Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 27 ноября ст.ст., пт (28-я седмица по Пятидесятнице, чтения 27-й седмицы); {Рождественский пост} литургические чтения: 2Тим.1:1-2,8-18; Лк.19:12-28. > Один довод против неумеренной любви к ближнему я отвергну сразу. > Делать это мне страшно, потому что нашел я его у великого мыслителя > и великого святого, которому очень многим обязан. > Августин описывает свою печаль по умершему другу Небридию так, > что и сейчас плачешь над этими строками.{блаженный Августин > Гиппонский (354-430; в латинской традиции - святой) - христианский > мыслитель, один из отцов Церкви. См. его "Исповедь", IX, III, 6} > И делает вывод: вот что бывает, когда прилепишься сердцем > к чему-либо, кроме Бога. Люди смертны. Не будем же ставить на них. > Любовь принесет радость, а не горе только тогда, когда мы обратим ее > к Господу, ибо Он не покинет нас. > Ничего не скажешь, это разумно. Кто-кто, а я бы рад последовать > совету. Я всегда готов перестраховаться. Из всех доводов против > любви мне особенно близок призыв: "Осторожно! Будешь страдать". > По склонностям своим я бы послушался, но совесть не разрешит. > Отвечая на этот призыв, я чувствую, как отдаляюсь от Спасителя. > Я совершенно уверен, что Он и не собирался поддерживать и укреплять > мою врожденную тягу к спокойному житью. Скорее уж именно она во мне > меньше всего Ему нравится. Да и станет ли кто любить Бога по этой > причине? Станет ли кто выбирать так жену, друга, собаку? Человек, > способный на такой расчет, далеко за пределами любви. Беззаконная > влюбленность, предпочитающая возлюбленную счастью, и та ближе > к Богу. > Мне кажется, отрывок из "Исповеди" продиктован не столько > христианством блаженного Августина, сколько высокоумными языческими > учениями, которыми он увлекался прежде. Это ближе к "апатии" стоиков > и мистике неоплатоников. Мы же призваны следовать за Тем, > Кто плакал над Лазарем и Иерусалимом, а одного из учеников как-то > особенно любил {см. Ин.11:33-35; Лк.19:41-44; Ин.21:20-24}. Апостол > для нас выше Августина, а Павел и зн`аком не показывает, > что не страдал бы, если бы умер Епафродит (Фил.2:27). > Даже если застрахованность от горя и впрямь высшая мудрость, была ли > она у Христа? По-видимому, нет. Кто, как не Он, возопил: "Для чего > Ты Меня оставил?" {см. Мф.27:46} > Августин не указывает нам выхода. Выхода нет вообще. Застраховаться > невозможно, любовь чревата горем. Полюби - и сердце твое > в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, > ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри > в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу > оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, > ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску - гибель. Кроме рая, > уберечься от опасностей любви можно только в аду. > Я думаю, самая беззаконная, самая неумеренная любовь не так противна > Богу, как защитная черствость. Поддаваясь ей, мы, в сущности, > закапываем талант, и по той же самой причине: "Я знал тебя, что > ты человек жестокий" {см. Мф.25:24}. Христос не для того учил > и страдал, чтобы мы тряслись над нашим счастьем. Ибо не забывший > о расчете ради брата, которого видит, забудет ли о нём ради Бога, > которого не видит? {ср. 1Ин.4:20 ...} К Богу же мы приблизимся, > не избегая скрытых в любви страданий, а принимая их и принося Ему. > Если сердцу нашему должно разбиться, если Господь разобьет его > любовью - да будет воля Его. > Конечно, всякая естественная любовь может стать неумеренной. > Но слово это ничуть не означает "неосторожная". Не означает оно > и "слишком большая". Тут дело не в количестве. Наверное, нельзя > "слишком сильно" любить человека. Можно любить его слишком сильно > по сравнению с любовью к Богу, но говорит это лишь, о том, что Бога > мы любим слишком слабо. Уточним, чтобы слова эти никого не смутили. > Многие, прочитав их, могут испугаться, что чувства их к Богу не так > пылки, как чувства к людям. Хорошо бы, конечно, любить людей и Бога > с равной пылкостью, и надо об этом молиться, но здесь речь не о том. > Когда встает вопрос о соперничестве естественной любви и любви > к Богу, дело не в силе и не в качестве этих чувств. Дело в том, кого > вы выберете, если встанет выбор. > Как обычно, слова Спасителя и страшнее, и милостивее богословских > рассуждений. Христос ничего не сказал о том, что земная любовь > чревата горем. Он говорит иное: ее надо отринуть, когда она мешает > следовать за