Отправлено: 16-Jul-2005 7:56
Реклама внизу и вверху письма не имеет
отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 12 января ст.ст., вт (35-я седмица по Пятидесятнице, чтения 30-й седмицы); {Попразднство Богоявления} литургические чтения: Евр.9:8-10,15-23; Мк.8:22-26 *. См. начало в вып. N1015. > <> юридическое понимание догмата искупления <...> основывались > на букве Писания, потому что сам термин искупление <...> означает > 'выкуп'. <...> Термин этот применялся обычно в античной > работорговле, когда кто-то по каким бы то ни было соображениям > освобождал человека, выкупая его из рабства. Он делал его > вольноотпущенником, <...> выкупая его для себя. Это не значит, что > сначала человек был рабом одного, потом стал рабом другого. Нет, > он был рабом одного, но выкупленный, искупленный, он стал > нравственным должником другого; он стал свободным человеком, > но нравственным должником. <...> В символике Ветхого Завета слово > 'выкуп', 'искупление' встречается в связи с <...> темой Исхода. > Бог говорит: 'Я вас выкупил и сделал Своим уделом'. Это означает, > что Бог избавил от зла избранных людей, предназначенных для Его > замысла, но не просто избавил и пустил их потом в степь, а сделал их > Своим уделом, то есть тем местом, на котором Он будет совершать > Свои деяния: <...> той творческой лабораторией, тем центром > применения высших Божественных сил, которые Он основывает на земле. > И то же слово повторяет потом апостол Петр, обращаясь к Церкви: > 'Вы - народ избранный, удел Божий'. <.....> Бог принимает > искупленных, выкупленных, вырванных из рабства для Себя. И эта > модель в дальнейшем распространяется на деяния Христа, Который людей > вырывает из царства зла и ведет их туда, где они могут создать Божий > удел. <...> Возникает некий организм, живущий по иным принципам, > в нём Христос воплощается. Этот организм - сами верующие, Церковь. > Он хочет, чтобы мы были Его телом. Что значит - тело? Тело - то, что > живет, действует, движется, проявляет активность. > В нас должна быть осуществлена Божия активность - в этом идея > апостола Павла о том, что Церковь есть Тело Христово. 'Вы имеете > ум Христов, - говорит он. - Живу не я, но живет во мне Христос', - > это значит, что мы приобретены, мы Им искуплены из рабства, > освобождены. Значит, тайна искупления - это прежде всего тайна > освобождения. Это - первое. Второе - это тайна присоединения к уделу > Божию, где Бог действует. И третье - это тайна несения на себе > бремени. > Здесь мы должны перейти в историко-космический масштаб. Вселенная > возникает и развивается по двойственным законам. Вселенная > развивается, с одной стороны, по замыслу Божию, а с другой стороны - > в нее всё время вторгаются элементы, этому замыслу противостоящие. > Я формулирую это кратко такой фразой: слеп, кто не видит гармонии > мира, - но столь же слеп, кто не видит дисгармонии того же самого > мира. Если гармония мира проистекает из высшего замысла Творца, если > Бог ее видит при сотворении мира из вневременной точки, > когда говорит, что 'мир прекрасен весьма', добротен (выражение, > которое употреблено в Библии - <...> тов ме`од означает примерно > 'очень хороший', точнее перевести невозможно), - так это Бог видит, > а в историческом процессе происходит еще столкновение полярных сил, > сил, поляризовавшихся внутри самого творения. То, что силы, > противоборствующие Божественному замыслу, существуют, - это > очевидный факт. И эти силы в Библии описаны всегда символическим, > иконным, картинным языком: бушующее море как символ хаоса; дракон, > который это море олицетворяет; змей, который искушает Адама, и т.