=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7)

* 30 мая ст.ст., сб (2-я седмица по Пятидесятнице);
литургические чтения: Рим.3:19-26 # v; Мф.7:1-8 # +

 

       <Иисус сказал:>
       – Никого не осуждайте —
          и вас Бог не осудит,
(2)    потому что каким судом с`удите,
          таким Он осудит и вас
       и какой мерой мерите,
          такой Он отмерит и вам.
(3)    Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата,
          а в собственном бревна не замечаешь?
(4)    Как ты можешь говорить своему брату:
          «Дай я выну соринку из твоего глаза»?
             Посмотри, у тебя в глазу бревно!
(5)    Лицемер, вынь прежде бревно
          из собственного глаза
       и тогда увидишь,
          как вынуть соринку из глаза брата.
(6)    Не давайте собакам святыни —
          они набросятся и разорвут вас.
       Не сыпьте жемчуга перед свиньями —
          они растопчут его ногами.
(7)    Прос`ите — и Бог вам даст,
          ищите — и найдете,
             стучите — и Он вам отворит.
(8)    Всякий, кто просит, получает,
          кто ищет, находит,
             и тому, кто стучит, отворяют
                     (Мф.7:1-8 в переводе В.Н.Кузнецовой)

 

> О том, чтобы не судить ближнего

> Если  бы мы помнили, братия, слова святых старцев, если бы мы всегда
> поучались  в  них,   то  мы не предавались бы так легко  беспечности
> о  себе:    ибо   если  бы мы, как они сказали,  не нерадели о малом
> и  о  том,   что  нам кажется ничтожным,  то не впадали бы в великое
> и   тяжкое.  Я всегда говорю вам,  что от сих незначительных грехов,
> от  того,  что  говорим:  "Какая  важность  в  том  или  в  другом",
> образуется  в  душ`е злой  навык,   и   человек   начинает  нерадеть
> и  о великом.   Знаете ли,   какой  тяжкий  грех  осуждать ближнего?
> <Есть  ли  что-то> тяжелее сего? Что <столь> ненавидит Бог? <Что еще
> столь  отвратительно  Ему>?  Как и отцы сказали, что нет ничего хуже
> осуждения. Однако и в такое великое зло человек приходит от <того же
> нерадения  о  том,  что кажется ничтожным>. Ибо от того, что человек
> дозволил  себе <немного обратить  внимание  на> ближнего,   от того,
> что  говорит: "Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат?
> Что  за  важность,   если  и   я  скажу  одно  вот  такое-то  слово?
> Что   за важность,   если  я  посмотрю,   что  будет делать сей брат
> или тот странник?" – от сего самого ум начинает оставлять свои грехи
> без  внимания и замечать грехи ближнего.  И от сего потом происходит
> <то>,  что  мы  осуждаем,  злословим,  уничижаем ближних, <и в конце
> концов> впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что человек
> не  заботится  о  своих грехах и "не оплакивает - как сказали отцы -
> своего  мертвеца",  не может он преуспеть ни в чём добром, но всегда
> обращает  внимание  на дело ближнего. А ничто столько не прогневляет
> Бога,   ничто   так   не  <делает   человека   нагим   перед  Богом>
> и   не  <удаляет  его>   от  Бога,   как  злословие,  или осуждение,
> или уничижение ближнего.

> <Но  иное>  дело - злословить или порицать, иное - осуждать и иное -
> уничижать.  Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал,
> или  разгневался,  или  впал  в  блуд, или сделал что-либо подобное.
> <Тот,  кто так сказал,> -  злословил брата,  т.е. сказал пристрастно
> о  его  согрешении.  А  осуждать  –  значит  сказать: такой-то лгун,
> гневлив,  блудник.  Вот  сей  осудил  самое  расположение  души его,
> произнес  приговор  о  всей  его  жизни,   говоря,  что он таков-то,
> и  осудил  его,  как  такого;  а  это тяжкий грех. Ибо <одно дело> -
> сказать:  "он  разгневался",  и иное сказать: "он гневлив",  и,  как
> я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех
> осуждения <настолько> тяжелее всякого другого греха, что сам Христос
> сказал:  +<Лицемер!  вынь  прежде  бревно  из  твоего  глаза и тогда
> увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего>+ (Лук.6,42), и грех
> ближнего <Он> уподобил сучку, а осуждение – бревну. <Вот насколько> 
> тяжело осуждение, <оно превосходит> всякий грех!

