Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 16 февраля ст.ст., > ВОСКРЕСЕНЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА > Каждое воскресенье Великого Поста имеет два значения. С одной > стороны, каждое из них входит в тот ритм, которым выявляется > духовная "диалектика" Поста. С другой стороны, в течение > исторического развития Церкви почти каждое великопостное воскресенье > обрело еще и второе значение. Так, в первое воскресенье Церковь > празднует ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ, вспоминая победу > над иконоборчеством и восстановление почитания икон в 843-м г., > в Константинополе. Связь этого празднования с постом > чисто историческая: первое Торжество Православия произошло именно > в это воскресенье. То же можно сказать о посвящении второго > воскресенья Поста памяти св. Григория Паламы. Осуждение его врагов > и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии > как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному > празднованию было посвящено второе воскресенье Великого Поста. Хотя > оба эти празднования очень важны, они сами по себе не зависят > от Великого Поста как такового, и мы не будем здесь говорить о них > отдельно. Память св. Иоанна Лествичника в четвертое воскресенье > Поста и св. Марии Египетской в пятое воскресенье по существу имеют > гораздо больше связи с Великим Постом. В обоих святых Церковь видит > не только носителей аскетизма, но и самый совершенный его пример: > у св. Иоанна Лествичника в его писаниях, а у св. Марии Египетской > в ее жизни. Воспоминание этих святых во второй половине Поста > явно должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной > борьбе в течение всего великопостного подвига. <...> > Первое же и главное значение великопостных воскресений раскрывается > в чтениях Апостола и Евангелия. Чтобы понять их порядок, надо > еще раз вспомнить первоначальную связь Поста с крещением, т.е. смысл > Поста как приготовления к крещению. Эти чтения действительно > составляли неотъемлемую часть раннего христианского оглашения > <(первоначального научения основам веры, предшествовавшему принятию > крещения)>; они объясняют и как бы подытоживают приготовление > оглашенных к пасхальному таинству крещения. Крещение открывает вход > в новую жизнь, дарованную Христом. Эта новая жизнь еще только > возвещена и обещана оглашенному, и он ожидает и принимает ее верой. > Он подобен людям Ветхого Завета, жившим верой в обещанное, > исполнения которого сами они не увидели. > Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого > Завета, Апостол Павел заканчивает словами (Евр.11,24—26,32—40; > 12,2): "... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили > обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас +нечто лучшее+". > Что же это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого > воскресенья (Иоанн 1,43—51): "... увидишь больше сего... истинно, > истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов > Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому". > Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите > креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового > времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. > Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, > если перемените свое видение жизни, если возжелаете и если примете > подвиг.
====================================================== ==== === == = + Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил - в приложении к этому выпуску: с. Христ.Просвещ./rasylka/004/719a.txt + Свящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом с. Христ.Просвещ./rasylka/003/372.htm#0 + О том же - Яков Кротов www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm ('Блажен муж иже не леже') + Свящ. Александр Мень. Проповедь в НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ www.krotov.info/library/13_m/myen/00008.html + Кристоф Шёнборн об иконоборческих спорах... www.krotov.info/libr_min/sh/shtraus/shon_04.html + О ТОМ ЖЕ - Ярослав Пеликан www.krotov.info/history/07/pelican/pelic_24.html - Михаил Поснов www.krotov.info/history/00/posnov/15_posn.html - Антон Карташев www.krotov.info/history/08/787_kar.html - Каллист Уэр www.krotov.info/history/20/krivova/ware02.html (гл. "Святые иконы") - Александр Шмеман www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_05.html (2-3) + Ален Безансон об изобразительном искусстве в христианстве www.krotov.info/libr_min/b/bezan1.html + Свящ. Александр Борисов: "Быть может, самой яркой иллюстрацией неевангельских издержек иконопочитания в нашей Церкви являются те проповеди, которые произносятся в день празднования Торжества Православия..." www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html (гл. "Духовное младенчество") * - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - *
*На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею. * * * |