Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 16 декабря ст.ст., ср (31-я седмица по Пятидесятнице, чтения 30-й седмицы); {Рождественский пост} {память прор. Аггея, 500 г. до н.э.} литургические чтения: Евр.10:1-18; Мк.8:30-34 *. > Совершенный Бог и совершенный человек > Поразительно, сколь тщательно искала Церковь наиболее точные > определения, касающиеся Личности Христа. Эти усилия были направлены > не на исчерпывающее словесное описание соединения Бога с человеком > либо его логическое обоснование, но на предохранение этой истины > от какого-либо неверного истолкования. Любое искажение повлекло бы > за собой сомнение относительно возможности участия человека > в претворении смертного и тленного в нетленное, совершающемся > в результате воплощения Слова. > Мы называем воплощение Бога в Личности Христа "вочеловечением" Бога. > "Мы говорим о Боге, ставшем человеком, а не обобожествленном > человеке". Говоря о Христе, мы не должны упоминать вначале > о человеке, с которым соединилось Божество, ибо не существовало > никакой предшествующей человеческой ипостаси, с которой впоследствии > соединился бы Бог-Слово. Божественный Логос Сам создал для Себя > живую плоть "из чистой крови Девы", и, Сам будучи Ипостасью, > воплотился благодаря этому чудесному зачатию. Восприятие > человеческой природы Словом осуществилось в соответствии с тем, > как природа проявляет себя в качестве экзистенциального факта: > исходным пунктом его стала утроба женщины, где зарождается > и развивается живая плоть, носительница ипостаси-личности. > Мы говорим сейчас о воплощении Сына и Слова Божия, второго Лица > Святой Троицы. Из этого вовсе не следует, что Слово отделяется > от остальных Лиц, которых воплощение нисколько не затрагивает. > Напротив, Церковь видит в вочеловечении Логоса результат общего > действия Божественных Ипостасей. Не следует понимать это так, > что Отец и Дух воплощаются вместе с Сыном. Различие Ипостасей > остается в силе; из них одно лишь Слово облекается плотью. Но воля > и действие Троицы не разделяются после воплощения; единство Бога > внутри божественной жизни не нарушается. Эта гармоническая > целостность жизни, воли и действия Божества осуществлена во Христе, > в Его Богочеловечестве: "Ибо в Нём обитает вся полнота Божества > телесно" (Кол.2,9). > Итак, мы исповедуем во Христе совершенного Бога, но также > и совершенного человека. Всецелое Божество соединилось в Его Лице > со всецелым человечеством; все без исключения свойства и энергии > всеобщей человеческой природы были восприняты Христом. Инициатива > этого соединения исходила, разумеется, от Того, Кто воспринял > нашу природу, чьи действия были <едиными> по ипостаси и троичными > по способу проявления воли и благоволения. Однако воспринятая > человеческая природа не была пассивной. Воплощаясь, Бог не насилует > наше естество, не использует его как инертный материал > для осуществления Своей воли. Человеческая природа в результате > свободного личного выбора дает свое согласие послужить вочеловечению > Бога. Она предает себя Богу всецело в неповторимой личности > конкретного человека (ибо природа только и может существовать > в личностной ипостаси). Речь идет о Деве Марии, свободно избравшей > послушание воле Божией. Таким образом, Ее согласие сделало возможной > встречу человеческой воли с Божественной в акте воплощения Слова: > "Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему" (Лк.1,38). > В этих словах - выражение самоотдачи и самозабвения, принятие > Божественной воли и абсолютное доверие к Его любви. Никакого > эгоизма, никакого стремления к личной выгоде. Мария соглашается > зачать и родить Христа из одного лишь послушания Богу; она отдает > себя исполнению Божественной воли. И потому зачатие Христа > не обусловлено никакой естественной необходимостью > или целесообразностью; никаким вожделением, страстностью, > эгоистическим стремлением к наслаждению или же инстинктом > продолжения рода. Из автономного биологического процесса материнство > превращается в событие личностного порядка, связанное с добровольным > согласием, добровольным послушанием Богу и упованием на провидение > Божие. Именно благодаря свободе по отношению к естественной > необходимости Пресвятая Богородица остается Девою и после рождения > Иисуса. > Соединение Бога с человеком, воплощение Слова представляет собой, > выражаясь языком Церкви, явление "сверхъестественное". Прежде всего > это означает, что обе стороны - Бог