ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 7 февраля ст.ст., воскресенье ('о мытаре и фарисее') {Попразднство Сретения} литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14. > Как весна, грядет на нас Великий Пост, как возрождение, как радость > новой жизни, как обновление; и образ за образом проходят перед нами > люди евангельские, которые являют нам, что сто`ит между нами > и жизнью, жизнью вечной, открывающейся уже здесь, на земле, > как радость, как торжество, как познание Живого Бога. > Сегодняшний образ - мытарь и фарисей - ясен, и вместе с тем трудно > нам осуществить то, что нам так ясно: обрести добродетели фарисея > и не приобрести в то же время его надменности; и, с другой стороны, > прийти - не просто по сознанию нашей греховности, а глубже, > по изумлению перед величием и красотой Бога - прийти в тот строй > покаяния, сокрушения, который и есть евангельский строй мытаря. > Две вещи поражают в фарисее: с одной стороны его надменность, > его гордыня, а с другой стороны то, что он в себе так ошибается; он > на самом деле добродетелен, он на самом деле не хищник, > не прелюбодей, не вор, как будто даже не обманщик, он на самом деле > человек, который по строжайшей своей совести старается жить согласно > воле Божией. И всё это напрасно, ибо он ничего не приобретает > из того, что является Божиим строем души, потому что Бога нашего > мы знаем в Его бесконечном терпении, в Его кротости, в Его > милосердии, в Его предупредительности, в его смирении. > И вот фарисей сто`ит: он вошел в храм, как иногда мы входим в храм, > зная, какое наше место там; вошел твердо, убежденно, стал перед > Богом и благодарит - и прав, что благодарит, только беда в том, что > он не благодарит Бога за то, что +Бог+ его защищает настолько, что > ему удается жить по-человечески, а благодарит за то, что он сам > такой выдающийся, замечательный человек. > А кто из нас этого не делает? Не с такой наглостью, как будто, > на самом же деле с такой же дерзостью: когда мы находимся > среди друзей и хвастаемся, и стараемся им показать, как мы удачливо, > умно, умело, благородно поступили - что мы делаем? То же самое, > что фарисей, только как бы ступенью ниже. Он хоть Божие благоволение > хотел стяжать, причем большим трудом, подвигом, а мы без всякого > подвига, без всякого особенного труда хотим, чтобы нас похвалили > люди, не заботясь о том, что Бог об этом думает, не заботясь о том, > что совесть об этом говорит, довольные собой. Какой позор, > как стыдно! И на самом деле бывает стыдно, когда мы уйдем, вернемся > к себе, если представим себе, какие мы были смешные, > как мы подлизывались к нашим друзьям, чтобы только получить подачку, > чтобы они сказали или сделали вид, что да, мы замечательны. Как это > низко и недостойно нас. Это хуже фарисея: тот, повторяю, > хоть был добродетельным на самом деле, а мы - нет. > И вот, в противовес этой кажущейся добродетели, этой > лжедобродетели - мытарь. Он на самом деле плох - и в этом отношении > мы все могли бы думать о себе одинаково; мы все плохи, и во многом. > Если подумать о том, что мы называем себя христианами, и представить > себе разницу между Евангелием и нами - кто посмеет войти и встать > перед Богом? А всё-таки входим, потому что знаем, какой у нас > изумительный Бог, сколько в Нём тепла, любви, ласки и терпения, > и сколько Он готов положить труда на то, чтобы мы стали людьми, > а потом, даст Бог, и христианами. Мы такие же, как мытарь, лишенные > добра и добродетели, но мы в одном с ним разнимся. Мы не сто`им > у притолоки церковной, мы не бьём себя в грудь; мы смеем поднять > глаза к Богу, мы смеем к Нему идти в молитве, мы смеем идти к Нему > в Причастии. Всё мы смеем... > И вот почти на границе наступающего уже Поста перед нами образ > этих двух людей. Говорит молитва церковная: +Фарисеева убежим > высокоглаголания, мытаря же низкоглаголание научимся стяжать...+ > Не в одних словах, конечно, дело, а в высокомерии, которое в нас > есть, и в смирении, которого у нас нет. И вот перед нами две задачи: > не только осознать себя греховными и плакаться перед Богом - этого > мало; но - <осознать> себя греховными и взять себя в руки и сделать > над собой усилие, и коли Господь допустил называться именем Его - > христианами - попробовать быть достойными этого Его удивительного > смирения. Братьями Он нас называет: +нас-то+! И, с другой стороны, > нам надо научиться понимать, что при всём нашем усилии, это всё же > только усилие, а помощь, а успех, а дары - только от Бога. И лишь > соединение в себе подвига одного и смирения другого может > нас сделать христианами. > Вдумаемся хотя бы в продолжении наступающей недели в то, > что мы собой представляем, чем мы похожи на фарисея, переберем > тех друзей, те обстоятельства, места, где мы себя проявляем иногда - > и начнем меняться; а когда придем в храм - будем помнить, что только > Божией милостью, только Его жалостью и терпением мы можем здесь > стоять. По достоинству нам нет здесь места. И тогда поплачем > в сердце, опять-таки не надменно, не напоказ, а в сердце. > Пусть станет нам стыдно и жалко; и если станет достаточно стыдно > и достаточно жалко, может быть, и мы подвигнемся, как блудный сын, > +войти в себя, встать и пойти к Отцу+, к Богу. Аминь. [ Митр. Сурожский Антоний. Проповедь в НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ www.mitras.ru/archive/040201.htm ] &&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&& && СМОТРИ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: &&&&&& &&& •свящ. Яков Кротов: фарисеи и мытари &&&&& &&&&& www.messia.ru/rasylka/004/691.htm#0 &&&& &&& •Яков Кротов: &&& &&&& Служить двум господам? Запросто! или Мытари-фарисеи && &&&&& www.messia.ru/rasylka/003/344.htm#0 && &&& •митр. Антоний Блум - &&& &&&& впервые только что опубликованная проповедь &&&& &&&&& www.mitras.ru/archive/050219.htm &&& &&& •Его же другая проповедь && &&&&& www.mitras.ru/archive/040201.htm && &&& •Проповедь свящ. Вячеслава Резникова &&& &&&&& www.pues.ru/orthodox/propov/pd_33.htm#0 &&&&& ********************************************************** Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050220/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/20.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *А тем, кто был уверен в собственной праведности и презирал всех остальных, Иисус рассказал такую притчу: 'Два человека пришли в Храм помолиться. Один был фарисей, а другой - сборщик податей. Фарисей стоял и так молился: "Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как остальные люди - корыстные, бесчестные, развратные или вот как этот сборщик податей. Я дважды в неделю пощусь, плач`у десятину со всего, что приобретаю". А сборщик податей, стоя в отдалении, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь и говорил: "Боже, я грешен, но сжалься надо мной!" Он, говорю вам, а не тот фарисей ушел домой оправданным. Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится'.* (Лк.18:9-14) * * * *Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом, ждут гонения. А негодяи и мошенники будут идти всё дальше - из огня да в полымя! - и сбивать с пути и других, и себя. А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился. Ты знаешь, кто твои учителя, еще в младенчестве узнал Святое Писание, а оно способно своей мудростью научить тебя спасению через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|