Милость вам и мир полной мерой!(1Пет.1:2) * 9 января ст.ст., чт - {пам. свт. Филиппа,
†1569; > Ответить на Ваш вопрос и рассказать о том, что называется духовным > опытом и путем, мне не легко, <...> по той причине, что я всегда > избегал говорить о подобных вещах в личном плане. > Что-то останавливало. Назовите это замкнутостью, скрытностью > или как угодно, но эта черта — свойственная мне во все времена > жизни. Кроме того, я обычно остерегаюсь «раскрываться» по трем > соображениям. Во-первых, есть нечто, так сказать, духовно-интимное > во встрече души с Богом, что не терпит чужого глаза, во-вторых, > при злоупотреблении священными словами что-то стирается и теряется > (намек всегда сильнее), в-третьих, даже большим мастерам слова > редко удается найти соответствующие выражения для невыразимого. > Один писатель метко заметил, что куда легче поведать об аде, > чем о рае... > Но всё же, уступая Вашей просьбе и аргументам, попробую коснуться > некоторых аспектов. > Начну с того, что я плохо понимаю резкое деление на «светское» > и «религиозное». Для меня это термины в высшей степени условные. > Хотя в детстве мне объяснили, что есть «особенные» предметы и темы, > но это скорей вытекало из условий жизни среди чуждых по духу людей. > Постепенно это деление почти потеряло смысл, поскольку всё стало > на свой лад «особенным». Любая сторона жизни, любая проблема > и переживание оказались непосредственно связанными с Высшим. > Жить так, чтобы «религия» оставалась каким-то изолированным > сектором, стало немыслимым. Поэтому я часто говорю, что для меня > нет, например, «светской литературы», всякая хорошая литература — > художественная, философская, научная - описывающая природу, > общество, познание и человеческие страсти, повествует нам об одном, > о «едином на потребу». И вообще нет жизни «самой по себе», которая > могла бы быть независимой от веры. С юных лет всё для меня вращалось > вокруг главного Центра. Отсекать что-либо (кроме греха) кажется мне > неблагодарностью к Богу, неоправданным ущерблением обеднением > христианства, которое призвано пронизывать жизнь и даровать «жизнь > с избытком». > Мне всегда хотелось быть христианином не «при свечах», а при ярком > солнечном свете. Меня не привлекала духовность, питающаяся > ночным сознанием, имеющая оккультный привкус > (хотя и под православной оболочкой). Я всегда ощущал, что «вне» > Бога — смерть, рядом с Ним и перед Ним — жизнь. Он говорил со мной > всегда и всюду. Собственно, это редко выражалось в каких-то > «знамениях», да я и не искал их. Всё было знамением: события, > встречи, книги, люди. Именно поэтому я мог и любил молиться, > где угодно, чувствуя присутствие Божие в с`амой, казалось бы, > неподходящей обстановке. Помню, однажды такое чувство особенно > сильно вспыхнуло во мне, когда сидел в саду напротив Большого театра > (и таких случаев было много). > Но если уж говорить о каких-то моментах особого подъема, > то они связаны с Евхаристией, природой и творчеством. Впрочем, > для меня эти три элемента нераздельны. Евхаристию всегда переживаю > космически и как высшее осуществление даров, данных человеку > (то есть творчества и благодати). > О природе я упомянул не случайно. Созерцание ее с детства стало > моей «теологиа прима». В лес или в палеонтологический музей > я входил, словно в храм. И до сих пор ветка с листьями или летящая > птица значат для меня больше сотни икон. > Тем не менее мне никогда не был свойственен пантеизм > как тип религиозной психологии. Бог явственно воспринимался > личностно, как Тот, Кто обращен ко мне. Во многом это связано с тем, > что первые сознательные уроки веры (в пять лет) я получил, знакомясь > с Евангелием. С тех пор я обрел во Христе Бога, ведущего с нами > непрерывный диалог. > Хотя я дорожил ровным светом и боялся всякой экзальтации > и аффектации, в какой-то момент пришло и то, что можно назвать > «обращением». Это было где-то на рубеже детства и юности, > когда я очень остро пережил бессмысленность и разрушимость мира. > Тогда я исписывал тетрадки мрачнейшими стихами, которые диктовались > не пессимизмом характера, а открытием «правды жизни», > какой она предстает, если выносящий высший Смысл «за скобки». > И тогда явился Христос. Явился внутренне, но с той силой, какую > не назовешь иначе, чем силой спасения. > Тогда же (это было больше тридцати лет назад) я услышал зов, > призывающий на служение, и дал обет верности этому призванию. > С тех пор оно определяло все мои интересы, контакты и занятия. > Вместе с этим пришло решение стать священником. Это самое большое, > что я могу рассказать... > Неисчислимое количество раз я узнавал Руку, ведущую меня. > Ее действие проявлялось даже в мелочах. Это напоминало камни > мозаики, ложащиеся на заранее приготовленный рисунок. А над всем — > если выражаться выспренним языком — светила звезда призвания. > «Храмовое благочестие» вошло в меня органически, с 12-ти лет, > но оно никогда не казалось мне всеобъемлющей формой христианства > (хотя одно время я бывал в церкви ежедневно, а с 15 лет стал > прислуживать в алтаре). Я воспринимал его как часть (притом > вспомогательную) того огромного мира, который включает в себя вера. =окончание следует= >>>>>>>>> ССЫЛКИ: > >> >>> >>>> >>>>> >>>>>> >> >>> >>> К апост. чтению (Иак.4:11-12;5:9): Авва Дорофей: >> Осуждение: неужели мало собственного бремени? > с. Христ.Просвещ./rasylka/003/334.htm#0 >>> Свящ. Александр Мень о св. митр. Филиппе: > с. Христ.Просвещ./rasylka/003/319.htm#0 >>> Свящ. Александр Мень: >> • 2 крупнейших собрания текстов его и о нём: > www.krotov.info/library/13_m/myen/_menn.htm > http://alexandrmen.libfl.ru (www.alexandrmen.ru) >> • В именном указателе сайта "ХП" > с. Христ.Просвещ./liudi/m/men.htm#menav >> • Его "Кредо" > www.krotov.info/library/13_m/myen/credo.html > http://alexandrmen.libfl.ru/books/trudnput/credo.html
*Покоритесь Богу! Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас. * * * * * * |