Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 10 декабря ст.ст., чт (30-я седмица по Пятидесятнице, чтения 29-й седмицы); {Рождественский пост} литургические чтения: Евр.7:1-6; Лк.21:28-33. > ИИСУС ХРИСТОС: МЕССИЯ-'ПЕРВОСВЯЩЕННИК' > Имя 'Христос', как известно, в переводе с греческого означает > 'Мессия', или 'Помазанник'. > Это имя, помимо 'царского' характера, <...> носит также, согласно > ветхозаветной традиции, 'священнический' характер. Оба эти элемента > как две стороны одного и того же мессианского призвания отличаются > друг от друга и в то же время как бы взаимно дополняются. Образ > Мессии, данный в Ветхом Завете, соединяет в себе посланничество царя > и священника, раскрывая их глубокое внутреннее единство. > Такое единение находит свой образец (как прообраз и предвосхищение) > в личности Мелхиседека - загадочного царя Салимского, современника > Авраама. В Книге Бытие читаем, что Мелхиседек, встречая Авраама, > 'вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил > его, и сказал: Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба > и земли' (Быт.14,18-19). > Образ Мелхиседека, царя-первосвященника, вошел в мессианскую > традицию, о чем прежде всего свидетельствует Псалом 110 [109] <...>. > В этом Псалме Бог-Ягве обращается к 'Господу моему' (то есть > к Мессии) со словами: 'Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих > в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: > господствуй среди врагов Твоих' (Пс.110 [109], 1-2). Приведенный > текст, не вызывающий сомнений относительно царственности Того, > к Кому обращается Ягве, затем дополняется предсказанием: 'Клялся > Господь, и раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека' > (Пс.110 [109], 4). Таким образом, Тот, к Кому общается Бог-Ягве, > приглашая воссесть 'одесную', должен быть как царем, > так и священником 'по чину Мелхиседека'. > В истории Израиля священство Ветхого Завета берет свое начало > в личности Аарона, брата Моисея, и непосредственно связано с коленом > Левия, одним из двенадцати израильских родов. > <....> > Согласно этой традиции, священство как бы 'сосуществовало' с царским > достоинством. Христос же происходит не из священнического рода, > не из колена Левия, а из колена Иуды; и Он, кажется, не ссылается > на священнический характер Мессии. В глазах современников Христос > прежде всего - Учитель, Пророк, хотя они охотно видели бы в Нём > царя, наследника Давида. В то же время мессианская традиция > Мелхиседека, царя-первосвященника, как бы отсутствует. > Однако это мнимое отсутствие. Нужны были все пасхальные события, > в которых раскрылось подлинное значение 'Мессии-Царя', > 'Царя-Первосвященника по чину Мелхиседека', представленное в Ветхом > Завете, открытое и реально осознанное как присущее посланническому > служению Иисуса из Назарета. Характерно, что Иисус, представ > перед синедрионом, на вопрос первосвященника: 'Ты ли Христос, > Сын Божий?', отвечает: 'Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите > Сына Человеческого, сидящего одесную Силы' (Мф.26,63-64). Тем самым > Иисус Христос ссылается на мессианский псалом (Пс.110 [109]), тесно > связанный со всей традицией Царя-Первосвященника. > Однако свое полное выражение эта истина о Христе нашла только > в Послании к евреям, в котором говорится о связях священства левитов > со священством Христа. Затрагивая тему священства Мелхиседека, автор > Послания к евреям отмечает в то же время, что Христос исполнил > мессианское предсказание, связанное именно с этой фигурой, поскольку > еще со времен Авраама, по предопределению свыше, оно было включено > в посланничество народа Божия. > Итак, мы читаем о Христе: 'И, <став совершенным>, сделался для всех > послушных Ему <причиной их вечного спасения>, быв наречен от Бога > Первосвященником по чину Мелхиседека' (Евр.5,9-10). Здесь автор > Послания к евреям напоминает о том, что сказано о Мелхиседеке > в Книге Бытие (14,18), а затем добавляет: 'Во-первых, > по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть > царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий > ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает > священником навсегда' (Евр.7,2-3). > Используя сравнения с обрядами, храмом и жертвоприношениями Ветхого > Завета, автор Послания к евреям показывает, что в