Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 7 октября ст.ст., ср (21-я седмица по Пятидесятнице, чтения 20-й седмицы); литургические чтения: Флп.2:24-30; Лк.6:46-7:1 *. > <.....> что дивиться тому, что Он дары благодати дал людям, > уверовавшим в Него, но не имеющим жизни, согласной с верой, когда > <Его действие является> и в тех, которые не имели ни той, ни другой? > Так Валаам был чужд и веры, и добродетельной жизни; и, однако, > благодать в нём действовала для устроения спасения других. Фараон > был такой же; однако и ему Бог показал будущее (Быт.41). > Навуходоносору, самому беззаконному человеку, также открыл то, > что <должно было случиться через много поколений>; также и его сыну, > своим нечестием превзошедшему отца, открыл будущее, - и всё > для ч`удных и великих дел Своего промысла (Дан.2). Итак, поскольку > и тогда, при начале евангельской проповеди, нужны были многие > доказательства силы Христа, то и из числа недостойных многие > получали дары. Впрочем, от таких чудес они никакой не получили > для себя пользы, а только навлекли на себя еще большее наказание. > Потому Спаситель и произнес к ним это страшное слово: "Я никогда > не знал вас!" <...> Итак, возлюбленные, устрашимся, и приложим > великое старание о своей жизни, и не станем думать, что <раз мы > не совершаем теперь чудес, то имеем меньше> благодати. От чудес > никогда ничего не прибудет нам, равно как ничего не убудет от того, > что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. > <....> Вы слышали, какое понесут наказание те, которые не соблюдали > Его слов, хотя бы и чудеса творили. Теперь вы должны знать и то, > какими благами будут наслаждаться не только в грядущем веке, > но и в настоящем те, которые повинуются всем Его словам: "Всякого, - > сказал Он, - кто слушает эти Мои слова и исполняет их, уподоблю > благоразумному человеку". <.....> Так как он всё уже рассказал > о будущем, упомянув и о царстве, и о неизреченной награде, > и об утешении, и обо всём прочем, тому подобном, то после этого, > желая <принести пользу Своим слушателям>, показывает, как сильна > добродетель и в настоящей жизни. В чём же состоит эта добродетель? > В том, что с ней живут безопасно, не колеблются ни от каких > несчастий, сто`ят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим? > Этого не может приобрести себе даже украшенный диадемой, > а добродетельный достигает. <Только он> стяжал такую безопасность, > в пучине настоящей жизни наслаждаясь великой тишиной. И подлинно: > удивительное дело, что он не в приятную погоду, но во время жестокой > бури, при великом смятении и при постоянных искушениях, <ничуть> > не может колебаться. "И пошел дождь, и разлились реки, - говорит > Спаситель, - и подули ветры, и устремились на тот дом; и он > не упал, потому что основан был на камне" (Мф.7,25). Здесь дождем, > реками и ветрами Он иносказательно называет человеческие нечестия > и злоключения, как то: клевета, наветы, скорби, смерть, <гибель> > ближних, оскорбления от других и всякое другое зло, какое только > бывает в <здешней> жизни. Но душа праведного, говорит Он, ничем > не побеждается. Причина этого в том, что она основана на камне. > Камнем здесь Христос называет твердость Своего учения. И поистине, > Его заповеди гораздо тверже камня: помощью их праведники становятся > выше всех волн человеческих, так как кто старательно соблюдает > эти заповеди, тот побеждает не только гонения людей, но и козни > дьявола. > И что сказанное - не одни высокопарные слова, свидетель тому Иов, > который при всех кознях дьявола остался непоколебим. В том же могут > удостоверить и апостолы, которые при устремлении на них всех волн > вселенной, и народов и тиранов, и своих (соплеменников) и чужих, > демонов и дьявола, и при всех ухищрениях стояли тверже камня, > и всё это разрушили. Итак, что может быть блаженнее такой жизни? > И этого ничто не может нам обещать - ни богатство, ни крепость > телесная, ни слава, ни могущество, ни что-либо другое, но одно > только стяжание добродетели. Кроме одной добродетельной жизни > совершенно невозможно найти другой, которая была бы свободна от всех > зол. Свидетели тому вы, - вы, которые видите и в царских чертогах > наветы, и в домах богатых мятежи и возмущения. Но с апостолами > не было ничего подобного этому. Как? Неужели с ними не случалось > ничего такого? Неужели не было с ними никакого несчастья? Нет, - > но то-то всего и удивительнее - особенно, что многим они > подвергались наветам, многие разражались над ними тучи - и, однако, > всё это <ничуть> не поколебало их мужества и не повергло их > в уныние, но, сражаясь <безо всякой внешней помощи>, они > всё победили и превозмогли. Подобным образом и ты всему посмеешься, > если захочешь тщательно исполнять заповеди Христа. Ст`оит только > тебе оградиться этими любомудрыми наставлениями, <и> ничто тебя > не сможет опечалить. Какой вред может причинить тебе тот, > кто захочет коварствовать против тебя? <Отнимут> у тебя имение? > Но еще прежде <угрозы этого> тебе повелено презирать богатство > и <столь> отвращаться его, чтобы никогда ничего подобного > и не просить у Господа. <Ввергнут> тебя в темницу? Но еще прежде > темницы тебе заповедано так жить, чтобы уже распяться всему миру. > Злословят ли тебя? Но Христос освободит тебя и тут от печали, когда > и без труда твоего, за одно незлобие обещает тебе великую награду, > и <в такой мере> сделал тебя непричастным досаде и огорчению, > что даже повелел молиться за врагов. <Гонят> ли тебя и <бесчисленные > беды окружают тебя>? Но тем самым тебе <сплетается> блистательный > венец. <Убивают ли тебя <...