого мгновения жизни есть что-то возмущающее > совесть и безобразное. Вечная мука как результат совершенного > в краткий промежуток времени есть один из самых безобразных > человеческих кошмаров. <.....> Проблема ада принимает особенно > оскорбительный и возмущающий характер вследствие судебного > ее понимания. Но судебное понимание есть понимание > вульгарно-простонародное, и оно должно бы быть совершенно изгнано > из религиозной этики, философии и теологии. <.....>
*** ССЫЛКИ по теме: ******************** *** > Я.Кротов: ВОЙНА И ВОСКРЕСЕНИЕ ******************* ** с. Христ.Просвещ./rasylka/002/238.htm#0 * * > Я.Кротов: ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ - НЕ КАК ПРОЩАЕМ ДОЛГИ МЫ! * *** с. Христ.Просвещ./rasylka/003/364.htm#0 * ** > "АД" в тематич. указателе Библиотеки Якова Кротова: * ** http://krotov.info/spravki/temy/a/ad.html* ** > Прп. Исаак Сирин против вечных мук: * * http://krotov.info/history/07/sirin_al/sir_39.html* ********************************************************** *** О прор. о Иоиле и его книге см.: ****************** * > Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня * * http://krotov.info/library/bible/comm/35_ioil.html* * > В "Введении в Ветхий Завет" А.Меня (т.2 §26.2) * * http://krotov.info/library/13_m/myen/isagog/213.html * * > Гл. СУДНЫЙ ДЕНЬ в кн. А.Меня НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА * * krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_14.html * *********************************************************
*Мы знаем: если рухнет шалаш — наше земное жилище, у нас
есть дом.
Его нам даст Бог. Это нерукотворный, вечный дом на небесах. Пока мы здесь, мы горько стонем: так не терпится нам облечься в этот небесный покров! В нём мы, даже раздетые, не окажемся нагими. Но пока мы всё еще в своем телесном шалаше, мы тяжко стонем. Не оттого, что хотим лишиться земного крова, а оттого, что хотим облечься в небесный, чтобы смертное было поглощено жизнью. Вот цель, ради которой сотворил нас Бог, давший нам в залог Свой Дух. Итак, мы всегда отважны духом и знаем: пока мы живем дома — в собственном теле, мы на чужбине, не у Господа. Ведь мы живем верой, а не тем, что видим глазами. Так вот, мы отважны духом, мы предпочли бы скорее выселиться из тела и поселиться дома, у Господа. Потому и желаем больше всего — живем ли дома или на чужбине — понравиться Ему. Ведь всем нам придется предстать перед Судьей — Христом, чтобы каждый получил по заслугам за всё, что сделано им за время телесной жизни — и за доброе, и за дурное.* (2Кор.5:1-10) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/1.htm |