Христе исполнились > все обетования, заключенные в ветхозаветном священстве, которое > 'служит образу и тени небесного' (ср.: Евр.8,5). Христос же, > 'милостивый и верный первосвященник' ср.: Евр.2,17), несет в Себе > 'священство не преходящее' (Евр.7,24), жертвуя 'Себя непорочного > Богу' (Евр.9,14). > Здесь ст`оит привести полностью некоторые, наиболее выразительные > фрагменты этого Послания. Вот Христос, входя в мир, говорит Богу, > Отцу Своему: 'Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал > Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: > Вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, > Боже' (Евр.10,5-7). 'Таков и должен быть у нас Первосвященник' > (Евр.7,26). 'Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы > быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, > для умилостивления за грехи народа' (Евр.2,17). > 'Ибо мы имеем Первосвященника, Который, подобно вам, искушен > во всём, кроме греха, и Который может сострадать нам в немощах > наших' (ср.: Евр.4,15). > Далее мы читаем, что этот Первосвященник 'не имеет нужды ежедневно, > как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом > за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя > Самого' (Евр.7,27). И затем: 'Христос, Первосвященник будущих благ, > придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть > не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею > Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление' > (Евр.9,11-12). Отсюда наша уверенность в том, что 'Кровь Христа, > Который Духом Святым Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу > от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!' (Евр.9,14). > Вот почему священство Христа заключает в себе непреходящую > спасительную силу, ибо Христос 'может всегда спасать приходящих > чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них' > (Евр.7,25). > Автор Послания к евреям проникновенно и убедительно показывает, > что Христос исполнил всей Своей жизнью, и прежде всего > через жертвенную смерть на кресте то, что предвечно было включено > в мессианскую традицию Божественного Откровения. Своим священством > Христос продолжает священническое служение Ветхого Завета > и превышает это служение, являясь одновременно и Священником, > и Жертвой. Таким образом, Он исполнил то, что было предвечным > замыслом и намерением Бога, то, во имя чего Бог установил священство > в истории Завета. > Это установление, согласно Посланию к евреям, выражается в образе > Мелхиседека. Мы читаем в Послании, что по воле Бога, 'по подобию > Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону > заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей' (Евр.7,15-16). > Речь идет о непреходящем священстве (ср.: Евр.7,3,24). > Церковь, сохраняя и верно объясняя эти и другие тексты Нового > Завета, не раз напоминала истину о Мессии-Первосвященнике. <...> > Но прежде всего свидетельствует ежедневная Евхаристическая Жертва, > установленная Христом, которую Церковь приносит под видом хлеба > и вина, то есть 'по чину Мелхиседека'. [ Иоанн Павел II. ВЕРУЮ В ИИСУСА ХРИСТА ИСКУПИТЕЛЯ (I.I.6) www.agnuz.info/library/books/ioan_pavel_veruu/page08.htm ] *** смотри также: * статья "МЕЛХИСЕДЕК" в Словаре Библейского Богословия п/ред. Кс.Леон-Дюфура www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/m.htm#m4 * "Краткий толкователь" к Посланию евреям *** к евангельскому чтению смотри также: * митр. Сурожский Антоний: Суд Божий как часть Благовестия www.messia.ru/rasylka/003/647.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Иисус рассказал им такую притчу: "Посмотр`ите на смоковницу и остальные деревья. Когда они распускаются, / вы, глядя на них, сами знаете, / что уже близко лето. Так и вы, увидев, что это сбывается, / знайте, что близко Царство Бога. Говорю вам, еще не пройдет это поколение, / как всё это сбудется. Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут. Так смотр`ите, не обременяйте сердец своих разгулом, пьянством и житейскими заботами, чтобы День тот не застал вас врасплох. Как западня будет он для всех, кто живет на земле. Бодрствуйте всё время, мол`итесь, чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет, и предстать перед Сыном человеческим".* (Лк.21:29-38) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
![]() |
|