=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа
нашего! (2Пет.1:2)
* 23 января ст.ст., чт -
литургические чтения: 1Ин.1:8-2:6#;
Мк.13:31-14:2#*
.
{Седм. 1-я предуготовительная (34-я)}
> Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. На самом
> деле существует также вера в человека, и эта вера в человека
> определяет нашу жизнь по меньшей мере столь же постоянно и глубоко,
> как и вера в Бога. Кроме того, в Бога веруют не все, а для того,
> чтобы жить с людьми, без веры в человека не обойтись. <....> в малых
> вещах, в повседневной жизни всё основано на этой вере в то,
> что в человеке есть что-то доброе, хорошее, что может отозваться
> на нужду, на г`оре, на радость, что может послужить основанием
> к тому, как строить жизнь. <...>
> <.....>
> <...> Мы человеку даем свободу и одновременно дарим ему наше
> доверие, обогащаем его нашей верой, вдохновляем его этой верой.
> И часто бывает, что в процессе становления самим собой человек
> отворачивается от того, кто был его вдохновителем и его поддержкой;
> и не только отворачивается - периодами ему необходимо от него
> отказаться, он должен строить свою личность, свою самостоятельность,
> отмежевываясь от существовавших дотоле отношений. И человек, который
> идет на то, чтобы вдохновить - будь то ребенка или взрослого,
> общество или церковность - на творческую веру, должен быть готов
> к тому, что от него отвернутся. Он должен испытывать свою веру
> в человека именно в этот момент, не усомнившись, не поколебавшись,
> не отвернувшись, а приняв на себя, как радостное открытие, тот факт,
> что начинает расти самостоятельное бытие и что человек, который
> дотоле зависел от него, хотя бы от его доверия и веры в него, теперь
> теряет эту зависимость. И если человек, который сначала вдохновил
> другого, одарив его верой своей, сумеет устоять в вере тогда, когда
> он стал излишним на время, в этом процессе становления,
> если он сумеет отказаться от насилия власти, убедительности
> или даже от мягкого, - а порой такого жестокого! - насилия любви,
> то он сам станет человеком в полном смысле слова или, во всяком
> случае, в более полном смысле слова.
> И вот получается, что для того, чтобы верить в другого человека,
> надо верить смело, творчески в самого себя, и что если мы не верим
> в самих себя, если мы не верим в эти глубины, из которых может
> вырасти непостижимо великое, то мы не можем также и другого одарить
> свободой, позволяющей ему стать самим собой, неожиданным
> и непостижимым человеком, который сделает новый вклад -
> не предписанный, а личный, собственный и творческий - в жизнь
> общества и в судьбу человечества.
> <....> что такое вера в себя? Профессионально, житейски большей
> частью люди ответят: верить в себя - это быть уверенным в том,
> что если напрячь свою волю, собрать все силы ума, можно добиться
> чего угодно - ну, в пределах возможного... Такая вера в себя где-то
> граничит с самоуверенностью, легко в нее переходит, и, в конечном
> итоге, это не вера в себя, а уверенность, что окружающее поддастся
> нашему усилию; в каком-то отношении это уверенность в том,
> что во мне хватит силы переломить и изменить окружающих меня людей
> или встречные обстоятельства.
> Настоящая вера в себя - это уверенность в том, что во мне есть
> что-то, чего я не знаю, что-то мне самому непостижимое, что может
> раскрываться и дойти до какой-то меры полноты и совершенства.
> Самоуверенность основывается на знании самого себя, может быть,
> на какой-то преувеличенной самооценке; вера же не нуждается
> ни в какой самооценке, потому что предмет ее - это именно тайна
> человека. Когда я говорю о тайне человека, я хочу сказать не то,
> что в каждом человеке есть что-то потаенное, а то, что весь человек
> есть сплошная динамика, сплошная жизнь, сплошное движение
> и становление, и что ни в какой момент ни сам человек и никто другой
> не может заморозить это, остановить эту динамику для того, чтобы
> в нее заглянуть; динамика заморожению не поддается: человек
> динамичен всё время и всегда.
> И вот вера в человека, в самого себя - это вера в то, что во мне,
> в каждом человеке есть непобедимая динамика жизни
> и что единственное, что может помешать этой динамике осуществиться
> и вырасти в реальность, это моя трусость, моя нерешительность,
> но никак не окружающие меня обстоятельства. Обстоятельства,
> как бы они ни были хороши или плохи, как бы они ни были жестоки,
> как бы они ни были направлены на то, чтобы сломить человека,
> являются только поводом к тому, чтобы эта внутренняя, творческая
> динамика себя выразила по-новому, по-иному, неожиданно, -
> но всё равно: выразила себя и ничто другое. Вера в себя
> есть уверенность в этой внутренней, таинственной, творческой и,
> в конечном итоге, победной динамике. Вера в себя, поэтому, заключает
> в себе уверенность, что в каждом человеке - и во мне в частности -
> есть область, которая для меня самого неуловима; и что, будучи
> изо дня в день самим собой как можно более совершенно, сколь можно
> более искренне, правдиво, честно, смело, жертвенно, в конечном
> итоге, я буду раскрывать и приводить в движение всё новые и новые
> силы, которые ничем не могут быть остановлены.
