Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 9 февраля ст.ст., вт {Седмица 1-я предуготовительная (34-я)} {Отдание праздника Сретения Господня} литургические чтения: 2Пет.2:9-22; Мк.13:14-23 *. > 'Когда же увидите, - продолжал Иисус, - что Иерусалим окружен > войсками тогда знайте, что близко запустение его. Тогда находящиеся > в Иудее да бегут в горы'. На месте алтаря, оставленного Богом > за грехи людей, явится 'мерзость запустения', о которой говорит > книга Даниила: идолопоклонники захватят и осквернят > святыню {... в Кн. Даниила (12,11) 'мерзостью запустения' назван > языческий алтарь, поставленный в иерусалимском Храме царем Антиохом > IV. Ср. 1Мак.1,54.}. Их власть будет длиться до тех пор, пока > не окончатся 'времена народов' {т.е. язычников}. > Крушение цитадели Ветхого Завета увидят сами апостолы > и их современники. 'Истинно говорю вам: не пройдет род сей > {т.е. нынешнее поколение}, доколе всё это не сбудется'. > Но не одна Иудея испытает великое потрясение. 'После скорби дней > тех' весь мир будет охвачен бурями. Христос изобразил их красками > апокалиптических писаний. Наступят времена беспросветного мрака, > ужаса и агонии. 'Восстанет народ на народ и царство на царство. > Будут и великие землетрясения, и по местам мор и голод. Будут > страшные явления и с неба великие знамения... и на земле томление > народов, и смятение от шума морского и волнения {волны моря - > библейский символ сатаны}, когда люди будут бездыханны от страха > и ожидания того, что надвигается на вселенную, ибо силы небесные > будут поколеблены'. > Как гибель Иерусалима есть 'начало мук рождения', так всемирные > катаклизмы - лишь предвестие последнего Суда. Он приходит внезапно. > Никто, даже ангелы, не знают ни дня, ни часа его. Сам Сын Божий, > умаливший Себя, отказался от этого знания. Верным же следует > не высчитывать 'времена и сроки', а стоять на страже, пребывая > в постоянной молитве и готовности дать отчет Господу. Для них приход > прославленного Иисуса означает радость встречи, окончательное > соединение с Господом. 'Увидите Сына Человеческого, грядущего > на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, > встаньте и поднимите головы ваши, ибо приближается избавление ваше'. > Пророчество Христа, произнесенное на Елеоне, - одна из труднейших > загадок Евангелия. Первые христиане под влиянием иудейской > апокалиптики решали ее просто: через короткий срок после падения > Храма Христос явится, чтобы царствовать над миром. Даже когда > убедились, что слова Его были поняты неверно, многие верующие > продолжали жить под знаком близкого конца мира. Несчетное число раз > появлялись сектанты, которые возвещали наступление Страшного Суда > и даже указывали его срок. Люди бросали работу, дома, уходили в леса > и пустыни, охваченные мистическим ужасом. Порой эсхатологическое > чувство заражало почти всю Церковь {См.: 1Фес.5,1-6. В первые века > христианства было множество эсхатологических движений (напр., > монтанисты). В Средние века конец света ожидали в 1000, 1033, > 1260 гг. Многие бедствия (эпидемии, междоусобицы) воспринимались > как знамения Конца. Эсхатологичными были при своем возникновении > анабаптизм, русское старообрядчество, адвентизм, иеговизм и др. > Несколько раз сроки Второго пришествия 'назначались' в XIX > и XX вв.}. Однако неизменно сбывалось слово Христово о тайне > последнего часа, ведомой только Отцу. > Что же породило это многовековое недоразумение? > Некоторые экзегеты думают, что пророчество о конце принадлежит > не Христу, а евангелистам, или, вернее, тем источникам, из которых > они черпали; что слова Иисуса об участи Храма слились в умах первых > христиан с идеей светопреставления. Действительно, Евангелия - > не стенограммы, и при передаче речей Господних в них могли > отразиться верования ранних общин{}. Но что породило сами эти > верования? Только ли народная фантазия? И разве могли бы они > удержаться столь прочно, если бы Христос не дал для них основания? > Вспомним, что уже начало Его проповеди в Галилее было связано > с вестью о приходе Царства Божия. Вычеркнуть эсхатологическую тему > из Его учения - значит зайти слишком далеко. > Иные богословы, считая, что Иисус Христос по-человечески > мог заблуждаться, склонны видеть ошибку у него Самого. 'Иисус, - > говорят они, - жил чаянием скорого конца'. Но такой взгляд > неприемлем для христианского сознания и противоречит Евангелию. > Благовестие Иисуса, взятое во всём объеме, подразумевает впереди > длительное время, предваряющее явление Царства. Это видно <...> хотя > бы из притч о зерне, нивах, дереве, закваске. {'Чем глубже > мы вникаем в притчи, тем яснее чувствуем, что Христос не мог бы > их говорить, если бы Он был уверен в наступлении конца мира при Его > современниках' (Олдгам Г. Учение Иисуса Христа. Пер. с англ. СПб., > 1912, с.189).} Да и сама елеонская речь Господа включает > эту перспективу. 'Времена народов', указанные Им, - период > совершенно неопределенный. Разорение Иерусалима и всемирные бедствия > названы Им 'началом мук рождения'. Слова 'близко при дверях' скорее > следует понимать в масштабе пророчеств, которые обычно рисуют > 'тысячу лет как один день'. Это не земные, а божественные масштабы. > По словам Христа, Он явится во славе не раньше, чем 'будет > проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство > всем народам'{Мф.24,14}. Трудно представить себе, чтобы Христос > в данном случае имел в виду всего несколько десятилетий. Мы знаем, > что условие это и через двадцать веков далеко не исполнилось. > Ведь даже страны, казалось бы, христианизированные нередко остаются > в неведении о сущности Евангелия. > Но, если Христос говорил об отдаленном будущем, для чего призывал Он > учеников быть в готовности? Какое отношение к ним имело то, > что свершится через тысячи лет? [ свящ. Александр Мень. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (14) www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_14.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:15-25; Лк.21:20-24; эпизод N137 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#137) /~~~~~~~~~~~~~~ / Смотри также: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ > В.Н.Кузнецова: когда увидите 'кощунственную мерзость'... www.messia.ru/rasylka/004/693.htm#0 > Размышления Я.Кротова о евангельском чтении: *Ожидание 'мерзости', бегство, превентивная молитва* www.messia.ru/rasylka/003/346.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050222/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/22.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: 'Когда увидите "кощунственную мерзость" / там, где ей быть не д`олжно ... тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы; кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом; / кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом. Г`оре беременным и кормящим грудью в те дни! / Мол`итесь, чтобы не случилось это зимой. Будут те дни полны такой скорби, / какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог, / доныне не было и не будет! И если бы Господь не сократил тех дней, / ничто живое не спаслось бы. Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал, / Он сократил те дни. Если вам скажут тогда: / "Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" - / не верьте! Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки, / знаки явят и чудеса, / чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных. Но вы будьте бдительны - / Я всё вам сказал заранее'. (Мк.13:14-23) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
![]() |
|