Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 11 августа ст.ст., вт (13-я седмица по Пятидесятнице); {попразднство Преображения} литургические чтения: 2Кор.8:16-9:5; Мк.3:13-19 *. Начало см. в выпусках 853 (с. Христ.Просвещ./rasylka/004/853.htm#0 ), и 859 (с. Христ.Просвещ.//rasylka/004/859.htm#0 )! > Патриарх Сергий, покойный, говорил, что Церковь развивалась по линии > от плюрализма к единству, что вначале общины были все независимо > разбросаны, потом они объединялись, потом возникли епископаты, > митрополии, потом возник патриархат - и всё это движение носило > характер безусловно центростремительный. Организационно был один шаг > до того, чтобы Церковь превратилась в единый государственный > организм. Но промысел Божий этого не допустил. Он использовал грехи > человеческие, распри между латинянами и греками для того, > чтобы сохранить плюрализм хотя бы на двух полюсах Римской империи; > и возникло два типа благочестия, а теперь и три. На самом деле есть > несколько типов христианства, их должно быть не менее четырех, > поскольку четыре типа человеческого характера существуют > по традиции. И мы должны сказать, пародируя как бы, что > протестанты - это холерики, что православные - это <...> > меланхолики, что католики - это сангвиники и т.д. Я очень > это огрубил, но, если вы покопаетесь, вы увидите, что иной человек, > который числится православным и по всем приметам такой, в душ`е он - > совершенный баптист, а есть баптисты, которые совсем православные. > Есть иудей, такой, что - сдери с него шапочку, надень на него > что-нибудь другое - ну истинно православный человек, вот прямо > ортодокс. Это типажи человеческие. > Значит, всегда возникает вопрос - опять мы возвращаемся > к исходному, - почему же Господь вручил эту власть? Ну нет этой > власти. Заслуга А.С.Хомякова в том, что он показал, правда с левыми > загибами, но показал, что в Церкви нет внешнего авторитета. Загибы > были в том, что он потерял чувство реальности, забыв, что Церковь - > это и союз людей. А любой союз требует дисциплины определенной, > иначе все будут грести, как лебедь, рак и щука. Но мы должны всегда > помнить, что дисциплина эта не божественная, а конвенциональная, > условная. > Мы подчиняемся ей ради свободного послушания, ради того, > чтобы сохранять структуру Церкви как общины. Одному не нравится > одно, другому - другое, одному не нравится иконопись, другому > живопись - нужно идти навстречу друг другу. Но, по существу, он был > прав: в Церкви внешних авторитетов не должно быть, только духовные. > Мы свободно принимаем авторитет Евангелия, авторитет Христа - это > не внешний авторитет. Они, конечно, для нас авторитет, но в смысле > высшего, это носители высшей истины, но это не то, что нас давит, > а то, что мы восприняли свободно, открыв себя этому потоку. Это > не так просто выразить, и Хомяков над этим бился, и Бердяев потом > бился, но всё-таки это заслугой Хомякова остается утверждение, > что здесь свобода чад Божиих... > Ко мне недавно приходил один юноша, учитель из соседней деревни, > крещенный, хотел в храм ходить, разобраться и спрашивал > об инквизиции и прочем. Я говорю ему: это самое простое дело. У нас > есть критерий, когда мы можем отличить подлинное от мнимого. Вот > в романе Г.Грина "Сила и слава" очень точно сказано в разговоре > героя с лейтенантом, который ведет его на казнь. Герой говорит: если > у вас будут плохие люди, то всё пропало, потому что у вас всё сто`ит > на людях. У нас могут быть плохие люди, но на самом деле у нас > всё живет другим. Он сказал буквально: "У нас Бог из камней делает > сынов Авраама, и всегда их найдет". Чтобы было ясно, что это > всё-таки дело - нечеловеческое. > И поэтому меня глубоко изумляют рассуждения многих западных > богословов, которые говорят о будущем христианства. Они рассуждают > в той же терминологии и в той же психологической атмосфере, > в которых можно рассуждать о судьбах какой-нибудь организации > или партии. Как там она? Преуспеет или нет? Будет она иметь рынок > сбыта своим идеям или нет? Да, плоховаты дела... Абсолютно > бессмысленные рассуждения, потому что если этих господ пригласить > в те времена, когда жили апостолы, то что тогда бы они сказали, > какие там были социальные условия?! "Распят мятежник!" - помните, > есть такое стихотворение "Против течения" А.К.Толстого, очень > хорошее, и они там говорят: "Распят мятежник" - и всё! Кончено, > будем спокойно теперь отдыхать. Но оказывается нет, всё вышло > на поверхность. <...> Так что о Церкви судить только на основании > социологии - совершенно близорукое решение. Именно поэтому мы > и говорим о ее двойственности, о богочеловеческой природе. > Вот мы, члены Церкви, ее инструмент, но то, что с нами происходит, > это, в общем, всегда чудо... всегда чудо. Мы вовсе не клуб > по интересам, хотя, конечно, у нас с вами много общего, в жизни, > в характере, в устремлениях, тем не менее, есть некая тайна, которая > будет связывать нас и далее, потому что "где двое или трое собраны > во имя Мое, Я среди них", - и это преодолеет наши немощи. Она > не формализована, тайна, и власть действительно дана, но дана > условно, до тех пор пока... "кто хочет быть первым, будь слуга..." > Надо сказать, что это ведь действовало и в ветхозаветной церкви. > Когда мы начинаем читать историю, мы видим, то народ бунтует, > то какие-то недостойные цари - всё очень непросто, диалог идет > сложно и напряженно. А что касается идеи первосвященника, то, > рассуждая социологически, конечно, в ней есть большой смысл. > Разумеется, удобнее, когда церковное руководство находится > вне государства, когда оно обладает автономией, когда оно обладает > огромным аппаратом богословов и т.д., поэтому более мобильно. > Но в этом есть и своя опасность. И мы должны всегда видеть, > где Христова Церковь, а где ее внешние стороны. [ Свящ. Александр Мень. ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ (оп. в сб. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА) www.krotov.info/library/13_m/myen/00067.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.10:2-4; Лк.6:12-16; эпизод N49 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#49) +++ Александр Мень: апостольская Церковь с. Христ.Просвещ./rasylka/003/489.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- "Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир (окружающий нас)". (В.Франкл) |
|||
|