> Но это не слепой процесс, в этом должна быть зрячесть; человек
> в своем становлении должен также наблюдать за собой - не трусливо,
> не с беспокойством, не ставить себе вопрос: являюсь ли я тем, кем,
> в конечном итоге, я должен стать или хочу быть?.. - а с живым
> интересом, как наблюдатель, который наблюдает процесс, принимает его
> в учет и старается употребить, применить, приложить всё, что входит
> теперь в поле его зрения. Это значит, что человек должен научиться
> прислушиваться к самому себе, раньше всего - к голосу своей совести,
> к той правде, которая в нём есть, потому что если голос совести,
> голос правды задушен, он никак, никогда не может быть заменен
> ни законностью, ни условностью, ни человеческими правилами.
> Дальше человек должен прислушиваться к голосу жизни, к тому,
> чему его учит жизнь: жизнь отдельного человека рядом с ним, жизнь
> общества, жизнь народа, жизнь человечества, биологическая жизнь.
> И, наконец, верующий несомненно должен прислушиваться к голосу
> Самого Бога, выраженному в Священном Писании, звучащему громче,
> правдивее, истиннее, чем его собственная совесть.
> Всё это ему дает возможность раскрыть в себе, прислушиваясь,
> вглядываясь, эти глубины и приложить их к жизни. В этом процессе
> человек должен <...> собрать очень много смелости, очень много
> мужества, потому что этот процесс - это борьба жизни против
> окостенелости, борьба творчества против всего, что убивает
> творчество, борьба совести против того, что бессовестно старается
> строить жизнь.
> Это требует смелости - да; но вместе с тем - огромного смирения
> и послушания; не в том смысле, что мы должны подчиняться,
> а в том смысле, что мы должны смиренно, послушливо отдаться закону
> жизни и быть готовы жить даже ценой нашей смерти. Это может
> показаться странным, диким выражением, но в устах верующего
> это и не странно, и не дико, потому что только тот может положить
> жизнь за свой идеал, кто верит в жизнь и не верит в победу смерти;
> кто верит, что побеждает жизнь и что смерть никогда не победит;
> кто может любить от всей души, от всего сердца, всем умом,
> всей волей, всем телом своим. Только тот человек, в котором
> жизнь победила смерть, может жизнь свою отдать, приняв внешне
> побежденность, сломленность и смерть, но зная, что внутренне -
> он победил. Когда-то была найдена надпись в Шлиссельбургской тюрьме:
> “Со Христом и в тюрьме мы свободны, без Него - и на воле тюрьма”.
> Вот этот контраст победоносной жизни и внешней смерти и является
> характерной чертой, подлинной верой человека в себя -
> не самоуверенностью, но верой в непобедимую динамику жизни,
> имя которой, в конечном итоге, - Бог.
[ Митр. Сурожский Антоний
О ВЕРЕ (1).
Серия бесед, прозвучавших на Би-Би-Си (1972)
опубл. в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
// М.: Паломникъ, 2001; стр.11,16-9
www.mitras.ru/pered/pb_111.htm ]
-----------------------------------------
*
Параллели к еванг. чтению:
Мф. 24:35-36,42;
25:13-15;
26:1-5;
Лк. 21:33;
12:36-40;
22:1-2; Ин. 11:47-53
эпизоды №№138,139a
по "Брюссельскому согласованию"
*>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> ссылки по теме: &
: + К.С.Льюис о прощении и любви к себе: \
: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/348.htm#0 \
: + Митр. Сурожский Антоний: \
:. два отрывка о любви к себе и вере в себя \
:... с. Христ.Просвещ./rasylka/003/500.htm#0 \
......................................................
Желаю всяческих успехов! |
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Если скажем, что мы безгрешны,
значит, мы вводим себя в заблуждение и истины нет в нас.
Если призн`аем наши грехи,
Он, справедливый и верный,
простит нам грехи и очистит от всякого зла.
Если скажем: "Мы не грешили", -
значит, Его выставляем лжецом и нет в нас Сл`ова Его.
Детки, я пишу это вам, чтобы вы не грешили.
Если же кто согрешит,
у нас есть перед Отцом Заступник - Иисус Христос,
Он праведен.
И Он сам - искупительная жертва за наши грехи,
и не только за наши, но и за грехи всего мира.
Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его -
мы знаем Его, если исполняем Его заповеди.
Кто говорит: "Я знаю Его", но не исполняет Его заповедей,
тот лжец, в нём нет истины!
А кто исполняет слово Его,
в том Божья любовь воистину достигла совершенства.
Так мы можем узнать, в Нём ли мы.
Кто говорит, что он в Нём, тот должен и жить так, как жил Он.*
(1Ин.1:8-2:6)
* * *
Иисус сказал:
'Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут!
А о дне том и часе не знает никто: /
ни ангелы на небесах, ни Сын – / знает только Отец!
Смотр`ите же, не дремлите! / Вы не знаете, когда наступит час.
Час тот – как человек, который, уезжая, / оставил дом свой на рабов
и дело поручил им каждому свое, /
а привратнику велел не смыкать глаз.
И вы не смыкайте глаз! /
Вы же не знаете, когда вернется хозяин дома:
вечером, в полночь, / в час, когда запоют петухи, или утром.
Как бы Он, вернувшись внезапно, / спящими вас не застал!'
(Мк.13:31-36)
|