и человек - действовали > одинаково свободно, независимо ни от какого "естественного" > детерминизма. В лице Пресвятой Девы Марии были упразднены пределы > естества, а вместе с ними принципы и условия, определяющие > жизнь твари в ее оторванности от нетварного. Но и нетварное, > воплощаясь во чреве Девы, преступает границы Своего способа бытия > и начинает существовать по образу твари: вневременное входит в поток > времени, бесконечное становится конечным, вечное обращается > в младенца, бестелесное обретает ограниченную телесную > индивидуальность. Для нас, людей, "сверхъестественное" означает > освобождение от тварной ограниченности и от власти необходимости, > подчинившей себе наше бытие после грехопадения. Для Божества > "сверхъестественное" - это свобода, проистекающая > из трансцендентности по отношению к любому детерминизму. Для Бога > "сверхъестественное" действие означает, что Он "снисходит до нашей > природы, то есть что Он уничижается до природы низшей, которой Он > ранее не обладал". Именно в этом двойном преодолении естества > Церковь усматривает единственный экзистенциальный факт абсолютного > характера - Личность Бога и Его образ, запечатленный в личностной > человеческой экзистенции. [ Христос Яннарас ИИСУС ХРИСТОС. глава из книги ВЕРА ЦЕРКВИ www.krotov.info/libr_min/ya/yannar2.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.16:20-24; Лк.9:21-23; эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86) - -- --- - --- > СМОТРИ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ "ВОПЛОЩЕНИЕ" < ---- + Яков Кротов: Воплощение Христа как жертва www.messia.ru/rasylka/003/653.htm#0 ++ Митр. Сурожский Антоний: ++ + Воплощение (приложение в этому выпуску рассылки) www.messia.ru/rasylka/004/1016a.txt + Рождение Сына Божия есть ограничение той полноты, которую Он имеет прежде начала мира www.messia.ru/rasylka/002/159.htm#2 + Бог стал человеком; это значит, что человек так бездонно глубок, что он может быть не только местом Боговселения. www.messia.ru/rasylka/002/293.htm#0 + Он пожертвовал Собой ради врагов... www.messia.ru/rasylka/003/305.htm#0 + В воплощении Бог явил предельную ответственность за акт творения www.messia.ru/rasylka/002/291.htm#0 + Свящ. Александр Мень: Зачем Всемогущий Бог стал бессильным младенцем? www.messia.ru/rasylka/003/304.htm#0 + Клайв Льюис: Воплощение - главное чудо христианства www.messia.ru/rasylka/003/306.htm#0 + прот. Георгий Флоровский. О СМЕРТИ КРЕСТНОЙ www.krotov.info/library/f/florov/cross.html + Владимир Соловьев. ЧТЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ (11-12) krotov.info/library/18_s/solovyov/03_163.html - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Закон есть не более чем тень будущих благ, а не истинный образ их. Одними и теми же ежегодными жертвами, приносимыми постоянно, он неспособен привести к совершенству приходящих к Богу. Если бы он мог, то жертвы прекратились бы, потому что на совести у поклоняющихся Богу, однажды очищенных от греха, не было бы вины за грех. На деле же ежегодные жертвы служат лишь напоминанием о грехах. Ведь кровь быков и козлов неспособна удалить грехи. Вот почему Христос, придя в мир, говорит: 'Не захотел Ты жертв и приношений, но уготовил тело Мне. Не радуют Тебя ни всесожжения, ни жертвы за грехи. Тогда сказал Я: "Вот Я, Я иду, как в свитке книги обо Мне написано, исполнить, Боже, Твою волю"'. ... Так как Иисус Христос исполнил волю Бога, мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда, Его тела. Всякий священник изо дня в день сто`ит на службе и многократно приносит одни и те же жертвы, совершенно не способные удалить грехи. А этот Священник, принеся единственную жертву, навсегда сел по правую руку Бога, дожидаясь, пока Бог положит Его врагов под стопы Его ног. Одной-единственной жертвой Он сделал освящённых совершенными навек. Нам об этом свидетельствует и Святой Дух, который сказав: "Вот Договор, что заключу Я с ними, после тех дней, заявляет Господь, Я вложу законы Мои в их сердца, напишу их у них в голове", добавляет: "Ни грехов их, ни прегрешений не припомню им больше". А где прощены грехи, там больше не может быть жертвы за грех.* (Евр.10:1-7,10-18) * * * *Иисус начал учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его, и что Его убьют, но через три дня Он воскреснет. ... Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра: "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!" Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|