Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 1 февраля ст.ст., пн (38-я седмица по Пятидесятнице, чтения 33-й седмицы); {Предпразднство Сретения} литургические чтения: 1Пет.2:21-3:9; Мк.12:13-17 *. > 1Петр.3.1-7 1 И вы, жёны, так же подчиняйтесь своим мужьям, чтобы те из них, кто отвергает Слово, приняли веру без всяких слов, только благодаря поведению жен, (2) глядя на вашу чистую и богобоязненную жизнь. (3) Пусть ваша красота будет не внешней - не в затейливых прическах, золотых украшениях или красивой одежде, - (4) но внутренней, той, что в сердце - нетленной красотой кроткого и безмятежного духа. Она драгоценна в глазах Божьих. (5) Ведь так украшали себя некогда святые женщины, уповающие на Бога; они подчинялись своим мужьям. (6) К примеру, Сарра во всём слушалась Авраама и называла его своим господином. И вы - ее дочери, если делаете добро и не поддаетесь страху. 7 Точно так же и мужья должны в совместной жизни обращаться с женами с должным пониманием и уважать их, потому что, хотя они и более слабый пол, но равные с мужчинами наследницы благодатного дара жизни. Тогда ничто не воспрепятствует вашим молитвам. (перевод В.Н.Кузнецовой) > После наставлений, данных слугам, т е. христианам, находившимся > в прямой зависимости от своих господ, ап. Петр обращается к мужьям > и женам, к христианам, состоящим в браке. И не только к тем, кто жил > в христианском браке, но и к женщинам, бывшим замужем за язычниками, > и даже прежде всего к ним. Возможно, кто-то обратил внимание на эту > особенность, да и вообще на то, что наставления женам составляют > гораздо большую часть этого отрывка, чем наставления > мужьям-христианам. Это объясняется тем, что в древние времена > женщина была достаточно бесправным существом; по сути она > до замужества принадлежала своему отцу, а после замужества - мужу, > она была в полной зависимости от него. И если муж обращался > ко Христу, становился христианином, то чаще всего и жена принимала > эту веру. А вот если жена из языческой семьи приходила в Церковь, > то вполне могло случиться так, что ее муж оставался язычником, > и в ее жизни, в отношениях с мужем возникали серьезные проблемы. > Нам даже представить трудно, на что обрекала себя эта женщина. > И положение могло оказаться еще тяжелее, если женщина была > из иудейской семьи. Из Священного Писания мы знаем, как иудеи > рассеяния выступали против проповеди ап. Павла. И именно эти > женщины-христианки в наибольшей степени нуждались в утешении > и наставлении апостола. Именно к ним и обращается прежде всего Петр. > Первое, что он советует им, к чему призывает - это повиновение. Т.е. > он и мысли не допускает, что такая жена-христианка должна добиваться > развода и пытаться как-то оставить мужа. Это очень важное замечание, > так как сегодня многие христиане, в том числе и священнослужители, > убеждены в том, что брак, не венчанный в Церкви, является незаконным > "блудным сожительством"; и если неверующий муж не желает венчаться, > а тем более, если он некрещен, то жена-христианка должна > его оставить. В противном случае некоторые священники не допускают > таких христианок до причащения Св. Христовых Тайн и до участия > в церковной жизни. Несмотря на специальные постановления > и разъяснения священноначалия по этим вопросам, такие случаи всё еще > встречаются, и из-за этого распадаются семьи. И для нас важно > подчеркнуть, насколько такой подход к браку противоречит > апостольской традиции. Мы видим, что и ап. Павел, который в 1-ом > Послании к Коринфянам писал: "Жена, которая имеет мужа неверующего, > и он согласен жить с нею, не должна оставлять его..." Более того, > ап. Петр даже не настаивает на том, чтобы такая жена-христианка > активно убеждала своего мужа стать христианином. Всё, что > он советует ей, так это быть просто хорошей женой. Тихая молитва > и чистая, богобоязненная жизнь могут быть более надежным средством > в деле обращения мужа к Богу, чем все слова и убеждения, приводящие > порой к ссорам и обидам. На этот счет блаж. Феофилакт приводит слова > одного из святых отцов: "Дело, не сопровождаемое словом, лучше > слова, не сопровождаемого делом". И как тут вновь не вспомнить слова > Самого Иисуса Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы > они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". > Одним словом, по мнению ап. Петра, главной добродетелью христианской > женщины является стремление быть