> И  <тот  фарисей>,   молясь  и благодаря Бога  за свои  добродетели,
> не  солгал, но говорил истину, и не за то был осужден; ибо мы должны
> благодарить  Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому
> что Он помог и  содействовал  нам  в этом.   За сие  фарисей  не был
> осужден,  как  я  сказал,   что  он  благодарил  Бога,  <перечисляя>
> свои   добродетели,    и   не  за  то  он  был осужден,  что сказал:
> +<я  не такой,  как остальные люди>+;  но когда он <обратил внимание
> на мытаря> и сказал: +<или вот как этот мытарь>+; тогда он подвергся
> осуждению,  ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и,
> кратко  сказать,  всю жизнь его. Посему мытарь, <а не фарисей <+ушел
> домой оправданным+> (Лук.18,11).

> Нет  ничего  тяжелее,  как  я  много  раз  говорил,  нет ничего хуже
> осуждения,  презрения или уничижения ближнего. Почему мы не осуждаем
> лучше  самих  себя  и  наши  грехи,   которые  мы  достоверно  знаем
> и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем <присваиваем>
> себе суд Божий? Чего <мы можем требовать> от Его создания? Не должны
> ли  мы  трепетать,  слыша,  что случилось с великим <одним> старцем,
> который,  узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: "О, худо
> он  сделал!"  Или  вы не знаете, <о каком ужасном происшествии с ним
> рассказано> в Отечнике? Святой Ангел принес к нему душу согрешившего
> и сказал ему: "Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь
> ты   поместить  его,   в  Царство  или м`уку?"  Есть ли что страшнее
> сей  тяготы?  Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие:
> <поскольку>  ты  судия праведных и грешных,  то скажи,  что повелишь
> о  <недостойной>  душе сей? Помилуешь ли ты ее, или предашь мучению?
> Святой  старец,  пораженный  сим,  всё  остальное  время жизни своей
> провел  в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы
> Он  простил ему тот грех, –  и всё это уже после того,  как он,  пав
> на лицо свое к ногам святого Ангела, получил прощение. Ибо сказанное
> Ангелом:  "Вот  Бог показал тебе, какой тяжкий грех осуждение, чтобы
> ты  более не впал в него", уже означало прощение; однако душа старца
> до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач.

> Итак,  чего  хотим и мы от нашего ближнего? <Зачем нам чужое бремя>?
> Есть у нас, о чём заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим
> грехам.  Одному  Богу  принадлежит  власть  оправдывать  и осуждать,
> <ибо>  Он  знает  и  душевное  устроение  каждого  и  силу,  и образ
> воспитания, и дарования, и телосложение, и способности;  и сообразно
> с  этим  судит  каждого,  как Он сам Един знает. Ибо иначе судит Бог
> дела епископа и иначе правителя мирского,  иначе судит дела  игумена
> и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе
> здорового.  И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший
> всех, всё создавший и всё ведущий.

[ Авва Дорофей. ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ (6)  
www.krotov.info/library/d/dorofey/dorof3.html  ]

  +++ На ту же тему поучение прп. Иоанна Лествичника
             с. Христ.Просвещ./rasylka/003/474.htm#0
  +++ Из того же поучения а. Дорофея другой отрывок
               (частично пересекающийся с нынешним)
            с. Христ.Просвещ./rasylka/003/334.htm#0
  +++ Свт. Иоанн Златоуст комментирует этот фрагмент
      (обычно я не могу читать Златоуста: слишком многословно...
       Здесь, по-моему, не слишком.
       Но всё равно многовато для одного выпуска рассылки.)
       www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_23.html
  +++ Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: Какая кротость приличествует монаху
      www.krotov.info/acts/05/marsel/kass123.html, см. гл. 5
  +++ См. тж. в 'подвале' этого выпуска мысль А.Ельчанинова
      (из www.krotov.info/library/e/yelchani/yelch02.html)
      
  +++ Яков Кротов: Во что стучимся? (к Мф.7:7)
       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/120.htm#0
Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Если не осуждать, то как же помочь брату своему согрешающему?
— Заняться «бревном» в своем глазу;
и только повозившись с ним, поймешь, как глубоки причины греха,
как трудна борьба с ним, какими способами врачуется грех,
какой жалости и сочувствия достоин грешник,
и эти твои чувства и твой опыт в борьбе с грехом помогут
вынуть «сучок» из глаза брата —
сочувствием, примером, любовью. Осуждение отпадает само.*
(Свящ. Александр Ельчанинов)

* * *
*Теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона,
хотя и Закон и Пророки тоже свидетельствуют о нём.
Это оправдание за веру в Иисуса Христа —
для всех, кто верит, без разницы:
все согрешили и все лишены сияния Божьей славы.
И все оправданы даром, по Его доброте,
через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу.
Бог предназначил Ему стать жертвой,
кровью которой будут очищены все поверившие Ему.
Бог явил Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прошлом,
в те времена, когда Он их терпел.
И тем явил Свою справедливость в настоящее время,
показав, что Сам Он праведен и оправдывает верящих Иисусу.*
(Рим.3:21-26)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»