Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 30 мая ст.ст., сб
(2-я седмица по Пятидесятнице);
> О том, чтобы не судить ближнего > Если бы мы помнили, братия, слова святых старцев, если бы мы всегда > поучались в них, то мы не предавались бы так легко беспечности > о себе: ибо если бы мы, как они сказали, не нерадели о малом > и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое > и тяжкое. Я всегда говорю вам, что от сих незначительных грехов, > от того, что говорим: "Какая важность в том или в другом", > образуется в душ`е злой навык, и человек начинает нерадеть > и о великом. Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? > <Есть ли что-то> тяжелее сего? Что <столь> ненавидит Бог? <Что еще > столь отвратительно Ему>? Как и отцы сказали, что нет ничего хуже > осуждения. Однако и в такое великое зло человек приходит от <того же > нерадения о том, что кажется ничтожным>. Ибо от того, что человек > дозволил себе <немного обратить внимание на> ближнего, от того, > что говорит: "Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? > Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? > Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат > или тот странник?" – от сего самого ум начинает оставлять свои грехи > без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит > <то>, что мы осуждаем, злословим, уничижаем ближних, <и в конце > концов> впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что человек > не заботится о своих грехах и "не оплакивает - как сказали отцы - > своего мертвеца", не может он преуспеть ни в чём добром, но всегда > обращает внимание на дело ближнего. А ничто столько не прогневляет > Бога, ничто так не <делает человека нагим перед Богом> > и не <удаляет его> от Бога, как злословие, или осуждение, > или уничижение ближнего. > <Но иное> дело - злословить или порицать, иное - осуждать и иное - > уничижать. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, > или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. > <Тот, кто так сказал,> - злословил брата, т.е. сказал пристрастно > о его согрешении. А осуждать – значит сказать: такой-то лгун, > гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, > произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, > и осудил его, как такого; а это тяжкий грех. Ибо <одно дело> - > сказать: "он разгневался", и иное сказать: "он гневлив", и, как > я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех > осуждения <настолько> тяжелее всякого другого греха, что сам Христос > сказал: +<Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда > увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего>+ (Лук.6,42), и грех > ближнего <Он> уподобил сучку, а осуждение – бревну. <Вот насколько> > тяжело осуждение, <оно превосходит> всякий грех! > И <тот фарисей>, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, > не солгал, но говорил истину, и не за то был осужден; ибо мы должны > благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому > что Он помог и содействовал нам в этом. За сие фарисей не был > осужден, как я сказал, что он благодарил Бога, <перечисляя> > свои добродетели, и не за то он был осужден, что сказал: > +<я не такой, как остальные люди>+; но когда он <обратил внимание > на мытаря> и сказал: +<или вот как этот мытарь>+; тогда он подвергся > осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, > кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь, <а не фарисей <+ушел > домой оправданным+> (Лук.18,11). > Нет ничего тяжелее, как я много раз говорил, нет ничего хуже > осуждения, презрения или уничижения ближнего. Почему мы не осуждаем > лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем > и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем <присваиваем> > себе суд Божий? Чего <мы можем требовать> от Его создания? Не должны > ли мы трепетать, слыша, что случилось с великим <одним> старцем, > который, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: "О, худо > он сделал!" Или вы не знаете, <о каком ужасном происшествии с ним > рассказано> в Отечнике? Святой Ангел принес к нему душу согрешившего > и сказал ему: "Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь > ты поместить его, в Царство или м`уку?" Есть ли что страшнее > сей тяготы? Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: > <поскольку> ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь > о <недостойной> душе сей? Помилуешь ли ты ее, или предашь мучению? > Святой старец, пораженный сим, всё остальное время жизни своей > провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы > Он простил ему тот грех, – и всё это уже после того, как он, пав > на лицо свое к ногам святого Ангела, получил прощение. Ибо сказанное > Ангелом: "Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех осуждение, чтобы > ты более не впал в него", уже означало прощение; однако душа старца > до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач. > Итак, чего хотим и мы от нашего ближнего? <Зачем нам чужое бремя>? > Есть у нас, о чём заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим > грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, > <ибо> Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ > воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно > с этим судит каждого, как Он сам Един знает. Ибо иначе судит Бог > дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена > и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе > здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший > всех, всё создавший и всё ведущий.
+++ На ту же тему поучение прп. Иоанна Лествичника с. Христ.Просвещ./rasylka/003/474.htm#0 +++ Из того же поучения а. Дорофея другой отрывок (частично пересекающийся с нынешним) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/334.htm#0 +++ Свт. Иоанн Златоуст комментирует этот фрагмент (обычно я не могу читать Златоуста: слишком многословно... Здесь, по-моему, не слишком. Но всё равно многовато для одного выпуска рассылки.) www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_23.html +++ Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: Какая кротость приличествует монаху www.krotov.info/acts/05/marsel/kass123.html, см. гл. 5 +++ См. тж. в 'подвале' этого выпуска мысль А.Ельчанинова (из www.krotov.info/library/e/yelchani/yelch02.html) +++ Яков Кротов: Во что стучимся? (к Мф.7:7) с. Христ.Просвещ./rasylka/002/120.htm#0
*Если не осуждать, то как
же помочь брату своему согрешающему? * * * |