хорошей женой для своего мужа, > независимо от того, верующий он или нет. > В те времена для женщин, не имевших доступа ни к общественной, > ни к религиозной жизни, одним из основных было занятие > своей внешностью. Апостол, обличая страсть языческих женщин > к роскоши и к внешней красоте, настаивает на том, что христианки > должны стремиться к красоте внутренней, к стяжанию таких > добродетелей, как кротость и молчаливость. Эти свойства духа, > по мнению апостола, имеют великую ценность перед Богом. В качестве > примера Петр напоминает о ветхозаветных праведницах, выделяя из них > Сарру - жену патриарха Авраама. Петр пишет: "Так некогда и святые > жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. > Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином". Конечно, > с тех пор в мире многое изменилось и положение женщины в обществе > сегодня совсем иное. Но мы должны признать, что и сегодня мир > и спокойствие в семье во многом определяются поведением жены > и ее отношением к мужу. Однако и с мужей никто не снимает > ответственности за семейную жизнь; тем более с мужей-христиан. > Обращаясь к ним, ап. Петр призывает их относиться к женам > благоразумно, т.е. бережно, как к "немощнейшим сосудам". Трудно > сказать, что имеет в виду апостол, употребляя это образное > выражение. Если бесправное, зависимое положение женщины в древнем > обществе, то сегодня для нас это представляет только исторический > интерес. Но вполне возможно, что Петр подразумевает некоторые > особенности женской психологии, да и вообще отличие женщин > от мужчин. Ведь недаром и сегодня женщин называют "слабым полом", > хотя многие из них с этим категорически не согласны. Во всяком > случае, апостол призывает мужей-христиан с уважением относиться > к своим женам, как к "сонаследницам благодатной жизни". Отсутствие > мира в семье, взаимные упреки и обиды, разрушают и отношения > человека с Богом или, по крайней мере, препятствуют им. [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (1 Послание св. ап. Петра. Беседа N31) // М.: "Путь", 2003; стр.60-2 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.21:33-46; Лк.20:9-19; эпизод N132 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#132) * * * * * * * * * * ссылки по темам апост. и еванг. чтений * * * * * * * * * * •••Комм. В.Н.Кузнецовой к Мк.12:13-17 **** * www.messia.ru/trstrb/kuzn/mr/1213-7.htm#0 * * • Харви Кокс: Цезарь и Бог * * www.messia.ru/rasylka/003/310.htm#0 * * • Труц Рендторф: Кесарево и Божье * * www.messia.ru/rasylka/002/279.htm#0 * * * * • свящ. Владимир Лапшин: Рабы, подчиняйтесь своим господам * * www.messia.ru/rasylka/005/1035.htm#0 * * • Св. Исаак Сирин: Страдание и смирение * * www.messia.ru/rasylka/003/338.htm#0 * ******************************************************************** Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050214/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/14.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Рабы, подчиняйтесь своим господам с подобающим трепетом, и не только тем, кто добр и мягок, но и тем, кто крут нравом. Хвала тебе, если переносишь беды потому, что сознаешь волю Бога, и страдаешь незаслуженно. А какая может быть слава, если т`ерпите побои потому, что в чём-то провинились? Но если делаете добро и т`ерпите страдания, вот тогда это заслуга в глазах Бога. Вы ведь к этому призваны. Христос страдал за вас и оставил вам пример, чтобы вы следовали по Его стопам. "Он не свершил греха, / и не было обмана в устах Его". Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями, когда страдал, не отвечал угрозами, но предавал себя в руки праведного Судьи. Он сам в Своем собственном теле принес наши грехи на крест, чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности. Вы были исцелены Его ранами. Вы некогда блуждали, словно овцы, но теперь вернулись к своему Пастырю и Попечителю.* (1Пет.2:18-25) * * * *К Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове. Они приходят и говорят: "Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить нам или не платить?" Иисус, увидев их неискренность, сказал: "Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий". Они принесли. Иисус спрашивает их: "Чье здесь изображение и чье имя?" Они отвечают: "Цезаря". Тогда Иисус сказал им: "Цезарево отдайте цезарю, а Божье - Богу". Они были поражены Его ответом.* (Мк.12:13-17) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |