Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 8 февраля ст.ст., пн {Седмица 1-я предуготовительная (34-я)} {Попразднство Сретения. Память прор. Захарии, из 12-ти, ок. 520 до Р.Х.} литургические чтения: 2Пет.1:20-2:9; Мк.13:9-13 *. > 2Петр.2:1-2 1 Однако так же, как в народе Израиля бывали лжепророки, и среди вас будут лженаставники. Им удастся внедрить свои гибельные взгляды, ведущие к расколам. Они откажутся от Владыки, выкупившего их на свободу и навлекут на себя скорую погибель. (2) Многие будут подражать их мерзости и этим дадут повод хулить Путь Истины. (перевод В.Н.Кузнецовой) > Предыдущая глава заканчивается заявлением ап. Петра > о Богодухновенности Св. Писания, из которого можно сделать вывод, > что полнота и истинность толкования древних пророчеств и вообще > Откровения Божия принадлежат Духу Святому, почивающему на Церкви, > как на Теле Христовом. Любые истолкования Писания, осуществляющиеся > вне Церкви, вне церковной Традиции ведут к возникновению заблуждений > и появлению лжеучителей. И вся вторая глава Послания и по большей > части третья посвящены обличению этих лжеучителей и их учений. > Петр пишет: "Были и лжепророки в народе, как и у вас, будут > лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего > их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие > последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении". > Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание слово - ересь. > Первоначально это греческое слово не имело отрицательного значения. > Происходя от глагола - избирать, делать выбор, оно означало > то или иное направление мысли, религиозное или философское движение. > Так, например, из Нового Завета мы знаем о существовании > в ветхозаветном иудаизме таких ересей как - саддукейская, > фарисейская и назорейская. Представители этих ересей могли спорить > друг с другом, настаивать на исконности своего учения или избранного > образа жизни, но это не мешало им оставаться внутри одной религии. > А вот в христианстве это слово очень скоро изменило своЈ значение > и стало пониматься как неправильный выбор или ложное учение. По вере > христиан, Иисус есть путь, истина и жизнь, а во Христе Иисусе > человеку дано подлинное Откровение Божие, которое он может > либо принять, либо отвергнуть. И еретиками стали называть тех, кто, > отвергая полноту Откровения, данного во Христе и хранимого в Церкви, > избрал своЈ или чьЈ-либо частное мнение, отвечающее тем или иным > пристрастиям. Хотя все ереси претендовали на истинность > и универсализм, но, как правило, на деле они были именно сужением > истины, урезанием еЈ, полуправдой или не всей правдой. > Хотя Апостол о появление лжеучителей и ересей говорит здесь > в будущем времени, но из контекста Послания ясно, что речь идет > о тех, кто уже проник в Церковь и уже развращает церковные нравы. > Петр пишет, что эти люди отвергаются "искупившего их Господа", > что можно понять как отвержение Христа, отвержение Его власти. > Однако это вовсе не означает, что лжеучители противопоставляли > своЈ учение христианству. В этом случае они вряд ли могли > рассчитывать на успех внутри Церкви. Вероятнее всего > они претендовали на то, что именно они и есть истинные христиане, > последователи Христа, но при этом, выдвигая на первый план > своЈ понимание проповеди Христа, искажали Его Евангелие, а своей > жизнью, образом поведения, по сути, отвергали Его. По словам Петра, > "многие последуют их разврату, и через них путь истины будет > в поношении". Слово разврат можно понимать и как извращение > Истинного Откровения Божия и как проповедь развратного образа жизни. > И судя по контексту Послания, в лжеучении имело место и то, > и другое. А так как еретики называли своЈ учение истинным > христианством, то пятно поношения ложилось на всех последователей > Христа, на всю Церковь. Петр не дает обличаемому им учению > какого-либо специфического названия, но по тому, как он описывает > лжеучителей и их ересь, можно предположить, что речь идет > о проникавшем в то время в Церковь иудео-гностицизме. По мнению > блаж. Феофилакта, под лжеучителями Апостол понимает последователей > Николая и Керинфа. У нас мало исторических сведений об этих людях, > чтобы утверждать что-то точно. Мы даже не знаем, были ли они > единомышленниками. По некоторым данным, Керинф был