=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

         
* 16 декабря   ст.ст., ср
  (31-я седмица по Пятидесятнице, чтения 30-й седмицы);
  {Рождественский пост}
  {память прор. Аггея, †500 г. до н.э.}
  литургические чтения:  Евр.10:1-18; Мк.8:30-34 *.



>                Совершенный Бог и совершенный человек

> Поразительно,   сколь   тщательно  искала  Церковь  наиболее  точные
> определения,  касающиеся Личности Христа. Эти усилия были направлены
> не  на  исчерпывающее словесное описание соединения Бога с человеком
> либо  его логическое обоснование,   но на предохранение  этой истины
> от  какого-либо  неверного истолкования. Любое искажение повлекло бы
> за  собой  сомнение  относительно   возможности   участия   человека
> в  претворении  смертного  и  тленного  в нетленное,   совершающемся
> в результате воплощения Слова.

> Мы называем воплощение Бога в Личности Христа "вочеловечением" Бога.
> "Мы  говорим  о  Боге,  ставшем  человеком,  а  не  обобожествленном
> человеке".   Говоря  о  Христе,   мы  не  должны  упоминать  вначале
> о  человеке,  с  которым  соединилось  Божество, ибо не существовало
> никакой предшествующей человеческой ипостаси, с которой впоследствии
> соединился  бы  Бог-Слово.  Божественный  Логос  Сам создал для Себя
> живую  плоть  "из  чистой  крови  Девы",  и,  Сам  будучи Ипостасью,
> воплотился    благодаря    этому   чудесному   зачатию.   Восприятие
> человеческой  природы  Словом  осуществилось  в соответствии  с тем,
> как  природа  проявляет  себя  в  качестве  экзистенциального факта:
> исходным  пунктом  его  стала  утроба  женщины,    где   зарождается
> и развивается живая плоть, носительница ипостаси-личности.

> Мы  говорим  сейчас  о  воплощении  Сына и Слова Божия, второго Лица
> Святой   Троицы.   Из  этого вовсе не следует,  что Слово отделяется
> от  остальных  Лиц,  которых  воплощение  нисколько  не затрагивает.
> Напротив,  Церковь  видит  в  вочеловечении  Логоса результат общего
> действия  Божественных  Ипостасей.    Не следует понимать  это  так,
> что  Отец  и  Дух  воплощаются  вместе  с  Сыном. Различие Ипостасей
> остается в силе;  из них одно лишь Слово облекается плотью.  Но воля
> и  действие  Троицы  не  разделяются после воплощения; единство Бога
> внутри   божественной   жизни   не   нарушается.  Эта  гармоническая
> целостность  жизни, воли и действия Божества осуществлена во Христе,
> в  Его  Богочеловечестве:  "Ибо  в  Нём обитает вся полнота Божества
> телесно" (Кол.2,9).

> Итак,  мы  исповедуем  во  Христе  совершенного  Бога,    но   также
> и совершенного человека.   Всецелое Божество соединилось в Его  Лице
> со  всецелым  человечеством;  все  без исключения свойства и энергии
> всеобщей  человеческой  природы  были восприняты Христом. Инициатива
> этого   соединения   исходила,  разумеется,  от Того,  Кто воспринял
> нашу природу,   чьи действия были <едиными> по ипостаси и  троичными
> по  способу  проявления  воли  и  благоволения.  Однако  воспринятая
> человеческая  природа не была пассивной. Воплощаясь, Бог не насилует
> наше   естество,     не  использует   его   как  инертный   материал
> для  осуществления  Своей  воли.  Человеческая  природа в результате
> свободного личного выбора дает свое согласие послужить вочеловечению
> Бога.   Она  предает  себя  Богу  всецело  в  неповторимой  личности
> конкретного  человека    (ибо  природа  только  и может существовать
> в  личностной  ипостаси). Речь идет о Деве Марии, свободно избравшей
> послушание воле Божией. Таким образом, Ее согласие сделало возможной
> встречу  человеческой  воли  с Божественной в акте воплощения Слова:
> "Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему" (Лк.1,38).

> В  этих  словах  -  выражение  самоотдачи  и  самозабвения, принятие
> Божественной  воли  и  абсолютное  доверие  к  Его  любви.  Никакого
> эгоизма,  никакого  стремления  к  личной  выгоде. Мария соглашается
> зачать  и  родить  Христа из одного лишь послушания Богу; она отдает
> себя  исполнению  Божественной  воли.    И  потому  зачатие   Христа
> не    обусловлено      никакой      естественной      необходимостью
> или    целесообразностью;    никаким    вожделением,   страстностью,
> эгоистическим   стремлением   к   наслаждению   или   же  инстинктом
> продолжения рода. Из автономного биологического процесса материнство
> превращается в событие личностного порядка, связанное с добровольным
> согласием,  добровольным  послушанием Богу и упованием на провидение
> Божие.   Именно   благодаря  свободе  по  отношению  к  естественной
> необходимости  Пресвятая  Богородица остается Девою и после рождения
> Иисуса.

