Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 15 февраля ст.ст., сб
1-й седмицы Великого поста;
++> И случилось <Иисусу> в субботу проходить засеянными полями; ++> и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали ++> Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? ++> Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, ++> когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом ++> Божий, при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, ++> которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал ++> и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек ++> для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы ++> (<Мк.>2:23-28). > О чём здесь идет речь? Срывать колосья рукой было дозволено > по Закону Моисея, но фарисеи видели в этом нарушение субботы, > уподобляя своими толкованиями срывание и растирание руками жатве > и молотьбе. Здесь они еще раз (и на протяжении всего Евангелия > мы это видим) стараются или применить закон абсолютно формально, > так, чтобы он был тюрьмой для людей, а не путем или свободой, > или этот закон Моисеев, который был дан для того, чтобы человек > вырос из своего естественного состояния в состояние богопочитателя, > Божьего слуги, они стараются так извратить, чтобы можно было его > употребить в осуждение, — в данном случае, Христа, но часто, > как мы знаем из истории, и для осуждения других людей. > Вот что отвечает Христос: +Неужели вы не читали никогда, что сделал > Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?..+ Сколько тут > ласки, сострадания, и вместе с тем сколько иронии в Его словах: > Неужели вы не читали?.. Фарисеи считали, что они укоренены в Ветхом > Завете, что нет такой черты закона Моисеева, который они бы > не знали, а Христос им говорит: “Неужели вы не читали, вы, которые > так гордитесь своей начитанностью, своей ученостью?..” > Не напоминает ли это зачастую наше отношение к Священному Писанию, > к церковным установлениям? Как мы вчитываемся во все правила, > как мы (не всегда, но — бывает) притязаем на то, что мы всё > исполняем, — и как мы эти правила оборачиваем в орудия для осуждения > нашего ближнего. Мы проходим мимо милости, ради того чтобы > применить — формально — закон, который сами не применяем к себе. > То же самое здесь происходит. Фарисеи применяют закон, который > сами истолковывают: ведь Моисей ничего не говорил из того, > на что они ссылаются, но они его слова применяют так, чтобы найти > способ осудить Христа и Его учеников. А закон, Ветхий Завет в этом > отношении имеет всю глубину, весь простор человечности. Это одна > из самых замечательных вещей Ветхого Завета: это книга, которая > написана с совершенной искренностью людьми о людях; в этой книге > нет попытки приукрасить и объяснить то, что случается недостойного > человека или народа; эта книга написана как бы с точки зрения > человека, который смотрит глазами Божиими, с пониманием Божиим. > А понимание, значит и сострадание, и вместе с этим — справедливый > суд: зло, любое “не то”, конечно, осуждается, но человек при этом > не обязательно осуждается. Жалко человека, и вместе с этим > непримиримо осуждается его поступок. > В данном случае фарисеи поступают как раз наоборот, и этот подход > был виден неоднократно, раз за разом, в течение нашего разбора > Евангелия. И Христос им говорит: Разве вы не помните, что Давид > сделал? — Давид, который считается величайшим святым Ветхого > Завета, — и прибавляет: +Суббота для человека, а не человек > для субботы...+ То есть все правила, которые даны в Ветхом > или в Новом Завете, даны для человека, для его пользы, > для его спасения, а не для того, чтобы его сломать, разбить, > поработить. > Это замечательное место. Мы видим в начале Ветхого Завета, что Бог > в седьмой день почил от дел Своих (см. Быт.2:2). Этот седьмой день > и есть суббота, день отдыха. Но что случилось в этот день? > Бог не отвернулся от Своего творения, Бог не отступился от Своего > всесозидательного творчества; но вместе с тем Он поручил человеку > продолжение Своего дела на земле. Он всё заготовил, теперь человеку > велено (или дано, доверено) довести дело Божие под Его водительством > до совершенства. Этот седьмой день — это история человечества, > это наше время, в котором мы живем и в которое мы должны войти > творчески, как соработники Божии, как строители того Царства, > в котором Бог будет +всё во всём+ (см. 1Кор.15:28). > В Ветхом Завете этот седьмой день считался святым днем, когда > и человек должен был отдохнуть от своих обычных земных дел, посвятив > день Богу, молитве, чтению Священного Писания и изучению его, > подвигу духовной жизни. Но не только человек должен был почить: > должна была почить вся природа. Человек не творил земных дел, > не пахал; на природу этот седьмой день распространялся тем, > что каждый седьмой год было предписано дать покой земле, дать отдых > полю <...>. Этим уже в Ветхом Завете завязывается экологическая > тема, которая сейчас стала столь трагически важной. Вот и ставится > вопрос: творить ли добро в этот день (что, по мнению фарисеев > и книжников, нарушало субботу) или, воздерживаясь от всякого доброго > дела, фактически творить зло?.. Ясно, что эту “субботу”, — период > времени, который является историей, человек должен употребить на то, > чтобы всё дело Божие довести до совершенства, не заковывая его > в такие законы, которые не дают никакой твари, ни человеку, > ни остальному миру дышать, действовать, возрастать, перерастать > свое естественное состояние, из плотского делаться духовным. > Вот о чём говорит Христос в этом отрывке.
++ Митр. Антоний Блум: + Об исцелении в субботу человека, имевшего сухую руку (Мк.3:1-5), о "гневе" Христа: www.mitras.ru/mark/mk_3.htm + О великопостных евангельских чтениях (субботних и воскресных) www.mitras.ru/h_d/hd12.htm ++ Пособие к проведению Великого поста, день 6: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/035_gl06.html
*Однажды в субботу Иисус шел через поле. * * * |