современником > ап. Иоанна Богослова и его деятельность относится к концу 1-ого > века. Согласно Иринею Лионскому, написавшему "Пять книг против > ересей", Керинф отрицал Божественное происхождение Иисуса Христа, > считал его сыном Марии и Иосифа, подобно остальным людям. Иисус, > по учению Керинфа, отличался праведностью и мудростью, а во время > крещения при Иордане на него сошел Христос в виде голубя, благодаря > чему Иисус совершал многие чудеса. Во время страданий Христос, > являясь Духом Божиим, оставил Иисуса, и на кресте страдал и умер > человек Иисус, Христос же был свободен от страданий. Подобию Керинфу > об Иисусе Христе учили и другие еретики, например, евиониты, одно > из направлений иудео-христианства, более или менее оформившееся > к концу 1-ого века. Исходя из того, что Послание ап. Петра, читаемое > нами, могло быть написано в середине 60-х годов, трудно > предположить, что Апостол имеет в виду самого Керинфа и его > последователей, хотя исключить мы это совсем тоже не можем, т.к. > неизвестно, когда точно выступил Керинф с проповедью своего учения. > С названием "николаиты", т.е. последователи Николая, мы впервые > встречаемся в Апокалипсисе Иоанна Богослова, написанном в конце > 1-ого века. Но годы жизни самого Николая и начало его учения > мы должны датировать более ранним сроком. По мнению некоторых > церковных писателей, Николай был одним из семи дьяконов, > поставленных на служение ещЈ первыми Апостолами. Сведения о жизни > и деятельности Николая крайне противоречивы. Одни писатели > приписывают ему лишь этическое учение, крайне либеральное, другие > считают его чуть ли не основоположником гностицизма, при этом > склонного к аскетизму и самоотречению По мнению Михаила > Эммануиловича Поснова, российского церковного историка, > чтобы примирить эти противоречия, необходимо отделять самого Николая > от его последователей. Он считает, что аскетизм Николая вполне мог > трансформироваться в либертинизм, т.е. крайнюю распущенность, у его > последователей, как это часто бывало у гностиков. Заблуждение > самого Николая, обращенного из прозелитов, т.е. из язычников, > могло заключаться в его безразличном отношении к языческому миру > и к религиозным языческим обрядам и жертвоприношениям. Но у его > учеников впоследствии это могло перейти в то, что позднее назвали > николаитством, т.е. в нравственную распущенность и участие > в языческих жертвенных трапезах и даже оргиях. С обличением > николаитства мы ещЈ столкнЈмся, читая Послание св. Иоанна Богослова. > Что же касается ап. Петра, то он, судя по всему, обличает > или николаитов или одно из гностических учений, сходных с ними. [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (1 Послание св. ап. Петра. Беседа N45) // М.: "Путь", 2003; стр.85-7 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:9-14; Лк.21:12-19; эпизод N137 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#137) /-------------------------------------------\ /// СМОТРИ ТАКЖЕ: \ /// •КОММЕНТАРИЙ В.Н.КУЗНЕЦОВОЙ НА Мк.13:9-13 \ /// www.messia.ru/rasylka/003/345.htm#0 \ /// •Свт. Амвросий Медиоланский: \ /// Свидетельство о Христе \ ///+Блез Паскаль: Предание себя воле Божьей \ /// www.messia.ru/rasylka/004/692.htm#0 / -----------------------------------------------/ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050221/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/21.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Будьте готовы: в синагогах вас будут судить советы старейшин и будут вас там избивать; предстанете перед царями и правителями из-за Меня, чтобы свидетельствовать обо Мне. Но прежде чем придет конец, все народы должны услышать Радостную Весть. Когда вас поведут на суд, не заботьтесь о том, что вам говорить: что будет дано вам в тот час, то и говорите - говорить будете не вы, а Дух Святой. Предаст смерти брат брата / и отец - свое дитя, дети пойдут на родителей / и будут их убивать. Из-за Меня все вас будут ненавидеть. Но кто выдержит до конца, будет спасен.* (Мк.13:9-13) * * * *Но прежде всего надо помнить, что ни одно пророчество не может быть истолковано самим человеком, ведь никогда не бывало пророчества по воле человека. Нет, люди говорили то, что исходило от Бога, и их побуждал Святой Дух.* (2Пет.1:20-2:9) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|