Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 22 февраля ст.ст., сб
2-ой седмицы Великого поста; +> А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, +> и там молился (<Мк.>1:35). > Когда мы молимся, мы обращаемся к Богу, Который как бы вне нас > в каком-то отношении. Но Христос — Сын Божий, Он Сам — Бог. > Тут встает вопрос: если Он Христос — Бог, ставший человеком, если > Он — Сам Бог, что для Него значит молитва? Мы знаем, что такое > молитва в нашем опыте. Иногда, даже при том малом знании, какое > у нас есть о Боге, нас охватывает восторг, восхищение тем, > чтo Он Собой представляет, и тогда мы поем Ему хвалу, ликуем о Нём. > Иногда Божия милость простирается до нас. Он оказывает нам Свое > милосердие, Свою любовь; и тогда мы можем Ему выражать > нашу благодарность. Иногда мы видим вокруг себя нужду человеческую, > Бог возбуждает в нас сострадание, и мы опять-таки поворачиваемся > к Нему и говорим: “Господи, помоги!..”. Иногда мы обращаемся к Нему > с собственной нуждой. Но о чём может идти речь в =этих= строках > Евангелия? Конечно, мы можем себе представить, что Господь встал > перед лицом Бога и Отца Своего с такими же чувствами. Мы можем себе > представить, что Он стоял перед Богом и Отцом, принося слова > благодарности за то, что Ему было дано стать человеком для спасения > мира, который иначе погибал. Мы можем себе представить, что Он стоял > и молился о Своих учениках. В Евангелии от Иоанна прямо сказано, > что Христос молился об апостолах и о всех, кто благодаря им уверует > в Него (см. Ин.17:9,20). Но всё это предполагает личные отношения. > Кроме того, молитва не заключается в одной хвале, в одной > благодарности, в одном печаловании, в одной мольбе, молитва в основе > своей — глубинное общение между человеком и Богом. И в данном случае > Христос общался со Своим Небесным Отцом и как Человек, > и как Единородный Сын Божий. Как Единородный Сын Божий Он общался > с Ним всей Своей любовью, всей Своей отдачей Ему, всей Своей > готовностью выполнить на земле дело спасения, порученное Ему Отцом > и принятое Им на Себя вольной волей, в полной, царственной, > Божественной Своей свободе. Но с другой стороны, Он общался с Богом > и Отцом и как человек. Мы знаем из Евангелия, что когда ученики > поставили перед Спасителем вопрос о конце мира, Он им ответил, > что об этом никто не знает, кроме Отца Его на Небесах, — > и Сын Человеческий не знает этих сроков (см. Мк.13:32). Христос, > став человеком, принял на Себя некоторую ограниченность > человеческого знания, и, как человек, Он нуждался в молитвенном > общении с Богом. Вне этого общения, как Бог, Он существовал > в полноте Своего бытия, но в пределах Своего человечества Ему нужно > было такое постоянное обновление молитвенного общения, приобщенности > к Богу. В Своем человечестве Он нуждается в <особой> укорененности > в Своем Божестве, и Он молится, общается с Отцом, углубляет > Свое человеческое единство с Ним, и только из глубины этого единства > действует. Есть место у одного средневекового писателя, > где говорится следующее. Мы называем Христа Словом Божиим, > но это Слово может прозвучать в своей чистоте и совершенстве только > из глубин бездонного молчания. И когда мы думаем о Боге Отце, > то здесь Он открывается нам как та глубина молчания, из которой > может прозвучать одно слово — Слово, являющееся полным, совершенным > выражением этих глубин, и Его действие есть совершенное выражение > извечной Божественной воли Отца... > Мы можем это понять, может быть, с особенной силой и резкостью, > если вспомним, что жизнь, вся =сила жизни= — только от Бога, > что вне Бога не может быть жизни тварной. Вы, наверное, помните, > как в момент своего распятия Христос, желая вольной волей > приобщиться ко всей человеческой трагедии, принял на Себя > =богооставленность=. +Боже Мой, Боже Мой!+ Для чего Ты Меня > оставил? — воскликнул Он с креста (Мк.15:34). В этот момент > Он приобщился именно к богооставленности всякого человека, > потерявшего Бога, и, потеряв Бога в Своем человечестве, Он умер, > как умирает всякий иной человек. > И вот после совершения чудес, после того, как Он изгнал бесов, > проявил Божественную Свою силу через Свое человечество, Ему нужно > было, Он должен был погрузиться в общение с Богом и Отцом не как Сын > Божий Единородный — между Ним и Отцом не могло быть никакого > разрыва, отдаления, — но как +Человек Иисус Христос+ (и эти слова > принадлежат не мне, а апостолу Павлу — Рим.5:15). И когда мы думаем > о Христе, о том, какой дивный подвиг самоотвержения, отдачи Себя > Он понес, как, будучи Живым вечным Богом, Он согласился войти > в тварность, приобщиться ко всем ограничениям тварности и ко всему > ужасу, созданному человеком на земле, мы можем понят и поверить, > что если Бог так нас любит, =так в нас верит=, так надеется, > что мы отзовемся на Его любовь, то, по слову апостола Павла, > всё нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе > (см. Флп.4:13).
------------------------------------- *** по теме евангельского чтения см.: ************* * Яков Кротов: И Бог - свободное существо! (Мк.1.40) с. Христ.Просвещ./rasylka/002/127.htm#0
*Так смотр`ите же, братья, * * * |