д. > В плане физического мира можно называть это хаосом, потоком, > влекущим энергию к смерти, в энтропийное состояние. И таким образом, > история мироздания, космогенеза, становится историей борьбы, борьбы > между хаосом и Логосом - Божественным разумом, который "кодирует" > свои мысли в мире. Почему диалектика Гераклита, диалектика Гегеля > находят в мире противоречия? Почему еще зороастрийская религия > увидела в мире столкновение света и тьмы? Потому что мир биполярен: > один полюс идет от созидающего Бога, другой полюс - от деградирующей > силы твари. Здесь естественен вопрос: откуда возникло это стремление > прочь от Бога, побег в ничто? Описать его в рациональных терминах - > это значит его осмыслить, а осмыслить бессмысленное невозможно. > Осмыслить его можно только условно, только поэзия дает нам картину > этого иррационального порыва в ничто, только образы художественных > произведений; картины зла, которые рисуют Достоевский или Бодлер, > показывают, что есть воля ко злу, но объяснить ее логически > невозможно. Побег во тьму. > <...> > Но фактом остается, что в творении Божием есть противоборствующие > стихии, столь же тварные, как и всё остальное, но сопротивляющиеся > Богу и почему-то Богом допускаемые. Мы можем, конечно, догадаться, > почему. Потому что тварь - это есть единое целое, и преодолеть > этот антибожественный вектор, этот импульс, идущий во тьму, > она должна сама, свободно, - сама тварь. Но у твари в целом свободы > нет, преодолеть этот импульс должен тот, кто ее олицетворит, > а олицетворяет ее человек. Он возникает после столкновения > между хаосом и Логосом, после рождения, организации структуры, > элементарных законов для элементарных частиц, после создания жизни, > которая разрушается, но передает эстафету дальше своим потомкам; > и наконец - создание человека, когда жизнь уже передает информацию > дальше без генетического кода, просто передает. > Я очень люблю слова немецкого поэта Новалиса: 'Человек - это мессия > природы'. Человек - дух человеческий в сочетании с плотью - вводится > в природу, чтобы нести в каждой своей клетке море животных, > растений: мы же микрокосм, мы всё в себе несем, в нас живут > все существа, и мы призваны участвовать в борьбе хаоса и Логоса, > включаясь в Логос, в просветление. Но человек не выполнил > этой миссии, и тогда начинает действовать Бог Сам через человека. > Не только Божественная Информация с большой буквы, не только Логос > творящий, а, наконец, Логос, воплощающийся в человеке, начинает > действовать в мире. > 'В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос стал плотью', - > читаем мы у апостола Иоанна. 'Стал плотью' - что это значит? > Человеком стал, - на библейском языке слово плоть означает > 'человек'. Таким образом, мировую эволюцию, если мы назовем это так, > Бог всё время стимулирует, и особенным образом стимулирует > при создании духовного существа - человека. И наконец, когда > Сам Он входит в мировой процесс, Он берет на Себя зло мира > как крест, и Он двигает дальше этот мир, возглавляя шествие > к Царству Божию. Христос берет на Себя страдание мира. Бог впервые > включается в эту борьбу, но включается именно по Божественному > принципу. Божественный принцип - постоянное умаление, как бы > сокращение Божественной силы перед лицом твари, чтобы дать ей > свободу проявления, свободу самоосуществления. И человек приходит > в мир, в котором ему надо бороться - бороться с искушениями > и с окружающей природой, в которой царит зло. [ свящ. Александр Мень. БЕСЕДА ОБ ИСКУПЛЕНИИ www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_08.html ] ------------------------------------- * Евангельское чтение - эпизод N 84~ по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#84) Смотри ссылки по теме "Искупление" в вып. N1015 www.messia.ru/rasylka/004/1015.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах: www.bible-center.ru/biblereadings/20050125/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jan/25.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Христос - посредник в Новом Договоре с Богом. Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов, совершенных во время действия первого договора, чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом.* (Евр.9:15) * * * *Если божественное Проведение не будет участвовать в наших делах, чтобы извлекать добро из нашей порочности, то порочность нашей добродетели легко может поразить самые высокие наши порывы и разбить самые лучшие надежды.* (Р.Нибур) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||
|