Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 5 августа ст.ст., ср (12-я седмица по Пятидесятнице); {Предпразднство Преображения Господня} литургические чтения: за ср: 2Кор.6:11-16; Мк.1:23-28; за чт: 2Кор.7:1-10; Мк.1:29-35. 23 В это время в синагогу вошел человек, одержимый нечистым духом. Он закричал: 24 - Что тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Ты пришел нас погубить? Я знаю, кто Ты! Ты - Святой посланец Божий. 25 Но Иисус приказал ему: - Замолчи и выйди из него! 26 Нечистый дух сотряс человека и с громким воплем вышел. 27 Все ужаснулись и стали спрашивать друг друга: - Что это значит? Какое-то совсем новое учение... И власть у Него такая, что духам приказывает и те Ему подчиняются. 28 И тотчас молва о Нём разнеслась по всей галилейской земле. (Мк.1:23-28 в переводе В.Н.Кузнецовой) > Мк.1,24: Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел > погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты: Святый Божий. > Человек оказывается меж двух вечных огней. Бес боится, что "Святой > Божий" его погубит. На греческом "погубит" - того же корня, > что и "Аполлон", только незадача: Иисус не Аполлон. Аполлона можно > назвать "Солнце", Иисуса - разве что "Солнце правды", чтобы смягчить > величественный титул. Но на русском уж лучше "Солнышко". Бес этого > не понимает и боится, что Иисус его "погубит". При этом бес понимает > (и читатель думает, что понимает): "убить" беса нельзя, нельзя его > истребить - он же дух, он же бессмертный. Поэтому его можно > "изгнать", "связать", но где-то он всё равно останется. Где > и в каком объеме, понять трудно, но в саму неуничтожимость зла > верится легко. Труднее понять и поверить, что Иисус не "губит" беса, > потому что не губит никого, что Иисус не Аполлон, не испепеляющее > Солнце, потому что Иисус пришел спасти погибающее. Бессмертный > не несет смерти. В этом главная тайна Апокалипсиса: победа над злом > не истребляет зла, не уничтожает "места" для него, это не то, > что склонны считать победой люди - когда от побежденного города > не остается и следа. Впрочем, нам не нужно стыдиться > своего непонимания и уж тем более не ст`оит притворяться > понимающими: можно быть богословами, но нельзя быть злословами, > нельзя словами описывать и описать бесовщину. Когда бес говорит: > "Знаю Тебя, Святой Божий", он лжет, как всегда. Тем более, > в оригинале это звучит как "Я прекрасно Тебя знаю". Знал бы - > вернулся бы, расплакался бы, воспарил бы. Ничего-то бес не знает, > поэтому и говорит "Святой Божий", где надо было бы сказать > куда сильнее. Он знает опасность от Бога, но не знает безопасности > в Боге. Он называет Иисусе всего лишь "святым Божиим" (впрочем, > для евангелиста это выражение безусловно означает признание Иисуса > Мессией). > Бесы обращаются к Иисусу словно император к народу: "Мы", "не трожь > нас". Кроме императоров, таким же неумением говорить лично от себя > отличаются все, кто вещает от имени народа, сословия, поколения. > "Мы, русская нация..." "Мы, русские патриоты <ы...>..." > "Мы, нормальные люди..."... > (2.4.2002) * * * > В некоторых рукописях, видимо, было исправлено (): все глаголы > поставлены во множественное число. А то в одной фразе "знаю" > и "нас". Логичнее "погубить меня - знаю Тебя" или "погубить нас - > знаем Тебя". Но в том-то и проблема, что человек способен не просто > на раздвоение личности, а на раздвоение мигающее, не просто на грех, > а на грех с прерыванием. Это и хорошо, ведь только этими интервалами > между грехом люди и живы. Плохо то, что существование интервалов > позволяет чувствовать себя здоровым. Подлец не бывает подлецом > 24 часа в сутки. Предатель всегда может предъявить массу случаев, > когда он был верным псом. Лакей в свободное от лакейства время > перемывает барину косточки так, что вполне может считать > оппозиционной элитой, исподволь разрушающей крепостную зависимость. > Потому что в человеке всегда есть "мы", безлично-греховное, > объединяющее его со злом Адама и со злом доадамовым, есть и "я", > не менее, а даже более враждебное личности, не "безличное", а именно > антиличное. Но есть в человеке и святое "мы", обнаруживающееся > во время земной жизни прежде всего в ответственности друг за друга - > не агрессивной ответственности ханжества, а в покаянии. Есть > в человеке и святое "я", способное сказать: "Знаю Тебя", > ибо подлинно встретить Бога может лишь "я", а не "мы", человек, > а не "русские". > (13.8.2003) * * * > Иисус обращается с бесом как с бурей, говорит одинаково "замолчи" > (Мк.1,25 и Мк.4,39). <...> В этом рассказе всё время путаются > глаголы - что относится к бесноватому, а что - к бесу. Путается > и само ощущение зла: то кажется, что оно внутри, бьет в человека > словно цыпленок в скорлупу (и тогда это именно "изгнание беса"), > а то - что бес снаружи, но схватил человека. Тогда заклинают беса > "отпустить", а не "выйти" - собственно, слово "одержимый" > подразумевает именно ощущение, что кто-то снаружи "держит". > Наверное, и в состоянии беснования возможен свой оптимизм и свой > пессимизм - конечно, если человек переживает зло как нечто > внутреннее, это тяжелее, чем видеть зло как нечто внешнее. > Материалист веселее аскета, ведь он верит, что достаточно устранить > внешнее зло, и жизнь наладится. Только и самый неприятный вариант: > правы и люди, по-марксистки одержимые идеей внешности зла, и люди, > одержимые идеей внутренности зла. Человек зажат между внешним > и внутренним хаосом как тонюсенький кусок сыра, и плавится, и шипит, > и обугливается. К счастью, исцеление возможно, более того, > бесноватых всегда меньшинство, и главные проблемы - после того, > как устранена "среда". В этом неправда того аскетизма, который > убеждает человека, что внутреннего зла хватит, чтобы до гроба себя > изводить покаянием. Борьба со злом может быть худшим злом не только > у материалистов, но и у идеалистов, у верующих - это та судорога, > с которой человек освобождается от греха, но судорогу эту > растягивают на всю жизнь. И вот уже беса нет, греха нет, болезни > нет, бури нет, а человек всё ломается и ломается перед Христом, > вместо того, чтобы встать, отряхнуться и идти, куда Бог пошлет. > (26.8.2003) [ Свящ. Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_04_34.html & www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_04_35.html ] +++ Жан Даниэлу: жизнь в Боге, обитание Бога в верующем с. Христ.Просвещ./rasylka/003/541.htm#0 +++ прп. Иоанн Кассиан Римлянин: Печаль с. Христ.Просвещ./rasylka/003/542.htm#0 +++ Яков Кротов: "Болейте на здоровье с. Христ.Просвещ./rasylka/003/650.htm#0 ( www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_23.htm) +++ прп. Исаак Сирин, Оливье Клеман: сострадание всякой твари с. Христ.Просвещ./rasylka/002/188.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой? Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? Или единство у верующего с неверующими? Что общего у храма Бога с идолами? А мы - храм живого Бога. Потому что так сказал Бог: "Я поселюсь у них, Я буду с ними жить, Я стану Богом их, они - Моим народом".* (2Кор.6:11-16) |
|||
|