Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 26 марта ст.ст., Великий (Страстной) Четверг, =продолжение. см. вып. 730= > Пророк Иеремия (31,32) предсказывал, что установление Нового Завета > будет непохоже на начало Ветхого; и в самом деле мы видим > две разительно отличающиеся картины. Там — грозные уступы Синая > и т`олпы народа, которые не дерзают приблизиться к подножию горы; > здесь — полутемная горница и Учитель в окружении Двенадцати. Там — > раскаты грома и трубные звуки; здесь — тихий голос Назарянина, > произносящего таинственные слова. У Синая — лишь надежда, > обетование, прообраз (сам Моисей не в силах созерцать Славу > Господню); на Вечери же Мессия делит трапезу с теми, кто возлюбил > Его, и говорит им: «Видевший Меня — видел Отца». > Знаменательно, что на древних иконах «Троицы» (в том числе > и св. Андрея Рублева) главная тайна христианской веры изображена > в виде трапезы Трех, соединенных любовью. Из всех обычаев религии > Завета Христос избрал именно сакральную трапезу, чтобы сделать ее > основополагающей мистерией Церкви. Она призвана включить верных > в незримый круг любви и соединить с Ним — Господом и Учителем... > Таково происхождение Евхаристии. > Как мы говорили, Литургия пришла к нам непосредственно > из евангельских времен. Она переносит нас в ту ночь, когда Господь > в последний раз перед смертью беседовал с учениками. > Во всём следуя порядку, установленному на братских вечерях, Иисус > пел псалмы, произносил благодарственные молитвы над пищей, > но уже не пасхальный агнец знаменовал Завет, а Он Сам — Мессия, > Богочеловек. В Нём совершалось примирение людей с их Создателем. > Встревоженные и смущенные, смотрели апостолы на Христа, когда > в конце трапезы Он взял в руки традиционную «чашу благодарения» > и к обычным словам добавил: «Сия чаща есть Новый Завет > в Моей Крови», когда, разламывая пасхальный опреснок, Он назвал его > Своим Телом. > Так жертвы всех веков нашли исполнение и завершение в сионской > горнице, так тоска о близости к Богу утолилась Благодарением > Христовым, Его евхаристической Жертвой-Трапезой. > Сына Человеческого ждала Голгофа. Ее предрекали слов`а о Крови, > которая будет пролита, о Плоти, которая пройдет через смерть. > Но страдания Христовы — не просто гибель Праведника, м`ука Его души > и тела, а непостижимое отождествление Святого с падшим > человечеством. Свет нисходит во тьму. В лице Иисуса Бог «берет > на Себя грехи мира». > Никакие слова не могут вместить эту тайну. Одно лишь постигается > верой: в <сотворении мира> проявилась любовь Божия, и она же > действует в Страстях «нашего ради спасения». > Став одним из нас, приблизившись к нам? Богочеловек погружается > в трагическое земное бытие, в мир, где властвует зло. Воплощение > неизбежно ведет ко Кресту. Новый Завет скрепляется Кровью Мессии. > То, что произошло на Лобном месте и в саду Иосифа Аримафейского, > не изменило видимого порядка вещей, но в сокровенной глубине сущего > совершило великий перелом. Галилейский Наставник, в Котором обитает > божественное Слово, «Первенец из мертвых», приносит Царство Божие > на землю. В него могут войти все, кто свободно принял Христа, > кто нашел в Нём Путь, Истину и Жизнь. > Вечеря Сына Божия становится мистической трапезой единения Церкви. > Сам Господь заповедал «творить» ее в память о Нём. Приступая к Чаше, > последователи Христа, как говорит апостол Павел, «возвещают» смерть > Спасителя. Это не обычное «воспоминание» о минувших событиях. Всякий > раз Таинство знаменует подлинное пребывание Богочеловека > в Его Церкви. > Хлеб и вино! Простая человеческая пища — то, чем мы поддерживаем > жизнь... Но в Евхаристии они — Жертва Завета, через которую Христос > снова воплощается среди нас. С тех пор непрестанно священная Чаша > вознесена над миром: в древних катакомбах и средневековых соборах, > в центре огромного города и в лагере смерти, во тьме полярной ночи > и в сердце пустыни. Благодатная сила таинства как бы объемлет > нашу планету, следуя вместе с солнцем от востока до запада. > Земля совершает свой бег, но нет ни одного часа, когда бы Евхаристия > не возвещала о радости Искупления... > «Мы должны понять, — говорит протопресвитер Николай Афанасьев, — > что в Церкви нет священнодействий, которые совершаются сами по себе > или над отдельными членами вне остальных членов, но что всегда > и везде священнодействует Церковь как собрание верующих»{}. > Это в первую очередь относится к Литургии. Недаром само слово > «литургия» означает «общее дело». Такие выражения, как «отстоять» > или «прослушать» обедню, свидетельствуют об утрате христианским > сознанием изначального смысла Евхаристии. > Даже если человек, находясь в храме, не причащается, он может > глубоко пережить таинство, духовно, внутренне соучаствовать в нём. > Но для этого важно знать его истоки, символику и строй, тем более, > что часть важнейших молитв стоящие в храме не слышат, а одних > «возгласов» священника недостаточно, чтобы понимать смысл > происходящего{}. > * * * > Хотя детали евхаристического обряда на протяжении веков менялись, > но сущность таинства и его библейская первооснова всегда оставались > неизменными.
* В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.26:17-30 (Пасхальная трапеза. Заключение Нового Договора): с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/2617-30.htm#0 +отдельно только к Мф.26.26-29 (Заключение Нового Договора): с. Христ.Просвещ./rasylka/003/410.htm#0 * Х.Яннарас о Евхаристии как воспоминании Тайной Вечери с. Христ.Просвещ./rasylka/002/055.htm#0
*Я от самого Господа узнал
то, что потом передал вам: |