Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 21 февраля ст.ст., пт 2-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): > Священное Писание остается великим источником христианства, > и догматически, и духовно. Богословы святоотеческих времен, > как и средних веков, без колебаний называли его даже источником > просто, источником как таковым. Они считали, что в нём, и только > в нём, можно найти все, друг от друга неотделимые, элементы истины > и жизни, составляющие христианство. Правда, с XVI века, > когда протестантские течения стали противопоставлять Библию другим > данным церковного Предания, пришлось относиться с некоторой > осторожностью к высказываниям такого рода. Правильнее будет сказать, > что источник христианства это, конечно, — Слово Божие, но Слово > Божие это — Библия и =Предание=. Притом, такая формулировка > не составляет новшества: древнее христианство всегда сближало > оба эти понятия. Но чтобы сохранить их первоначальный смысл, > надо ясно отдавать себе отчет в том, что это сближение не означает > сопоставления, а тем более — противопоставления. > Предание и Писание не являются двумя друг от друга независимыми > источниками, которые дополняли бы друг друга извне. Если у нас > проявляется склонность так представлять себе положение дела, > то это оттого именно, что мы не избегли неудачных протестантских > разграничений. У древних христиан, напротив, Библия была настолько > неотделима от Предания, что она составляла его часть, — его основной > элемент, его ядро, если угодно. Но, с другой стороны, Библия стала > бы непонятной, если бы ее вырвали из живой совокупности > многочисленных данных предания, хранящихся и передающихся > всегда бодрствующим, всегда активным сознанием Церкви. > Действительно, она оказалась бы тогда отрезанной от жизни тех самых > предметов, о которых она говорит. Значит, в католическом понимании > Библия и Предание — это не Библия плюс некий посторонний элемент, > без которого она оставалась бы только неполной. Речь идет о том, > что Библию нужно вновь ставить — или, вернее, поддерживать — > в ей присущей атмосфере, в ее жизненной среде, в ее первоначальном > освещении. Это Библия и ничего кроме Библии, но это — Библия > вся целиком, не в букве своей только, но и в Духе, Авторе ее, > беспрестанно оживляющем ее чтение. Где, в самом деле, — спрашивал > святой Августин, — найти Дух Христов, если не в Теле Христовом?{} > Значит, Слово, некогда внушенное людям, жившим во плоти, остается > Духом и жизнью в Церкви, которая представляет собою живое тело Слова > Божия явившегося во плоти. Таким образом, вопреки слишком > распространенному мнению, церковное Предание нисколько не подрывает > исключительного значения Священного Писания, а напротив, оберегает > всю его ценность, потому именно, что оберегает весь его смысл. > Эта ценность Писания, не только высшая, но и единственная, > проявляется с особой очевидностью как только мы касаемся духовного > богословия. Потому что в Священном Писании все истины веры обращены > непосредственно к жизни. Совсем не случайно дело так обстоит именно > там, где эти истины представлены в своей первичной, основоположной > и, я бы сказал, «родниковой» форме — той, к которой следует > постоянно возвращаться, если мы хотим пить прямо из родника. Дело > в том, что христианская истина, истина Откровения, — не такая же, > как всякая другая. Это — истина открытая ровно настолько, насколько > нужно, чтобы мы могли жить, и жить той жизнью, которой пожелал > для нас Бог. Без сомнения, представляется вполне оправданным > отвлеченно исследовать эту истину, для того, чтобы успешнее > ее защищать, лучше понимать и, наконец, благодаря тем же самым > средствам, больше ее любить. Тем не менее, невозможно оставаться > верным ее подлинным очертаниям, если забыть о первоначальном > замысле, который лежит в основе Откровения. Следовательно, Священное > Писание должно оставаться для нас прежде всего тем местом, > где мы находим христианскую истину выраженную не для апологетических > или диалектических целей, а ради той жизненной связи и тех личных > отношений, которые Богу угодно установить между человеком > и Им Самим. > Устанавливать же такие отношения присуще слову. Вот почему > наименование Слова Божия неотъемлемо принадлежит Священному Писанию, > хотя его можно распространять и на всё Предание в целом. > Действительно, нет ничего более характерного для Библии и, исходя > из нее, для еврейской, а затем и христианской религии, чем понятие > Слова Божия. Первичное верование евреев и христиан заключается > в том, что Бог говорил к человеку, более того — не перестает к нему > говорить, и это прежде всего путем богодухновенного Писания. > Углубиться в значение этой темы и есть самое первое, что надо > сделать, чтобы понять и Библию, и христианскую духовность.
* Уильям Арндт: Раскаивается ли Бог? (Быт.6:6) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/377.htm#0 * митр. Антоний Блум - проп. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ www.mitras.ru/h_d/hd01.htm * Он же - о том, как читать Евангелие www.mitras.ru/mark/mk_0.htm * Пособие к проведению Великого поста, день 12 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/041_gl12.html
*Когда Ною было пятьсот лет, у него родились сыновья: * * * * * * |
|
![]() |