Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 27 марта ст.ст. 2004г., Великая (Страстная)
Пятница, В этот день согласно уставу Православной церкви на утрене читаются евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа (т.наз. "12 евангелий"; обычно в храмах эта служба совершается вечером в четверг). В приложении к этому выпуску, которое рассылается отдельным письмом, приводится текст этих фрагментов в современном переводе.
> В центре Божественной литургии — крестная жертва Христа; > и к пониманию этой Христовой жертвы нас приготавливает весь Ветхий > Завет, особенно та часть Ветхого Завета, которую мы не всегда > с большим пониманием воспринимаем: законоположения о жертвах. > Часто ставится вопрос: почему были установлены эти жертвы? какой > смысл могло иметь приношение ягненка в умилостивление Богу? неужели > кровь бессловесных животных может быть оправданием и очищением > для человека? И вот тут надо понять, что происходило и на что > обращает внимание Ветхий Завет этим законоположением. Для этого > надо перенестись сердцем, душой во времена, которые уже не наши, > но которые мы можем легко уловить, если подумать вот о чём: едет > пьяный человек на автомобиле, убивает прохожего; что случилось? > Потому что один совершил неправду — другой расплатился жизнью. <...> > Представьте себе обстановку Ветхого Завета: кочевые еврейские > племена, которые с собой вели целые стада овец и других животных. > У какого-нибудь хозяина — небогатого, потому что богатых не было — > рождается в стаде ягненок. Мы видим, на примере ветхозаветного > рассказа о жизни царя Давида (2Цар., гл. 12), какие отношения были > между хозяином-пастухом и ягненком, который родился у него. > Этот ягненок не является только будущим его богатством; этот ягненок > родился как бы в семье, он дорог, он хрупкий, он маленький, > он требует защиты, ему нужна ласка, тепло. В этом рассказе из жизни > царя Давида нам говорится, как он, соблазнившись, взял жену другого > человека, который всё время сражался на войне. Пророк Нафан к нему > приходит и хочет его образумить; но он не прямо его упрекает, он ему > рассказывает притчу. Был бедняк, и всего у него была одна овечка; > родилась она у него в доме, он ее вскормил, он ее уберег, > он ее ласково полюбил; у него никого на свете не было, она ему была, > словно дочка. И у него был богатый сосед, к которому пришел гость. > У богатого соседа было много скота, но ему стало жалко своего скота; > он отнял этого ягненка у бедняка, — закололи, попировали... > Что Давид на это сказал? Он в возмущении сказал: наказать надо этого > человека, — он отнял самое дорогое, что было у бедняка, у него > больше ничего не осталось... И тогда Нафан ему говорит: Ты — богач; > у Урии было одно только сокровище — его жена, которую он любил, > которая для него была всё; ты — царь, у тебя всё есть, но ты ее > у него отнял... В этом рассказе мы улавливаем то ласковое, теплое > отношение, которое было между хозяином и овечкой, > между человеком-пастухом и его стадом. > Это мы видим тоже в рассказе Христа Спасителя о пропавшей овце. > Говоря "хозяйственно": ну, ушла овца в горы — неужели оставить > девяносто девять овец, которые тоже могут разбрестись, на которых > тоже может напасть волк, которых могут расхитить разбойники? > Конечно, нет! Родится еще какая-нибудь овца, заменим пропавшую, > и всё. Но здесь — не хозяйственный подход, здесь совершенно другое > отношение. Овца, которая ушла в горы, — это овечка его стада, > она родилась в его стаде; он ее, вероятно, маленькую, > при передвижении с места на место носил на плече, на руках; он ее > уберег и от болезни, и от холода, и от голода, и от хищных зверей, > и от грубости других овец. И она для него не просто (как для нас, > не привыкших к такой жизни) овца, которую могут заменить тысячи > других овец, когда они родятся: она родная, своя... И он уходит > ее искать. > И вот когда мы думаем о жертвоприношении Ветхого Завета, мы должны > понять, с каким чувством человек думает о пропавшей овце, об овце, > которая должна умереть. Вдруг Господь ему говорит: Ты — грешный > человек, ты живешь нечисто передо Мной, творишь неправду; и потому, > что ты творишь неправду, ты собственной рукой должен заколоть одну > из твоих овец, причем ты должен выбрать непорочную овечку, > самую чистую, самую прекрасную, ту, на которую ты любуешься, которая > для тебя является радостью, как ребенок в собственном доме... — > Но почему? Почему мне это делать? — Потому что неправда виновного > ложится страданием на невинного; убей ее и поставь себе вопрос: > ты сможешь снова поступить вероломно, нечисто, неправедно? > Ты посмотри, кто платит за твой грех, ты посмотри, поставь себе > вопрос: на кого ложится проклятие твоего греха?.. > И так из столетия в столетие в Ветхом Завете люди воспитывались > на том, что грех мой непременно ляжет страданием, м`укой, смертью > на невинного, никогда не на виновного, — виновный себя сумеет > защитить. Неправедный, подобный мне, сумеет себя защитить; а вот > любимый, чистый, хрупкий, беззащитный — на того падет всё страдание > и все последствия моего греха. Причем Ветхий Завет в этом смысле был > к человеку беспощаден: ты должен выбрать самую чистую, самую > прекрасную овечку, ты должен ее выделить из стада на смерть, > ты должен ее принести в жертву, ты должен воочию, почти телесно > ощутить, что значит грех... Грех значит — смерть, страдания, ужас > предсмертного страха для невинного существа; причем твой грех — это > его или ее страдание. > Вот смысл ветхозаветного жертвоприношения, и вот почему Ветхий > и Новый Завет (Ветхий Завет — пророчески, Новый Завет уже воочию) > нам говорят о Христе как об агнце: Агнец Божий, который берет > на себя грех мира (Ин.1:29), — Он берет на Себя весь грех мира. > Он, непорочный, чистый, безгрешный, должен умереть, потому что > Он захотел, вольной волей захотел стать нам своим, родным; Он уже > не только Бог небесный, Он — человек на земле. Человек безгрешный, > чистый, как овца была чистая, непорочная; и потому что вокруг Него > качествует грех — этот грех ложится на Него проклятием и смертью. > <.....>
* митр. Сурожский Антоний: СЛУЖБА “ДВЕНАДЦАТИ ЕВАНГЕЛИЙ” с. Христ.Просвещ./rasylka/002/056.htm#0 * свящ. Георгий Чистяков: Крест посреди нашей жизни... с. Христ.Просвещ./rasylka/003/411.htm#0
*Искупил Ты нас от проклятия
Закона / драгоценною Своею Кровию: / |
|
![]() |