Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 24 марта ст.ст., Великий
втроник (Страстная седм.).
> Пророчество Христа, произнесенное на Элеоне, - одна из труднейших > загадок Евангелия. Первые христиане под влиянием иудейской > апокалиптики решали ее просто: через короткий срок после падения > Храма Христос явится, чтобы царствовать над миром. Даже когда > убедились, что слова Его были поняты неверно, многие верующие > продолжали жить под знаком близкого конца мира. Несчетное число раз > появлялись сектанты, которые возвещали наступление Страшного Суда > и даже указывали его срок. Люди бросали работу, дома, уходили в леса > и пустыни, охваченные мистическим ужасом. Порой эсхатологическое > чувство заражало почти всю Церковь{См.: 1Фес.5:1-6 ...}. Однако > неизменно сбывалось слово Христово о тайне последнего часа, ведомой > только Отцу. > Что же породило это многовековое недоразумение? > Некоторые экзегеты думают, что пророчество о конце принадлежит > не Христу, а евангелистам, или, вернее, тем источникам, из которых > они черпали; что слова Иисуса об участи Храма слились в умах первых > христиан с идеей светопреставления. Действительно, Евангелия - > не стенограммы, и при передаче речей Господних в них могли > отразиться верования ранних общин{}. Но что породило сами > эти верования? Только ли народная фантазия? И разве могли бы они > удержаться столь прочно, если бы Христос не дал для них основания? > Вспомним, что уже начало Его проповеди в Галилее было связано > с вестью о приходе Царства Божия. Вычеркнуть эсхатологическую тему > из Его учения - значит зайти слишком далеко. > Иные богословы, считая, что Иисус Христос по-человечески > мог заблуждаться, склонны видеть ошибку у него Самого. “Иисус, - > говорят они, - жил чаянием скорого конца”. Но такой взгляд > неприемлем для христианского сознания и противоречит Евангелию. > Благовестие Иисуса, взятое +во всём объеме+, подразумевает впереди > длительное время, предваряющее явление Царства. Это видно, > как мы уже говорили, хотя бы из притч о зерне, нивах, дереве, > закваске{}. Да и сама элеонская речь Господа включает > эту перспективу. “Времена народов”, указанные Им, - период > совершенно неопределенный. Разорение Иерусалима и всемирные бедствия > названы Им “началом мук рождения”. Слова “близко при дверях” скорее > следует понимать в масштабе пророчеств, которые обычно рисуют > “тысячу лет как один день”. Это не земные, а божественные масштабы. > По словам Христа, Он явится во славе не раньше, чем “будет > проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство > всем народам”{Мф.24:14}. Трудно представить себе, чтобы Христос > в данном случае имел в виду всего несколько десятилетий. Мы знаем, > что условие это и через двадцать веков далеко не исполнилось. > Ведь даже страны, казалось бы, христианизированные нередко остаются > в неведении о сущности Евангелия. > Но, если Христос говорил об отдаленном будущем, для чего призывал Он > учеников быть в готовности? Какое отношение к ним имело то, > что свершится через тысячи лет? > Ряд авторитетных современных толкователей полагает, что в Евангелии > мы имеем дело с “осуществленной эсхатологией”{Эту мысль впервые > четко сформулировал Чарлз Додд. “День Сына Человеческого, - говорит > он, - означает вневременной факт. Он связан с историей, поскольку > укоренен в историческом кризисе приходом Иисуса” (Dodd Ch. The > Parables of the Kingdom, p.81).}. То, что Христос называл “явлением > Сына Человеческого”, судящего мир, есть Его собственная жизнь, > смерть и Воскресение. Приход Сына Божия поистине был судом, который > продолжается в веках. > Эту мысль можно, по-видимому, подтвердить многими изречениями > Иисуса: “На суд пришел Я в мир сей”; “+Ныне+ суд миру > сему...”{Ин.9:39; 12:31; ср.3:19}. И всё же те, кто внимательно > читает Евангелия, должны признать, что Христос говорил о Суде > +не только+ в смысле Своего служения. Его благовестие неотделимо > от ветхозаветных пророчеств, которые указывают на путь человечества > к полноте времен, к совершенному торжеству Царства. > Почему в Евангелии тема конца Ветхого Завета переплетена с темой > Суда и темой конца истории? Вероятно, Христос сознательно сблизил > их, ибо существует таинственная связь между тремя событиями: > Воплощением, гибелью Храма и последним кризисом мира. > Явление Спасителя было началом “мессианской эры”: Бог вошел в жизнь > человечества, приблизился к нему столь непосредственно, как никогда > прежде. Эта встреча и явилась Судом, который вступил в силу с того > момента, когда уничиженный Мессия, вестник любви и правды, поставил > людей перед выбором: принять или отвергнуть Его. > Ветхозаветная Церковь как носительница Откровения уже не раз была > судима Богом. Когда люди отказывались слушать Его слово, возвещенное > через пророков, они лишались небесного покрова и попадали в рабство > к язычникам. В 70 году этой трагедии суждено будет произойти вновь, > ибо “Иерусалим не узнал времени посещения своего”. Но - жребий > Иерусалима есть прообраз длящегося Суда Божия; его испытывает > на себе и христианский мир: Рим, Александрия, Константинополь... > Новый народ Божий, приняв Завет Христов, несет > ту же ответственность, что и древний Израиль. Поэтому он будет > постоянно переживать “судные дни”, доколе борьба добра и зла > не достигнет высшей точки напряжения, и тогда произойдет последний > Суд, перелом, прорыв истории за свои пределы, очищение > и преображение мира...
* В.Н.Кузнецова: О чём не знал Иисус... (к Мф.24:36,42) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/408.htm#0 * Р.Гвардини о последнем суде над миром с. Христ.Просвещ./rasylka/002/045-53.htm#N53
Иисус сказал: |