Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 8 ноября ст.ст., пт - > Евагрий <Понтийский> не опускает сказать о помощи, оказываемой нам > ангелами во время этой духовной борьбы. "Ангел Божий, - говорит > он, - представ, одним только словом прекращает в нас всё действие > противника и приводит в движение свет ума, чтобы он действовал > без заблуждения"{}. Ангелы помогают нам в наших молитвах. > Благодать молитвы сообщается нам ангелом. Он дает нам знание > истинной молитвы, так что мы после этого предстоим без какого бы > то ни было беспорядочного движения, уныния или небрежения ума{}. > "Знай, - говорит он в другом месте, - что святые ангелы побуждают > нас на молитву и предстоят на ней вместе с нами, одновременно > радуясь и молясь за нас. Поэтому если мы станем небрежными и примем > противные мысли, то мы очень их раздражаем. Ведь они так много > борются за нас, а мы даже о самих себе не хотим умолять Бога, но, > презирая их служение и оставляя их Бога и Владыку, встречаемся > с нечистыми бесами"{}. Ангелы также помогают нам в созерцании. > Они просвещают нас таким образом, что мы делаемся способными > воспринимать идеальные основания тварных сущностей, > которые обоснованы в Боге. Это одна из ступеней созерцания > в духовном учении Евагрия. "Если ты молишься истинно, - говорит > он, - ты найдешь полную уверенность, и ангелы сойдутся к тебе > и просветят для тебя идеальные основания ("логосы") тварей"{}. > "В созерцании религиозной жизни, относящейся к заповедям Божиим > (т.е. в деятельной жизни), святые силы очищают нас от порока > и делают нас бесстрастными, - говорит он в другом месте, - > а в созерцании естеств и "логосов" (идеальных оснований), которые > близ Бога, они освобождают нас от неведения и делают нас мудрыми > и способными к познанию"{}. > Тем не менее сами ангелы не составляют собою предмет созерцания > для Евагрия. На высшей степени это всегда Божество, Пресвятая > Троица, Которая является объектом созерцания. Божественные действия, > как, например, провидение, премудрость, суд, а также отражение > Божественного в творении, в идеальных основаниях сотворенных > существ, всё это составляет более низкие ступени созерцания. > Поэтому и созерцание "бестелесных", столь характерное для духовного > учения Евагрия, должно быть понимаемо как часть такого созерцания > невещественного строения вселенной, а не как видение ангелов. > Такого рода видение не отвергается, однако, всецело. > Евагрий приводит много примеров подлинных ангельских явлений. > Мы не должны, однако, желать видеть ангелов, как, вообще, > мы не должны желать иметь какого-либо видения в чувственном виде, > даже видения Христа. Это опасно, ибо бесы могут принять вид ангелов. > "Сильно не желай, - говорит Евагрий, - видеть чувственно ангелов > или силы или Христа, чтобы не стать тебе совершенно сумасшедшим, > принимая волка вместо пастыря и поклоняясь врагам, бесам"{}. > Мы должны всегда иметь в нашем уме эту основу умной молитвы, > исключающей всякое воображение и ведущей к непосредственному > единению ума с Божественным, чтобы правильно оценить всё, > что Евагрий говорит о роли ангелов и бесов в духовной жизни. > При всём своем интеллектуализме Евагрий был, несомненно, человеком > большого духовного опыта. Это позволяет ему говорить с авторитетом > и знанием о действиях темных сил и о помощи, оказываемой нам > в молитве ангелами света. Его физиологические объяснения, > хотя и не вполне лишенные ценности, находятся до известной степени > под влиянием научных идей его времени.
Евагрий Понтийский (ок.345-ок.399) - греч. подвижник, духовный ________________________________________________ \\\ ПО ТЕМЕ СМ.: ######## \\ Арх. Василий Кривошеин: #### \ ангелы в духовной жизни древних подвижников ## *------------------- с. Христ.Просвещ./rasylka/002/257.htm#0 # ===========================================
*Если весть, которую некогда возвестили ангелы, была столь непреложна, * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/21.htm |