Милость вам и мир полной мерой!(1Пет.1:2) ...для человека большей радости, чем быть инструментом в Его руках... * 10 января ст.ст., пт - {Пам. свт.
Григория Нисского, †395; > Как-то в школьные годы одна знакомая, зайдя к нам и увидя меня > сидящим за книгой по антропологии, заметила: "Ты всё +этим+ занят". > Она имела в виду религиозные, богословские темы. Хотя книга > была "светской", но эта женщина хорошо меня знала и понимала "откуда > дует ветер"... > Занятия естествознанием (начавшиеся очень рано) воспринимались мной > как приобщение к тайнам Божиим, к реальности Его замыслов. > Изучая препараты или наблюдая в микроскоп жизнь инфузорий, > я как бы присутствовал при некой мистерии. Это осталось навсегда. > То же было и с историей, интерес к которой пробудило > чтение Священного Писания. Мне была дорог`а каждая черта, которая > могла пролить свет на библейские события. Отсюда любовь к древнему > Востоку и Риму, служившим фоном священной истории. Не меньше > волновала меня и история Церкви, в которой я искал реальные пути > и способы осуществления евангельского идеала. Прочтя в детстве > Жития, я понял, что в них много декоративного, легендарного, > не связанного с действительностью. Это привело к поиску подлинных > источников, который стимулировался чтением неоконченной рукописи > о. С.Мансурова (я познакомился с ней в году 50-ом, теперь > она опубликована в "Богословских трудах"; <"Очерки из истории > Церкви">). > Еще раз повторяю: всё вращалось вокруг одного стержня. Я не желал > "оглядываться назад", поскольку рука уже лежала на плуге. > Бог помогал мне явным и неприметным образом. В багаж для будущей > работы шло всё: занятия искусством, наукой, литературой, > общественные дела. Даже трудности и испытания оказались > промыслительными. > Хотя со стороны могло показаться, что молодой человек просто имеет > большой диапазон интересов, но на деле они были подчинены единой > цели. Некоторые юноши в этом возрасте, живя церковной жизнью, > нередко склонны отрясать прах всего "светского". Быть может, > и я переболел такой болезнью, но не помню этого. Помню лишь > проникнутость идеей "освящения" мира. "Опрощенчество" церковного > нигилизма казалось никак не соответствующим широте и свободе > Евангелия. > Многие наставники моей юности были связаны с Оптиной пустынью > и с "маросейским" приходом отцов Мечевых. В этой традиции > меня больше всего привлекала открытость к миру и его проблемам. > Настойчивый голос твердил мне, что если люди уходят в себя, не несут > свидетельства, глухи к окружающему, они изменяют христианскому > призванию. Я узнал силу молитвы, но узнал также, что сила эта дается > для того, чтобы употреблять ее, действуя "в миру". > Принятие сана (в 1958 году) не переживалось мной как переломный > момент, а было органическим продолжением пути. Новым стала > Литургия... > С теневыми сторонами церковной жизни наших дней я столкнулся рано, > но они меня не "соблазняли". Я принимал их как упрек, обращенный > ко всем нам. Как побуждение трудиться. Харизмы "обличительства" > у меня никогда не было. Однако обывательское, бытовое, обрядовое > православие огорчало. Стилизация, елейность, "вещание", > полугипнотические приемы иных людей представлялись мне недостойным > фарсом или потворством "старушечьей" психологии, желанию укрыться > от свободы и ответственности. > Было бы ошибкой думать, что меня миновал соблазн "закрытого", > самоуспокоенного христианства, обитающего в "келье под елью", > что мои установки целиком продиктованы характером. Напротив, > мне не раз приходилось преодолевать себя, повинуясь внутреннему > зову. > Мне неоднократно была явлена реальность светлых и темных сил, > но при этом я оставался чужд "мистического", или, точнее, > оккультного любопытства. > Я слишком хорошо созна`ю, что служу только орудием, что всё > успешное от Бога. Но, пожалуй, нет для человека большей радости, > чем быть инструментом в Его руках, соучастником Его замыслов.
*При крещении Твоем во Иордане, Господи, / *Суровость Его добрее, чем наша мягкость...* |
|
![]() |