Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) *Бог взял на Себя всю ответственность за последствия свободы, данной Им человеку* * 29 мая ст.ст., пт (2-я седмица по
Пятидесятнице);
> Бог сотворил нас свободными, и за это можно Его благодарить > всю жизнь, как бы ни складывались обстоятельства этой жизни, потому > что не обстоятельства мешают человеку быть свободным в смысле: > быть самим собой, полным творческой силы, быть способным любить > не только своих друзей, родных, близких, но и врагов непобедимой > любовью. И для того, чтобы это осуществить, всякий человек может > строгой тренировкой, напряженным усилием научиться быть сыном Божиим > по образу Господа Иисуса Христа. > Задумайтесь над этим, потому что такая свобода, какая > нам предложена, есть призыв к предельному творчеству, к тому, > чтобы вырасти в полную меру своего бытия. И никакие обстоятельства > не могут человеку помешать быть собой. Эпиктет{} — древний философ, > был свободным человеком и сумел себя внутренне воспитать в подлинной > свободе. Во время войны римлян с греками он оказался рабом жестокого > хозяина, который его всячески притеснял и наконец стал на нём > испытывать средства мучения, приборы, которыми можно было мучить > человека. Но и это не победило Эпиктета. Когда в результате такого > опыта у него была сломана нога, он только посмотрел на своего > мучителя и сказал: “Разве я тебя не предупреждал?..” > <...> Бог берет на Себя полную ответственность за создание мира, > человека, за свободу, которую Он ему дает, и за все те последствия, > к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас, который > мы часто творим. <...> оправдание Бога (если так можно выразиться, > ведя речь о Боге) в том, что Он Сам становится человеком. В лице > Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, > соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе > все последствия данной нам Им же Самим свободы. Он живет > среди людей, <которым Он чужд>. Начало Его жизни — в отвержении. > Когда Божия Матерь приходит в Вифлеем, ожидая ребенка, Она стучится > во все двери, и ни одна дверь не открывается, а если и открывается, > то захлопывается перед Ней: нам здесь хорошо, мы своей семьей живем, > мы рады тому теплу и свету, которые вокруг нас, — нам чужих > не нужно... Вот начало вступления Бога в историю нашего тварного > мира. А дальше мы знаем, как Он был окружен и любовью, и недоверием, > и непостижимым непониманием, слепотой людей, которые в Нём не видели > того, чем Он является, и не понимали того, что Он говорил. > И теперь мне хочется сказать о другой стороне дела: неужели напрасно > Бог стал человеком? Неужели напрасно Он прожил, как человек, > столкнувшись со всеми теми чувствами, о которых я говорил, и кончил > Свою жизнь более одиноко, более страшно, нежели Он ее начал > на земле? Он, всемогущий, бессмертный, бесконечный, захотел, > по любви к нам, стать уязвимым, беззащитным, отдаться в наши руки, > как любовь отдается любимому человеку в надежде на то, что она будет > принята, и с сознанием того, что она может быть отвергнута, — > и в лице Христа она была отвергнута. Христос умер на кресте, > оставленный всеми людьми. И для того, чтобы разделить с нами > всю судьбу человека, Спаситель наш Христос в Своем человечестве, > в Своем человеческом сознании пережил то, что является самой великой > потерей для человека, самой большой трагедией в жизни человечества: > утрату Бога, какой-то метафизический обморок, когда вдруг Он остался > один, умирающий, разделяющий с нами самое страшное, что может быть — > без-божие, отсутствие Бога в жизни: +“Боже Мой, Боже Мой, для чего > Ты Меня оставил?”+ <...> > И какой же ответ земля дала небесной любви? Некоторые, совсем > немногие ученики остались при Нём. Но они потом обошли > весь известный им тогда мир и пронесли весть о том, что мы любимы > Богом, что Бог нас любит всей жизнью и всей смертью, > всей богооставленностью Господа Иисуса Христа. > Это было началом Церкви. А Церковь является тем странным, > непостижимым извне обществом, которое состоит из нас, людей, > грешных, хрупких, слабых, недостойных не только Бога, но и себя > самих, и друг друга, и одновременно — тем местом, где Бог и человек > встречаются, соединяются в любви, делаются одним обществом <...>.
>>> Митр. Сурожский Антоний: ветхозаветные жертвоприношения и Агнец Божий с. Христ.Просвещ./rasylka/004/759.htm#0
*Если из-за одного преступления,
совершенного одним человеком, * * * |
|
![]() |