> Соединение  Бога  с  человеком, воплощение Слова представляет собой,
> выражаясь  языком Церкви, явление "сверхъестественное". Прежде всего
> это  означает,  что  обе  стороны  -  Бог  и  человек  - действовали
> одинаково   свободно,   независимо   ни  от  какого  "естественного"
> детерминизма.  В  лице  Пресвятой Девы Марии были упразднены пределы
> естества,    а   вместе   с  ними  принципы и условия,  определяющие
> жизнь  твари  в  ее  оторванности  от  нетварного.  Но  и нетварное,
> воплощаясь  во чреве Девы,   преступает границы Своего способа бытия
> и начинает существовать по образу твари: вневременное входит в поток
> времени,    бесконечное   становится  конечным,   вечное  обращается
> в    младенца,    бестелесное    обретает    ограниченную   телесную
> индивидуальность.  Для  нас,  людей,  "сверхъестественное"  означает
> освобождение  от  тварной  ограниченности и от власти необходимости,
> подчинившей   себе  наше  бытие  после  грехопадения.  Для  Божества
> "сверхъестественное"     -      это     свобода,       проистекающая
> из  трансцендентности  по  отношению к любому детерминизму. Для Бога
> "сверхъестественное"  действие  означает, что Он "снисходит до нашей
> природы,  то  есть  что Он уничижается до природы низшей, которой Он
> ранее  не  обладал".    Именно  в  этом двойном преодолении естества
> Церковь  усматривает  единственный экзистенциальный факт абсолютного
> характера  -  Личность  Бога и Его образ, запечатленный в личностной
> человеческой экзистенции.
                        [ Христос Яннарас
                          ИИСУС ХРИСТОС. глава из книги ВЕРА ЦЕРКВИ
                          www.krotov.info/libr_min/ya/yannar2.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.16:20-24; Лк.9:21-23;
          эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86)



  - -- --- - --- > СМОТРИ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ "ВОПЛОЩЕНИЕ" < ----
 + Яков Кротов: Воплощение Христа как жертва
                      www.messia.ru/rasylka/003/653.htm#0
 ++ Митр. Сурожский Антоний: ++
 +       Воплощение (приложение в этому выпуску рассылки)
                      www.messia.ru/rasylka/004/1016a.txt
 +       Рождение Сына Божия  есть ограничение той полноты,
                которую Он имеет прежде начала мира
                      www.messia.ru/rasylka/002/159.htm#2
 +       Бог стал человеком;
         это значит, что человек так бездонно глубок,
           что он может быть не только местом Боговселения.
                      www.messia.ru/rasylka/002/293.htm#0
 +       Он пожертвовал Собой ради врагов...
                      www.messia.ru/rasylka/003/305.htm#0
 +       В воплощении Бог явил
                предельную ответственность за  акт творения
                      www.messia.ru/rasylka/002/291.htm#0
 + Свящ. Александр Мень:
         Зачем Всемогущий Бог стал бессильным младенцем?
                      www.messia.ru/rasylka/003/304.htm#0
 + Клайв Льюис:
         Воплощение - главное чудо христианства
                      www.messia.ru/rasylka/003/306.htm#0
 + прот. Георгий Флоровский. О СМЕРТИ КРЕСТНОЙ
                www.krotov.info/library/f/florov/cross.html
 + Владимир Соловьев. ЧТЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ (11-12)
         krotov.info/library/18_s/solovyov/03_163.html
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Закон есть не более чем тень будущих благ, а не истинный образ их.
 Одними и теми же ежегодными жертвами, приносимыми постоянно,
 он неспособен привести к совершенству приходящих к Богу.
 Если бы он мог, то жертвы прекратились бы,
 потому что на совести у поклоняющихся Богу,
 однажды очищенных от греха,
 не было бы вины за грех.
 На деле же ежегодные жертвы служат лишь напоминанием о грехах.
 Ведь кровь быков и козлов неспособна удалить грехи.
 Вот почему Христос, придя в мир, говорит:
 'Не захотел Ты жертв и приношений, но уготовил тело Мне.
  Не радуют Тебя ни всесожжения, ни жертвы за грехи.
  Тогда сказал Я:
  "Вот Я, Я иду, как в свитке книги обо Мне написано,
   исполнить, Боже, Твою волю"'. ...
 Так как Иисус Христос исполнил волю Бога,
 мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда, Его тела.
 Всякий священник изо дня в день сто`ит на службе
 и многократно приносит одни и те же жертвы,
 совершенно не способные удалить грехи.
 А этот Священник, принеся единственную жертву,
 навсегда сел по правую руку Бога,
 дожидаясь, пока Бог положит Его врагов под стопы Его ног.
 Одной-единственной жертвой Он сделал освящённых совершенными навек.
 Нам об этом свидетельствует и Святой Дух, который сказав:
 "Вот Договор, что заключу Я с ними, после тех дней, заявляет Господь,
  Я вложу законы Мои в их сердца, напишу их у них в голове",
 добавляет:
 "Ни грехов их, ни прегрешений не припомню им больше".
 А где прощены грехи, там больше не может быть жертвы за грех.*
                                        (Евр.10:1-7,10-18)
                                * * *
*Иисус начал учить их,
 что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
 и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его,
 и что Его убьют,
 но через три дня Он воскреснет. ...
 Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
 Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
 "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!"
 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
 "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе,
 возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU