Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 5 сентября ст.ст., сб (16-я седмица по Пятидесятнице); пам. прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи (Iв.) литургические чтения: 1Кор.10:23-28; Мф.24:34-44. > НОЧЬ > "Если бы ведал хозяин дом, в какую стражу придет вор, то бодрствовал > бы и не дал бы подкопать дома своего". > Догадаться, в какое время придет вор - нетрудно: ночью. Ночь - > любопытное время. "Спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью" > (1Фес.5.7). Ночь, как лошадь, делает подлеца подлее, а > благородного - благороднее. Видения чаще происходят ночью. > В посланиях апостольских уже пословицею выговаривается, что "день > Господень так придет, как тать ночью" (2Пет.3.10; 1Фес.5.7). Молитва > ночью углубленнее обычной. (Целиком ночной молитве посвящен 133 > псалом.) Монахи полагали ночную молитву обязательной каждоднево - > отсюда остались в наших утренних молитвах слова "полунощную песнь > приношу" - эту молитву читали, просыпаясь среди ночи. <...> > <...> > <...> Господь с горечью теребит заснувших апостолов, Господь > предупреждает: "Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь" (Мф.26.31). > Ночь - время соблазнов, время - по статистике - самых тяжелых > и скверных преступлений. Молящийся ночью, следовательно, как бы > выходит на передовую сражаться с бесами. <...> А почему, собственно, > ночь - время бесов и гадостей? Падшие ангелы - существа не от мира > сего, не какие-нибудь вампиры, и не должны быть в зависимости > от смены света и тьмы. Действительно, если вдуматься, днем зло > не слабее, чем ночью, и грешим мы в основном всё-таки днем - только > днем у нас хватает сил не только на грех, но и на самообман, > на успокоение собственной совести - а ночью сил хватает на что-то > одно. > В этом, наверное, разгадка. Ночь - время зла не потому, что бесы > особенно сильны ночью, а потому, что люди ночью особенно слабы. > Мы устаем, мы спим или хотя бы клюем носом. Так человек совершенно > физиологическим путем получает то, что лишь с огромным трудом дается > путем духовным: освобождение от мирских попечений. Бодрствуя > всю ночь или хотя бы просыпаясь среди ночи, мы оказываем вырванными > из потока суеты; наши способности суетиться - мыслить, чувствовать > суетно - спят, открыты лишь глаза. Мы ощущаем в себе некую пустоту > и беспомощность. Ночь - не наше время, она ничейная. > Но хозяин всегда находится. Либо приходит зло на эту ничейную > территорию и захватывает ее, либо приходит Бог. Именно в расчете > на человеческую слабость и растерянность именно ночью устраивались > не так давно обыски и допросы: чтобы легче было проникнуть внутрь > наших домов и наших мозгов. Именно в расчете на те же слабость > и растерянность встречаются ночью Рождество и Воскресение: чтобы > Богу легче было - как вору ночью - проникнуть в дом нашей души. > Это не значит, что, бодрствуя, мы всегда настроены против Бога. Нет, > мы часто очень даже желаем Его, - а Он почему-то медлит. > Мы прикладываем все усилия, чтобы верить в Него - а Он > не откликается. И вдруг, ночью, приходит откровение. Ведь со времен > Авраама откровение Бога о Себе происходит именно ночью! > Мы слишком много сил прикладываем днем, чтобы встретить Бога. > Мы превращаем религию в суету. Мы хотим верить, а средство выбираем > самое неподходящее - заботу о Боге. В результате усилий наших чувств > может родиться вера в человека-спасителя, ложная, разумеется. > В результате усилий нашего разума может родиться вера в Бога > Творца - истинная, разумеется. Но именно ночью, когда и чувства и ум > наши спят, вера не творится и не открывается нами, а открывается > нам: вера в Богочеловека, вера одновременно и безрассудная, > и невероятная чувствам, вера, вершина которой - Воскресение, > но ничуть не менее невероятно Рождество - начало Пасхи. Эта вера - > не наша собственность, не наше достижение, и Господь приходит > как разбойник - только не чтобы взять, а чтобы дать сокровище веры. > Почему бы не придти днем? И что это за вера, которая ждет, > пока уснут наши чувства и ум, которая предпочитает полусонных > раззяв? Ответ прост: наши сознательные усилия часто являются главной > причиной наших неудач в задуманном деле. > Вспомним: ведь ночь ассоциируется не только со всякими религиозными > явлениями. Ночь - время любви, любви в самом полном смысле. > Но подросток, рассуждающий о любви сугубо логически или только > переполненный любовными чувствами, испытывает страх, неприятие, > даже отвращение от мысли о том, что любовь - не только то, > что происходит днем, не только прогулки, поцелуи, цветы, но и то, > что происходит ночью... Ведь это может быть противно, > если сосредоточенно размышлять об этом: и, действительно, > такие корифеи как Мопассан и Толстой оставили замечательные тексты, > где отвращение к ночной стороне любви выражено с замечательной силой > и искренностью. > Ночь - время любви, той любви, которая выше наших чувств и нашего > разума, которая, на взгляд не любящего или любящего только сердцем > и умом, противна и делает нас подобными животным. Чтобы войти > в тайну этой любви, нужно, чтобы многие части нашего существа - > особенно нашей психики - заснули и отключились; слишком часто > импотенция начинается с того, что человек позволяет своему рассудку > или чувствам господствовать в любви. А от нас ночь любви требует > совсем другого - не чувств или рассудка, а всего нашего существа. > Усталость упраздняет наши представления о любви как платоническом > восхищении и/или (одновременно!) зверином скотстве - и тогда, ночью, > приходит к нам подлинная любовь, соединяя несоединимые днем души > и тела в единую плоть. > Подобна этому ночная усталость упраздняет и наши дневные - логичные, > ясные - представления о том, что есть человек и что есть Бог. > И тогда, ночью, как приходит к нам таинство любви, приходит нам > и таинство веры в Богочеловека, соединяя несоединимое для дневного > нашего разума. И мы достигаем вершины Божией любви к нам - > той вершины, которую рождественский гимн называет "свет разума". > Это, разумеется, не наш разум и не наш свет, и для нас часто > этот свет разума приходит в молчании ума и в ночной тьме. Приходит > вера - дар, вера в невозможное, в соединение человека и Бога. Ночью > мы настолько устаем, что теряем способность сопротивляться Богу, > и Он преодолевает наше недоверие: "Как возможно Невидимому стать > видимым, Творцу - полюбить меня до такой степени, чтобы стать такой > же тварью, как я?" Он приходит как разбойник, и дом нашей души > наполняется Его присутствием, и мы понимаем, что - да, так и должно > быть, происходит невероятное для самого яркого света мира сего. > Христос рождается и воскресает - и ночным таинством веры и любви > преодолеваемся мы как тварь и Бог соединяется с нами, становится > Сыном Человеческим и делает нас Сынами Божиими. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_44.htm ] +++ Яков Кротов: ЧЕРНЫЙ ХОД www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_43.htm +++ Он же: "Себя Иисус сравнивает с вором" www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_44.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "А о дне том и часе не знает никто: ни ангелы на небесах, ни Сын - знает один Отец. Как было в дни Ноя, так будет в те дни, когда возвратится Сын человеческий. В те дни, до потопа, люди ели и пили, женились и выходили замуж - и так до самого дня, когда Ной вошел в ковчег. Они ни о чём не догадывались, пока не пришел потоп и всех их не погубил. Так будет и в дни, когда возвратится Сын человеческий. Тогда двое будут в поле - и один будет взят, а другого оставят, две женщины будут молоть на одной мельнице - одну возьмут, а другую оставят. Так смотр`ите же, не смыкайте глаз! Ведь вам неизвестно, в какой день придет Господин ваш. Знайте, если бы хозяину дома было известно, в какой час ночи придет вор, он не спал бы и не дал бы вору забраться в дом. Поэтому будьте и вы готовы: в час, когда вы не ждете, придет Сын человеческий". (Мф.24:36-44) * * * *"Всё позволено!" - Но не всё на пользу. "Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию. Пусть каждый не своего добивается, а того, что идет на пользу другого.* (1Кор.10:23-24) |
|||
|
|
![]() |