>? И через это опять <приносят> тебе > величайшую пользу, поскольку <готовят тебе> мученические награды, > <ускоряют> твой путь в безмятежное пристанище, <доставляют> тебе > случай к получению большого воздаяния, и <содействуют> тебе > откупиться от общего суда. Это-то всего удивительнее, > что <клевещущие> люди не только <ничуть> не вредят тем, которым > стараются вредить, но еще делают их через то славнее. Что может > сравняться с тем благом, когда мы избираем такую жизнь - одну только > добродетельную жизнь? Сказав, что путь добродетели тесен > и прискорбен, Спаситель тотчас, чтобы ободрить Своих слушателей > к трудам, показывает на этом пути великую безопасность и великое > услаждение, тогда как на противном пути - большую опасность и вред; > указанными уподоблениями Он именно показал как награды > за добродетель, так и воздаяние за порок. <...> Спаситель > везде созидает спасение слушателей двояким образом - и ревностью > к добродетели, и ненавистью к пороку. Так как <предстояло появиться > таким людям>, которые, хотя станут изъявлять уважение к словам > Спасителя, но делами не будут этого доказывать, то Он предварительно > устрашает их словами: хотя сказанное и хорошо, но одного слушания > недостаточно для спасения; нужно еще и повиновение, выражаемое > делами <...>. И здесь <Он> оканчивает Свою речь, оставив слушателей > в великом страхе. Как к добродетели Спаситель побуждает их не только > будущими благами, упоминая о царствии, небесах, неизреченной > награде, утешении и о других бесчисленных благах, но и настоящим, > когда указывает на твердость и непоколебимость камня, - так > и от порока отклоняется не только страхом <последствий>, говоря > о <срубаемом> дереве, огне неугасаемом, затворенном входе в царство > небесное, а равно и словами: "... не знал вас", но и <теперешними> > бедствиями, представленными под образом падения дома. Потому <Он> > и речь употребил более выразительную, предложив ее в виде притчи. > Если бы Спаситель сказал просто, что добродетельный <чедовек> > непреодолим, а порочный скоро изнемогает, то Его речь не имела бы > такой силы, какую она имеет теперь, когда для выражения Своей мысли > Он употребил камень, дом, реки, дождь, ветры и тому подобное. > "А всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, уподобится > безрассудному человеку, который построил свой дом на песке" > (Мф.7,26). Справедливо Спаситель назвал такого человека > безрассудным. В самом деле, что может быть безрассуднее того, > кто строит дом на песке, <тяжело трудится>, но плода и спокойствия > не получает, а вместо того несет наказание? А что и преданные пороку > трудятся, то всякому известно. И хищник, и прелюбодей, и клеветник > переносят много трудов и беспокойств, чтобы свое нечестие привести > в исполнение; но от этих трудов не только не получают никакой > пользы, но еще терпят великий вред. Так и Павел, намекая на это, > говорит: "Сеющий в свою плоть от плоти пожнет тление" (Гал.6,8). > Такому-то сеятелю подобны и те, которые на песке строят, как-то: > на блуде, роскоши, на пьянстве, на гневе и на всем прочем. [ свт. Иоанн Златоуст. ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА (24.2-3) www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_24.html или des.tstu.ru/orthodox/ccel.wheaton.edu/Zlatmat1/Mat1_24.html ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф 7:21-27; эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#50) +++ Дитрих Бонхёффер: дом на камне с. Христ.Просвещ./rasylka/003/481.htm#0 +++ Яков Кротов: Искушение забыть цель с. Христ.Просвещ./rasylka/003/471.htm#0 +++ митр. Сурожский Антоний: принять свою жизнь из руки Божьей с. Христ.Просвещ./rasylka/002/221.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Что вы зовете Меня "Господь, Господь", / а не делаете того, что Я велю? Того, кто приходит ко Мне, / кто слушает Мои слова и следует им, / знаете, с кем можно сравнить? Его можно сравнить с человеком, / который, строя дом, вырыл глубокий котлован / и поставил фундамент на камне. Вышла из берегов река, / обрушилась на дом тот, но не смогла его сдвинуть, / потому что он выстроен на совесть. А того, кто слушает Мои слова, но не следует им, / можно сравнить с человеком, / который построил дом на земле, без фундамента. Обрушилась на него река, / и он сразу рухнул. / От него осталась лишь груда развалин". (Лк.6:46-49) |
|||
|
|
![]() |