Ним. "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца > своего и матери и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой > жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк.14:26). > Как понять нам слово "возненавидит"? Быть не может, чтобы > Сама Любовь велела нам испытывать всё то, что мы понимаем > под ненавистью, - досадовать, желать зла, радоваться несчастьям. > Что такое ненависть для Спасителя, видно из беседы, когда > Он воспротивился совету Петра {см. Мф.16:21-23}. "Ненавидеть" значит > не уступать, сопротивляться, когда тот, кого ты любишь - пусть > мягко, пусть из жалости, - говорит с тобой от имени сатаны. Христос > учит, что человек, служащий двум господам, возненавидит одного > и возлюбит другого. Речь тут, конечно, не о чувствах, > не об отвращении и восхищении. Такой человек будет соглашаться > с одним, а не с другим, работать на него, служить ему. Еще вспомним > слова: "Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел" (Мал.1:2-3). Как же > ненавидел Господь Исава? Хотя сразу вслед за этим говорится, > что Он "предал горы его опустошению, и владения его - шакалам > пустыни" {ср. Мал.1:3}, в Книге Бытия свидетельств об этом нет. > У нас нет оснований считать, что Исав бедствовал или что душа его > погибла. Более того, в мирском смысле Исав жил лучше Иакова. Не ему, > а Иакову достались горести, унижения и потери. Но у Иакова было то, > чего у Исава не было: он, а не его брат породил колена, передал > обетование, стал предком Спасителя. Любовь к Иакову в том, > что Господь счел его достойным высокого призвания; ненависть > к Исаву - в том, что Господь его отверг. Так и мы должны отвергнуть > близких, когда они встанут между нами и повиновением Богу. Вполне > возможно, что они и впрямь сочтут это ненавистью. > Я не буду рассуждать о том, трудно ли это. Одним это легко, > для других невыполнимо. Трудно для всех узнать, настало ли время > "ненавидеть". Люди мягкие - нежные мужья и жены, заботливые > родители, послушные дети - все не могут признать, что оно наступило. > Люди властные и своевольные решат, что оно пришло гораздо раньше, > чем надо. Вот почему бесконечно важно так поставить дело, > так настроить любовь, чтобы времени этому и наступать было незачем. [ Клайв Льюис. ЛЮБОВЬ (6) www.krotov.info/library/l/lewis/003love.html ] ------------------- / Ссылки по теме: ------------------------ // *** Яков Кротов: "к`уплю дейте" ------------------------- /// www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_14.html * // *** C.Тагуэлл: То, что вверено нам Господом. Духовная нищета * /// www.messia.ru/rasylka/003/634.htm#0 * // *** прп. Макарий Египетский * /// www.agnuz.info/library/books/Novie_duh_besedi/page13.htm * /// или www.krotov.info/library/m/makarygr/makari2_09.html#13 * ================================================================= -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Иисус сказал: - Один вельможа отправлялся в далекую страну, чтобы утвердить свои права на царский престол, а затем вернуться. Он позвал к себе десять слуг, дал им по золотой монете и сказал: 'Пустите их в дело, пока я буду отсутствовать'. ... Когда он, получив царский престол, вернулся, то велел позвать к себе слуг, которым дал деньги, желая узнать, сколько те на них заработали. Первый явился и сказал: 'Господин мой, твой золотой принес мне десять золотых'. - 'Молодец, ты хороший слуга, - сказал ему царь. - Раз ты в малом деле оказался надежен, отдаю тебе под начало десять городов'. Второй пришел и сказал: 'Твой золотой принес мне пять золотых'. - 'И тебя ставлю над пятью городами', - сказал ему царь. А третий пришел и сказал: 'Господин мой, вот тебе твой золотой. Я хранил его, завернув в платок, потому что боялся тебя. Ты ведь человек безжалостный: берешь там, где не клал, и жнешь то, что не сеял'. Царь говорит ему: 'Ты сам вынес себе приговор, негодный слуга! Ты знал, что я человек безжалостный, беру там, где не клал, и жну то, что не сеял. Так почему ты не отдал мои деньги в банк? Вернувшись, я бы получил их с процентами!' И он приказал свите: 'Возьмите у него золотой и отдайте тому, у кого десять золотых'. - 'Господин, - сказали они, - у него уже есть десять золотых!' - 'А я говорю вам: у кого есть, тому будет дано еще, а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется'. (Лк.19:12-13,15-26) * * * "Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я обретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам". (В.Франкл) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |