Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 6 октября ст.ст., вт {память ап. Фомы, I в.} (21-я седмица по Пятидесятнице, чтения 20-й седмицы); литургические чтения: Флп.2:17-23; Лк.6:37-45 *. Мф.7:1-5 (|| Лк.6.37-42, ср. Иак.1:13; 4:11-12) > Ст. 1-2 - =Никого не осуждайте= - этим не запрещается всякое > критическое суждение, объективная оценка, неизбежно связанная > с правильным нравственным выбором. =И вас Бог не осудит= - дословно: > 'и вы не будете осуждены'. Ошибочно видеть здесь приземленную > житейскую мудрость, дескать, не занимайся пересудами, не осуждай > соседей, тогда и соседи не осудят тебя. Иисус говорит о гораздо > более серьезных вещах: человек не должен брать на себя функцию > судьи, выносящего окончательный, вечный приговор, не должен > узурпировать права Бога. Ему единственному, знающему не только > внешнее, лежащее на поверхности, но и внутренние помыслы сердца, > принадлежит Суд. Выше уже несколько раз говорилось о том, что > обязательным условием Божьего прощения является готовность человека > прощать других людей (<Мф.>6.12,14-15). Но разве может простивший > и прощающий человек осуждать других? > =Какой мерой мерите, такой Он отмерит и вам= (дословно: 'такой будет > отмерено и вам; <глагол сто`ит в страдательном залоге, это т.наз > "божественный пассив", один из способов избежать употребления слова > 'Бог'>) - вероятно, это пословичное выражение; в Талмуде > оно повторено почти дословно. 'Мера за меру' - такой принцип был > широко известен (ср. Мк.4.24). Бог предоставил человеку самому > сделать выбор, по каким критериям его судить: если он прощает - > его прощает Бог, если осуждает - Бог его тоже осудит. Это призыв > быть трезвыми и жесткими в отношении себя, но предельно милосердными > к другим. Это запрет быть нетерпимыми, уверенными в собственной > превосходстве над другими, слепыми к своим ошибкам и недостаткам. > Ст. 3-5. Парадоксальные слова о =соринке= (точнее: 'крохотной > щепочке') и =бревне= иллюстрируют эту мысль. Человеку, уверенному > в своей праведности, кажется непростительным самый незначительный > недостаток брата - щепочка в глазу, но он не замечает, что его грехи > размером с бревно. Критическая настроенность к другим неизбежно > приводит к плачевным результатам для себя. Его кажущаяся забота > (='дай я выну соринку из твоего глаза'=) есть не более чем лицемерие > с точки зрения Бога. [ В.Н.Кузнецова ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ М.: Общедоступный правосл. ун-т, 2002 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.7:1-5,16-20; 15:14; 10:24-25; Мк.4:24; Ин. 13:16; 15:20; эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#50) +++ Яков Кротов: "Не судите" - заповедь для свободных людей с. Христ.Просвещ./rasylka/003/583.htm#0 +++ авва Дорофей: оплакивать своего мертвеца. сучок и бревно с. Христ.Просвещ./rasylka/004/823.htm#0 +++ Виктор Котт: "просто не до того, чтобы осуждать других..." с. Христ.Просвещ./rasylka/002/154.htm#0 +++ Клайв Льюис: почему христианам сказано: "Не судите"? с. Христ.Просвещ./rasylka/002/000-5.htm#N01 +++ на ту же тему - поучение прп. Иоанна Лествичника с. Христ.Просвещ./rasylka/003/474.htm#0 +++ Свт. Иоанн Златоуст комментирует этот фрагмент www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_23.html +++ свящ. Александр Мень: "Я пришел призвать вернуться к Богу не праведников..." с. Христ.Просвещ./rasylka/003/586.htm#0 +++ свт. Василий Великий: "Внемли себе" www.krotov.info/library/v/vasi_vel/2_091.html +++ св. Cерафим Саровский - о мире душевном www.krotov.info/library/s/sarov.html#9 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Любите своих врагов, помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ. Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего, / который добр даже к неблагодарным и злым. Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец. Никого не осуждайте - / и вас Бог не осудит. Никого не обвиняйте - / и вас Он не обвинит. Прощайте - и Он простит. / Давайте - и Он вам даст, полной мерою даст: / утрясет, утопчет и полную с верхом меру вам высыплет в полу плаща. Какой мерой мерите вы, / такой Он отмерит и вам". ... Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата, / а в своем бревна не замечаешь? Как ты можешь говорить своему брату: / "Брат, дай я выну соринку из твоего глаза", / если не видишь бревна в своем? Лицемер! Вынь прежде бревно из собственного глаза - / тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата. Ведь не приносит хорошее дерево больных плодов, / и, наоборот, дерево с гнилью не приносит хороших плодов. Деревья узнают по плодам! С колючек не собирают инжира, / а с терновника не срезают гроздей. Добрый человек выносит доброе / из хранилища добра в своем сердце. Злой человек выносит злое из хранилища зла. / Ведь из уст человека исходит то, чем полно его сердце.* (Лк.6:35-38,41-45) * * * *То, что мы ищем - в нас, * нет нужды за этим гоняться. * Оно тут всё время * и даст знать о себе, * если мы не будем его торопить.* (Т.Мертон) |
|||
|